Принципы права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Содержание работы

Введение........................................................................................................3
Основная часть:
Глава 1. Принципы права социального обеспечения..........................4-10
1.1 Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения....................................................................................................4-10
Глава 2. Содержание принципов права социального обеспечения....11-20
Заключение...............................................................................................21
Список источников информации...........................................................22-23

Файлы: 1 файл

курсовая р.docx

— 45.94 Кб (Скачать файл)

В историческом аспекте значительное влияние на формирование принципов  права социального обеспечения  оказала рабочая страховая программа, принятая VI (Пражской) Всероссийской  конференцией РСДРП в 1912 г. В резолюции конференции «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих» указывалось, что государственное страхование рабочих должно:

—обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот  после смерти добытчика) или в  случае потери заработка в связи  с безработицей;

—страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств;

—все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы  по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;

–  всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному, типу и на началах полного самоуправления застрахованных.

Идеи, сформулированные в  начале XX в., не потеряли своей актуальности и сейчас. Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы – одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.

Под принципами права социального  обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют  внутреннее единство данной отрасли  права, ас другой – указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает и их количество у различных авторов.

Так, например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:

связь обеспечения, как правило, с трудом;

—обеспечение не только граждан, но и их семей;

—свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжениями;

—приоритет в обеспечении  некоторых категорий граждан;

—зависимость уровня обеспечения  от прожиточного минимума. Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

—всеобщность;

—финансирование социального  обеспечения за счет обязательных страховых  взносов, а также за счет государственного бюджета;

—дифференциация социального  обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые  и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

–        универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных принципов, их полноту, но нельзя отрицать объективность  их существования и определяющее воздействие на развитие права социального  обеспечения.

Нам представляется наиболее удачными формулировка и разработка принципов права социального  обеспечения, предложенные Э.Г. Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы:

—осуществление социального  обеспечения за счет как страховых  платежей, так и средств бюджета;

—дифференциация видов, условий  и уровня обеспечения в зависимости  от трудового вклада, причин нуждаемости  и иных социально значимых обстоятельств;

—обязанность государства  гарантировать уровень социального  обеспечения не ниже прожиточного минимума;

—гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек  нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

—многообразие видов социального  обеспечения;

—участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в  разработке, принятии и осуществлении  решений по вопросам социального  обеспечения и защиты их прав.

На наш взгляд, перечисленные  выше принципы следует дополнить  принципом всеобщности социального  обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Содержание принципов права социального обеспечения.

1. Всеобщность социального  обеспечения. Конституция Российской  Федерации, Декларация прав и  свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР  22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, Национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает  ограничений в праве на получение  тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при  которых они предоставляются. Этому  не противоречит то обстоятельство, что  право на отдельные виды обеспечения  поставлено в зависимость от участия  гражданина в прошлом или настоящем  в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

Наиболее полно принцип  всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии – это наиболее распространенный и характерный  вид социального обеспечения  престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы социального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как  правило, сверх пенсии (протезирование, различные бесплатные либо со скидкой  услуги и т.п.), а иногда частично взамен ее. В России 39 млн. пенсионеров, т.е. каждый четвертый житель страны; доходы в виде пенсий – второй по объему источник доходов населения  после оплаты труда.

Закон РФ «О государственных  пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. впервые предусмотрел наряду с трудовыми пенсиями (по старости, инвалидности за выслугу лет, по случаю потери кормильца) право на социальную пенсию любому гражданину независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидности.

По ранее действовавшему законодательству нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на пенсию в связи  с трудовой деятельностью, назначалось  ежемесячное пособие при условии, если они не имели источника средств  к существованию и родственников, обязанных по закону их содержать. Решение  о предоставлении пособия сопровождалось проверкой материального и семейного  положения человека.

В настоящее время в  России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение  в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует  общепринятым принципам и нормам международного права.

Всеобщность социального  обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. Согласно ст. 38, 39 Конституции РФ4 материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Руководствуясь данной конституционной нормой, Государственная Дума 19 мая 1995 г. приняла Федеральный закон -» О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно преамбуле Закона устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В соответствии с российским законодательством каждая семья  независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального  достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в  виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе  социального обеспечения.

Принцип всеобщности социального  обеспечения закреплен также  в законодательстве, касающемся медицинской  помощи и лечения (ст. 41 Конституции РФ5, ст. 17, 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан6, ст. 1 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации7). В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях – иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

2. Осуществление социального  обеспечения за счет как страховых  платежей, так и средств бюджета.  Конституционное право граждан  на социальное обеспечение гарантируется  системой обязательного социального  страхования. Как показывает опыт  стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.

Обязательное социальное страхование – это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством  которого происходит перераспределение  общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.

Система обязательного социального  страхования включает пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование. Каждый из этих видов страхования  обеспечивает защиту застрахованным и  членам их семей от определенного  вида социального риска.

Финансовую базу указанных  видов страхования составляют государственные  внебюджетные страховые фонды –  Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Федеральный и  территориальные фонды обязательного  медицинского страхования. Эти фонды  обеспечивают накопление обязательных к уплате страховых взносов –  основного источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты и услуги, предоставляемые  работникам по системе обязательного  социального страхования.

Социальное страхование  носит обязательный характер, что  находит выражение в обязанности  уплаты страховых взносов и в  обязанности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных.

Все работники подлежат обязательному  социальному страхованию. На них  распространяются все виды социального  страхования независимо от каких-либо условий, и, следовательно, они имеют  право на получение всех видов  обеспечения по социальному страхованию  на условиях и в размерах, установленных  законодательством. Взносы на социальное страхование работников в виде единого  социального налога уплачиваются работодателями.

Средства обязательного  социального страхования расходуются  на выплаты трудовых пенсий, различных  пособий работающим (пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, ритуальных пособий и  др.), медицинскую помощь и лечение  и т.д.

По российскому законодательству многие виды социального обеспечения  предоставляются человеку как члену  общества без всякой связи с его  трудовой деятельностью. Поэтому параллельно  с системой обязательного социального  страхования существуют и виды социального  обеспечения, которые непосредственно  финансируются за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные  пособия на детей, социальная помощь на дому, профессиональное обучение и  трудоустройство инвалидов, обеспечение  их средствами передвижения, транспортными  средствами, протезно-ортопедическая помощь и др.).

По мере развития рыночных отношений все большее место  в источниках финансирования социального  обеспечения занимают страховые  платежи работодателей.

3. Дифференциация видов,  условий и уровня обеспечения  в зависимости от трудового  вклада, причин нуждаемости и  иных социально значимых обстоятельств.  Данный принцип раскрывается  через правовые нормы, которые  устанавливают виды социального  обеспечения, условия выплаты,  размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер – это природно-климатические  условия, вредные, тяжелые и особо  вредные условия труда, либо зависеть от субъективных 
свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в  зависимости от целого ряда социально  значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность. В преамбуле  Закона РФ «О государственных пенсиях  в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. было закреплено, что основными критериями дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты.

В настоящее время с  определенной продолжительностью трудового  стажа связано право на трудовую пенсию по старости. Работа в неблагоприятных  условиях дает право на льготные условия  получения пенсионного обеспечения. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для  получения особого вида пенсии –  пенсии за выслугу лет. Продолжительность  трудовой деятельности при определенных условиях влияет на размер пенсионного  обеспечения.

Информация о работе Принципы права социального обеспечения