Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:35, курсовая работа
Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.
Введение........................................................................................................3
Основная часть:
Глава 1. Принципы права социального обеспечения..........................4-10
1.1 Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения....................................................................................................4-10
Глава 2. Содержание принципов права социального обеспечения....11-20
Заключение...............................................................................................21
Список источников информации...........................................................22-23
Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.).
К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, военная травма). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определённых территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.
4. Обязанность государства
гарантировать уровень
В настоящее время данный
принцип не реализован, поскольку
ни одна из выплат по системе социального
обеспечения, назначаемая в фиксированном
размере либо соизмеряемая с минимальной
оплатой труда, такого уровня не достигает
(например, минимальные пенсии по старости,
инвалидности, потери кормильца, пособия
на детей, компенсационные выплаты
и др.). Однако это не означает, что
государство освобождается от обязанности
гарантировать человеку достойный
уровень жизни. Такая обязанность
вытекает как из международных актов
в области социального
24 октября 1997 г. был принят Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», которым установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан.
Прожиточный минимум определяется
в Законе как стоимостная оценка
потребительской корзины плюс обязательные
платежи и сборы. Потребительская
корзина должна включать минимальный
набор продуктов питания, непродовольственных
товаров и услуг, необходимых
для сохранения здоровья человека и
поддержания его
Согласно Закону прожиточный
минимум в целом по России предназначен
для обоснования
Поскольку правовые принципы не только пронизывают содержание норм, но и определяют направление развития права, рассматриваемый принцип не снимается с повестки дня, и по мере укрепления экономики государство юридически обязано гарантировать гражданину прожиточный минимум.
5. Гарантированность социальной
помощи в случаях, когда
Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствий, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.
Представление о нуждаемости
в социальном обеспечении не остается
неизменным, оно со временем трансформируется.
Законодательство последних лет
расширило перечень социальных рисков,
при наступлении которых
6. Многообразие видов
социального обеспечения.
В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, По случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным.
Заново сформировалась система социальных пособий на детей. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. предусмотрел следующие виды государственных социальных выплат:
пособие по беременности и родам;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременное пособие при рождении ребенка;
ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
ежемесячное пособие на ребенка.
Отдельными нормативными актами предусмотрены:
1. пособие по временной нетрудоспособности;
2. по безработице;
3. единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом; работинкам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей;
4. гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений; социальное пособие на погребение.
Система компенсационных
выплат – новое явление для
российского социального
Социальное обслуживание является неотъемлемым элементом системы социального обеспечения, в рамках которого предусматривается социальная помощь не в денежной форме, а в виде социальных услуг. В настоящее время социальное обслуживание охватывает многообразные виды социальных услуг, предоставляемых бесплатно или со скидкой, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью.
1. Это – медицинская помощь и лечение;
2. лекарственная помощь;
3. санаторно-курортное лечение;
4. социальная помощь на дому;
5. содержание в учреждениях социального обслуживания;
6. содержание детей в детских учреждениях;
7. обеспечение инвалидов транспортными средствами или средством передвижения, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов;
8. протезно-ортопедическая помощь; предоставление льгот по системе социального обеспечения.
Многообразие видов
В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. предусматривается оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
В связи с введением в действие Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. в Российской Федерации установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях.
Обязательное социальное
страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний является особым видом
социального страхования и
1. обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
2. возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию;
3. обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
4. Статья 8 настоящего Федерального закона устанавливает перечень видов обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обеспечение осуществляется в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
5. в виде единовременной, ежемесячных страховых выплат застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти; в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая расходы на:
6. дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной по обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств;
7. посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;
8. санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а в Необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания;
9. протезирование, а также на обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованному лицу для трудовой деятельности и в быту; обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонты и оплату расходов на горючесмазочные материалы;
10. профессиональное обучение (переобучение). Дополнительные расходы производятся страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в указанных видах помощи, обеспечения или уходе.
Заключение
Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и Защиты их прав. Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов. Объединения ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали инициаторами ряда законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих», «О социальной защите инвалидов».