Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:12, реферат
Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.
Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.
Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.
В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние годы взгляды специалистов стали меняться. Споры обычно сводятся к тому, являются ли принципы права только «руководящими идеями» и потому достаточно вывести их из смысла правовых норм, или они обязательно должны быть еще и закреплены в этих нормах. По мнению ряда ученых – К.Н. Гусова, В.Н. Толкуновой, Л.Я. Сыроватской – определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обязательного закрепления ее в праве перевело бы эту категорию в область правосознания или правовой науки. Правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы - это принципы «права своего времени».
Отличие принципов от правовых норм заключается в том, что:
Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам. Закрепление правовых принципов в нормах права – это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства.
В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, так, например, статьей 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. (с изменениями от 05.03.2004 г.) определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:
По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:
В основном они закрепляются непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями от 22.08.2004 г.) указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.
Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой – указывают основные тенденции ее развития.
Ученые, занимающиеся исследованиями
в области социального
Так, например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:
Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы:
Нам представляются наиболее удачными формулировка и разработка принципов права социального обеспечения, предложенные Э.Г. Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы:
Всеобщность социального
обеспечения. Конституция Российской
Федерации 1993 г., Декларация прав и свобод
человека и гражданина, принятая Верховным
Советом РСФСР
22 ноября 1991 г., устанавливают равную и
одинаковую для каждого возможность при
наступле-нии конкретных социально-значимых
обстоятельств получить определенные
виды социального обеспечения независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям и других обстоятельств.
Право на социальное обеспечение является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.
Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии – это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы социального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как правило, сверх пенсии (протезирование, различные бесплатные услуги и т.п.), а иногда частично взамен ее (содержание и обслуживание в домах-интернатах и пр.). В России 38 млн пенсионеров, т.е. каждый четвертый житель страны; доходы в виде пенсий – второй по объему источник доходов населения после оплаты труда.
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. (с изменениями от 22.08.2004 г.) предусмотрел право на социальную пенсию любому гражданину, независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидности.
В настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым гражданином РФ, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.
Всеобщность социального
обеспечения проявляется в
(с изменениями от 22.12.2005 г.), согласно которому
устанавливается единая система государственных
пособий гражданам в связи с рождением
и воспитанием детей, которая обеспечивает
гарантированную государством материальную
поддержку материнства, отцовства и детства.
Каждая семья в РФ независимо от ее социального
положения, количества воспитываемых
детей, материального достатка имеет право
при рождении ребенка на материальную
помощь в виде пособий, компенсационных
выплат, социальных услуг, льгот по системе
социального обеспечения.
В соответствии с указанным законом гражданам, имеющим детей, устанавливаются следующие виды государственных пособий:
Принцип всеобщности обеспечения проведен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения (ст. 41 Конституции РФ, ст. 17, 18 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. (с изменениями от 07.03.2005 г.), ст. 1 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.2001 г. (с изменениями от 23.12.2003 г.). В пределах Федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях, иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.
Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой государственного социального страхования. Социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.
Государственное социальное страхование – это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.
Государственная система социального страхования включает:
– пенсионное страхование;
– медицинское страхование;
– социальное страхование (страхование по болезни);
– страхование занятости (страхование по безработице).
Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска.
Финансовую базу
указанных видов страхования
составляют государственные внебюджетные
страховые фонды – Пенсионный
фонд РФ, Фонд социального страхования
РФ, Федеральный
и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования. Эти фонды обеспечивают
сбор и накопление обязательных к уплате
страховых взносов – основного источника
средств, за счет которого финансируются
денежные выплаты и услуги, предоставляемые
работникам по системе государственного
социального страхования.