Прикладное социологическое исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:28, контрольная работа

Описание работы

Любая социальная наука не может существовать без приобретения различной эмпирической информации о процессах и явлениях, происходящих в обществе, а также тех средств, с помощью которых эта информация собирается и обрабатывается. Одним из источников такой информации выступают данные официальной статистики, опубликованные в журналах, бюллетенях и других изданиях. Социальную информацию можно также получить в результате специальных социальных исследований, которые проводиться с целью решения конкретной социальной проблемы.

Содержание работы

1.Введение
2. Этапы и виды прикладного социологического исследования.
3. Программа прикладного социологического исследования.
4. Выборочный метод в социологическом исследовании.
5.Заключение
6. Литература.

Файлы: 1 файл

Тема 29.docx

— 49.25 Кб (Скачать файл)

  Сущность этого метода состоит в том, что он дает возможность сделать заключение о характеристиках изучаемых признаков у объекта в целом (генеральной совокупности) , измеряя эти признаки только у некоторой части элементов, составляющих этот объект. Такая часть специально отобранных для изучения структурных элементов объекта получила название выборочной совокупности.

  Лучшим примером подобного исследования является перепись населения. Однако подобные проекты чрезвычайно трудоемки и дорогостоящи, а в информации от субъективных источников общество нуждается постоянно. Поэтому социологические исследования в большинстве случаев бывают выборочными. Главной проблемой выборочного исследования является отбор из генеральной совокупности объектов такой подсовокупности (выборки), которая сделала бы исследование одновременно и представительным, и экономичным.

   Представительностью или репрезентативностью выборки называется ее способность правильно отражать состояние дел в генеральной совокупности, из которой она извлечена и для изучения которой предназначена. Понятие эффективности (экономичности) выборки связано со стоимостью исследования. Эффективной называется выборка, которая позволяет получить наиболее точные результаты при заданной стоимости исследования либо обеспечить заданную точность результатов при минимальных затратах.

    Правомерность использования выборочного метода в социологических исследованиях базируется на двух основных принципах:

   Во-первых, на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов. Иными словами, на предположении о том, что интересующие нас значения признаков связаны со значениями ряда заранее известных качественных характеристик объекта. Такими качественными характеристиками (их еще называют контрольными признаками) объекта, для социолога обычно выступают пол, возраст, уровень образования, род деятельности, место проживания и ряд других признаков, по которым имеются заранее известные статистические данные. Как показывает практика социологических исследований, от значения именно таких признаков очень часто зависят значения признаков, которые социолог изучает (например, разного рода мнения, оценки, установки, ценностные ориентации, предпочитаемые образцы поведения, мотивы и т.д.).

   Во-вторых, на допустимости выводов об объекте на основании изучения его части при условии, что по своей структуре эта часть является микромоделью объекта, т.е. при условии, что выборочная совокупность воспроизводит основные характеристики генеральной совокупности. На практике это обеспечивается путем отбора в выборочную совокупность элементов из генеральной совокупности так, чтобы они воспроизводили пропорции генеральной совокупности по ряду контрольных признаков. Например, по удельному весу мужчин и женщин, лиц разного возраста, уровня образования и т.д. Обычно при построении выборочной совокупности используются значения двух-трех контрольных признаков, о которых известно, что их значения связаны со значениями исследуемых признаков. При этом предполагается, что значения исследуемых признаков в выборочной совокупности будут отклоняться от своих значений в генеральной совокупности на такую же величину, на которую отклоняются значения контрольных признаков. Такая  выборочная совокупность считается репрезентативной, т.е. представляющей генеральную.

      Репрезентативность (представительность) выборки означает, что с некоторой заранее заданной или вычисленной погрешностью можно отождествлять установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности. Другими словами, репрезентативность (достоверность) выборки – это ее способность отражать наиболее значимые характеристики генеральной совокупности.

    Выборочная совокупность, как правило, строится таким образом, чтобы при минимуме опрашиваемых людей удалось с необходимой степенью гарантии представить генеральную совокупность. Другими словами, структура выборочной совокупности в основном должна совпадать со структурой генеральной. Выборка и генеральная совокупность в идеале соотносятся между собой как подобные фигуры.

   Принято различать несколько основных методов формирования выборки:

1. Случайная выборка – это выборка, которая формируется на основе опроса случайно встреченных людей в месте опроса в данное время.

2. Вероятностная выборка – это выборка, которая формируется на  основе того факта, что при опросе определенного числа респондентов в данное время в данном месте возникает совокупность, достаточно близко совпадающая со структурой генеральной совокупности. Среди вероятностных выборок применяется и гнездовой метод. Его сущность в том, что он предполагает сплошной опрос в специально выделенных по случайному методу группах (гнездах) респондентов. Здесь единицы отбора представляют собой статистические серии: например, семья, школьный класс, студенческая группа, коллектив предприятия и т. д. Гнездами можно считать, например, места компактного проживания мигрантов или пункты торговли спиртными напитками. Выбор гнезд в данном случае осуществляется по правилам случайной выборки, а отобранные гнезда подвергаются сплошному обследованию.

3. Целевая выборка – это выборка, формирующаяся по специальным заранее заданным признакам генеральной совокупности. Примером такой выборки является метод квотной (пропорциональной) выборки, когда респонденты выбираются целенаправленно, с соблюдением параметров квот, изначально заданных по модели генеральной совокупности, т. е. пропорции, существующие в генеральной совокупности, соблюдаются и в выборочной. Однако следует иметь в виду, что таких пропорциональных соотношений может быть не более пяти, так как в противном случае формирование выборки значительно усложнится.

Принципы  выборочного  лежат в основе всех методов социологии – анкетного опроса, интервью, наблюдения, эксперимента, анализа документов. Существует две основные разновидности социологического опроса – анкетирование и интервьюирование.

Опрос-прием – получение информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Опросы бывают четырех видов: анкетирование (письменный опрос), интервью (устная беседа), социометрический опрос, экспериментальный опрос. В зависимости  от источника первичной социологической  информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.

Анкетирование – наиболее распространенный опрос. Опрашиваемых лиц называют респондентами. Выделяют опрос по почте и опрос на месте; радиотелевизионные и телефонные опросы. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей.

Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Виды интервью: о фактах и выявление оценок; стандартизированные и нестандартизированные (свободные); групповые и индивидуальные . Интервьюирование предлагает личное общение с опрашивающим, при котором исследователь (или его полномочный представитель ) сам задает вопросы и фиксирует ответы.  

В специализированных опросах  главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические  знания, жизненный опыт позволяет  делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов  являются эксперты, способные делать взвешенную оценку по интересующим исследователя  вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов  – экспертные опросы или оценки. Качество оценок самих результатов  зависит от концептуально-аналитических подходов экспертов, их идеологической ангажированности.

Описываемый подход реализуется  в социологических исследованиях  с помощью того или иного метода многомерного анализа эмпирических данных. Его сущность состоит в  предварительной стратификации  всей генеральной совокупности по всей системе показателей.

Организацию выборочного  исследования с применением методов  многомерного анализа социологу  целесообразно проводить в тесном контакте, со специалистом по многомерной  статистике. Все усилия, затраченные  социологом при подготовительной работе при организации выборочной совокупности по системе показателей с помощью многомерных методов, окупятся на стадии сбора социологической информации по рассчитанной таким образом выборке и анализу их результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Заключение

   Таким образом, дальнейшее развитие социологической науки в РБ в значительной мере будет зависеть от политической и экономической ситуации в стране, положения и роли науки в обществе, а также кадровой и финансовой политики государства. В ближайшем будущем отечественная социология (как и мировая) более четко определит свой предмет, отличный от предметов других наук, а также более предметно займется собственным делом, не подменяя другие науки, и, кроме того, институциализируется не только организационно, но и концептуально, методологически.

   Социальное исследование - это надежный способ познания социальной реальности, позволяющий постичь сущность тех или иных явлений и процессов. Оно дает возможность специалисту в любой области учесть социальные последствия определенных действий, повысить эффективность деятельности, уменьшить возможность и последствия ошибок. По образному выражению П. Сорокина, оно позволяет «понять весь механизм общественной жизни, раскрыть ее тайны, сделать непонятное понятным, сложное простым, случайное закономерным».

   Информация, полученная в ходе социального исследования, может способствовать решению проблем в различных областях человеческой жизни и деятельности. С его помощью можно выяснить скрытые качества социальных явлений и процессов, установить существенные причины, лежащие в их основе.

    Важнейшую роль социальные исследования должны сыграть в условиях формирования рыночных отношений и перестройки всей политической системы, экономической и социальной жизни, когда предстоит выяснить движущие факторы развития и деятельности социальных, этнических, демографических общностей, раскрыть особенности социального положения и жизнедеятельности различных социальных групп, показать социальную мобильность и дифференциацию общества в современных условиях.

Занимаясь изучением социальных процессов, формируя общественное сознание, показывая механизм социальных изменений, выявляя основные тенденции и  направления движения человечества в XXI веке, социальные науки способствует решению общественных проблем и  развитию общества.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

    Бабосов, Е. М. Прикладная социология: учеб. пособия для вузов / Е.М.Бабосов. – Минск, 1999.

   Ядов, В. А. Социологические исследования : методология, программа, методы. – Самара, 2001.

   Андреенков В.Г. Эксперимент. //Социология. /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996.

        Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.

        Оперативные социологический исследования : методика и опыт организации / Под ред. Д. Г. Ротмана, А. Н. Данилова, Л. Г. Новиковой. – Минск: БГУ, 2001.

        Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. – Москва, 1998.

       Социология: методические указания для студентов  заочного факультета/составитель  Рудко Е.А. Витебск 2011г.


Информация о работе Прикладное социологическое исследование