Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:35, курсовая работа
Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.
Введение........................................................................................................3
Основная часть:
Глава 1. Принципы права социального обеспечения..........................4-10
1.1 Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения....................................................................................................4-10
Глава 2. Содержание принципов права социального обеспечения....11-20
Заключение...............................................................................................21
Список источников информации...........................................................22-23
В историческом аспекте значительное
влияние на формирование принципов
права социального обеспечения
оказала рабочая страховая
—обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка в связи с безработицей;
—страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств;
—все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;
– всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному, типу и на началах полного самоуправления застрахованных.
Идеи, сформулированные в начале XX в., не потеряли своей актуальности и сейчас. Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы – одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.
Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, ас другой – указывают основные тенденции ее развития.
Ученые, занимающиеся исследованиями
в области социального
Так, например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:
связь обеспечения, как правило, с трудом;
—обеспечение не только граждан, но и их семей;
—свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжениями;
—приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;
—зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума. Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы:
—всеобщность;
—финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
—дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
– универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.
Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных принципов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существования и определяющее воздействие на развитие права социального обеспечения.
Нам представляется наиболее удачными формулировка и разработка принципов права социального обеспечения, предложенные Э.Г. Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы:
—осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
—дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
—обязанность государства
гарантировать уровень
—гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
—многообразие видов социального обеспечения;
—участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.
На наш взгляд, перечисленные
выше принципы следует дополнить
принципом всеобщности
Глава 2. Содержание принципов права социального обеспечения.
1. Всеобщность социального
обеспечения. Конституция
В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.
Наиболее полно принцип
всеобщности воплощен в пенсионном
обеспечении. Пенсии – это наиболее
распространенный и характерный
вид социального обеспечения
престарелых и нетрудоспособных
граждан, который представляет основу
всей системы социального
Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. впервые предусмотрел наряду с трудовыми пенсиями (по старости, инвалидности за выслугу лет, по случаю потери кормильца) право на социальную пенсию любому гражданину независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидности.
По ранее действовавшему
законодательству нетрудоспособным гражданам,
не имеющим права на пенсию в связи
с трудовой деятельностью, назначалось
ежемесячное пособие при
В настоящее время в
России введено подлинно всеобщее пенсионное
обеспечение. Право на социальное обеспечение
в виде пенсии признано за каждым человеком,
и оно реализовано. Всеобщее пенсионное
обеспечение полностью
Всеобщность социального
обеспечения проявляется в
В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.
Принцип всеобщности социального обеспечения закреплен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения (ст. 41 Конституции РФ5, ст. 17, 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан6, ст. 1 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации7). В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях – иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.
2. Осуществление социального
обеспечения за счет как
Обязательное социальное страхование – это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.
Система обязательного социального страхования включает пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование. Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска.
Финансовую базу указанных
видов страхования составляют государственные
внебюджетные страховые фонды –
Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Федеральный и
территориальные фонды
Социальное страхование
носит обязательный характер, что
находит выражение в
Все работники подлежат обязательному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования независимо от каких-либо условий, и, следовательно, они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством. Взносы на социальное страхование работников в виде единого социального налога уплачиваются работодателями.
Средства обязательного
социального страхования
По российскому
По мере развития рыночных отношений все большее место в источниках финансирования социального обеспечения занимают страховые платежи работодателей.
3. Дифференциация видов,
условий и уровня обеспечения
в зависимости от трудового
вклада, причин нуждаемости и
иных социально значимых
Критерии дифференциации
могут носить объективный характер
– это природно-климатические
условия, вредные, тяжелые и особо
вредные условия труда, либо зависеть
от субъективных
свойств участников правоотношений, например,
физиологических особенностей, состояния
здоровья (женщины, несовершеннолетние,
инвалиды).
Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность. В преамбуле Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. было закреплено, что основными критериями дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты.
В настоящее время с
определенной продолжительностью трудового
стажа связано право на трудовую
пенсию по старости. Работа в неблагоприятных
условиях дает право на льготные условия
получения пенсионного