Принципы права соиального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:12, реферат

Описание работы

Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Файлы: 1 файл

ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Государственное социальное страхование носит обязательный характер, это выражается в обязанности  уплаты страховых взносов и в  обязанности предоставления обеспечения, гарантированности и реализации прав застрахованных.

Все работники  подлежат обязательному государственному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования независимо от каких-либо условий, и, следовательно, они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством.

Взносы на социальное страхование работников уплачиваются работодателями. Размеры страховых  взносов ежегодно устанавливаются  федеральным законом по каждому  виду страхования.

Средства государственного социального страхования расходуются на выплаты трудовых пенсий, различных пособий работающим (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ритуальных пособий и др.), медицинскую помощь и лечение и т.д.

По российскому законодательству многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой социального страхования существует и вид социального обеспечения, который непосредственно финансируется за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, социальное обслуживание в учреждениях социального обслуживания, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения, транспортными средствами, протезно-ортопедическая помощь и др.).

По мере развития рыночных отношений  все большее место в источниках финансирования социального обеспечения  занимают страховые платежи работодателей.

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально-значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер – это природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении  предусмотрена в зависимости  от целого ряда социально-значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность.

Связь социального обеспечения  с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.).

На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения  влияют многочисленные социально-значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.

Обязанность государства  гарантировать уровень социального  обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В настоящее время этот принцип  не реализуется, поскольку ни одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с мини-мальной оплатой труда, такого уровня не достигает (например, пособия на детей, компенсационные выплаты и др.). Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1999 г. № 1920-1, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Гарантированность социального  обеспечения в случаях, когда  человек нуждается в ней в  силу обстоятельств, признаваемых социально-значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально-значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это – достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.

Данные обстоятельства выполняют  роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.

Представление о нуждаемости в  социальном обеспечении не остается неизменным и со временем трансформируется, и, соответственно, расширяется перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите.

Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения  и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную  ситуацию по независящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции РФ.

Многообразие видов  социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение  
в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

В денежной форме выплачиваются  пенсии, пособия, компенсации, виды которых  постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным, а также пособие по временной нетрудоспособности; по безработице; единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом; работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей; гражданам при возникновении поствакционных осложнений; социальное пособие на погребение.

Система компенсационных выплат – новое явление для российского социального обеспечения.

Компенсационные выплаты предоставляются:

  • работникам за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет – Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями от 22.12.2005 г.);
  • студентам, аспирантам за время академического отпуска, а также женам (мужьям) военнослужащих и женам служащих органов внутренних дел – Указ Президента РФ от  
    30.05.1994 г. «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан»  
    (с изменениями от 17.04.2003 г.);
  • трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидом I группы, престарелым, ребенком-инвалидом до 18 лет – Указ Президента РФ от 17.03.1994 г. «О размере компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (с изменениями от 26.06.2001 г.);
  • на детей, находящихся под опекой и попечительством – Приказ Министерства образования РФ от 19.08.1999 г. № 199 «Об утверждении положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)»;
  • вынужденным переселенцам и беженцам – Федеральный закон РФ от 19.02.1993 г.  
    «О беженцах» (с изменениями от 22.08.2004 г.);
  • инвалидам на санаторно-курортное лечение и обслуживание транспортных средств – Постановление Правительства РФ от 10.07.1995 г. «О назначении и выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание»  
    (с изменениями от 08.08.2003 г.).

Социальное обслуживание является неотъемлемым элементом государственной  системы социального обеспечения, в рамках которого предусматривается социальная помощь не в денежной форме, а в виде социальных услуг. В настоящее время социальное обслуживание охватывает многообразные виды социальных, услуг предоставляемых бесплатно или со скидкой, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью. Это – медицинская помощь и лечение; лекарственная помощь; санаторно-курортное лечение; социальная помощь на дому; содержание в учреждениях социального обслуживания; содержание детей в детских учреждениях; обеспечение транспортным средством или средством передвижения, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; протезно-ортопедическая помощь.

Многообразие видов социального  обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается.

В соответствии с Федеральным законом  «О государственной социальной помощи»  от 17 июля 1999 г. (с изменениями от 29.12.2004 г.), предусматривается оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в  разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов.

 

 

Задание

 

Установите  соответствие между представленными  понятиями и определениями:

 

п/п

Понятие

Определение

1

Льготы

конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о  социальном обеспечении как имеющие  определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения

2

Несчастный случай на производстве

ежемесячная, периодическая или  разовая выплата, заменяющая потерянный гражданином заработок или дополняющая его при повышенных расходах, производимая из государственных и муниципальных средств, фондов государственного социального страхования и других в размере и порядке, установленных законодательством

3

Потребительская корзина

конкретное социальное благо (вид  обеспечения), по поводу которого установлена  определенная юридическая связь  субъектов 

4

Пенсионные правоотношения

урегулированные нормами гражданско-процессуального или административно-процессуального права отношения гражданина (семьи) с юрисдикционными органами о рассмотрении его спора с органом социального обеспечения по вопросу социального обеспечения

5

Страховой стаж

форма организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими гражданами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов

6

Социальное обеспечение

минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и  услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности

7

Юридические факты в социальном обеспечении

урегулированные нормами права  социального обеспечения отношения  гражданина (семьи) с органом социальной защиты населения, возникающие на основании  решения комиссии по назначению пенсий, по которым гражданин (семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган социальной защиты, соответственно обязан ее выплачивать

8

Государственное (обязательное) социальное страхование

социально-обеспечительные блага  имущественного характера, предоставляемые  определенным заслуженным гражданам  или инвалидам по сокращению их расходов по транспорту, по оплате жилищно-коммунальных услуг, по протезированию и в других случаях

9

Страховой взнос

стратегия государственной помощи по поддержке и защите наиболее незащищенных слоев населения; система гарантированных государством экономических, организа-ционных, правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации

10

Государственная социальная помощь

совокупность правовых норм, регулирующих комплекс общественных отношений, возникающих в связи с денежной формой обеспечения граждан; с предоставлением гражданам различного рода социальных услуг; по поводу установления юридических фактов, реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения

11

Социальный риск

основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством  которого происходит перераспределение  общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества в случаях утраты заработка или другого источника средств существования

12

Правоотношения по социальному  обеспечению

суммарная продолжительность трудовой деятельности в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности

13

Пособие

форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества

14

Отрасль права социального обеспечения

событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть

15

Социальная защита

вероятностное событие, порождаемое  объективными социально-значимыми  причинами и влекущее утрату заработка, снижение доходов ниже прожиточного минимума, потребность в медицинской  помощи и других социальных услугах

16

Система права социального обеспечения

обязательный платеж по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику

17

Объект правоотношения по социальному  обеспечению

объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты

18

Обеспечение по страхованию

руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов

19

Правовые принципы

основополагающие идеи, руководящие  начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой – указывают основные тенденции ее развития

20

Принципы права социального  обеспечения

страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право


 


Информация о работе Принципы права соиального обеспечения