Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 18:59, реферат
Конфликт — открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия.
Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения. На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре, где каждый стремится отстоять свое мнение и доказать другому его неправоту.
Социальные конфликты и способы их решения………………………………3
Программа социологического исследования…………………………………7
Этническая социология………………………………………………………….10
Принципы производительности Гаррингтона Эмерсона……………………14
Литература………………………………………………………………………16
Содержание:
Социальные конфликты и способы их решения………………………………3
Программа социологического исследования…………………………………7
Этническая социология……………………………………………………
Принципы производительности Гаррингтона Эмерсона……………………14
Литература……………………………………………………
Социальные конфликты и способы их решения
Конфликт — открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия.
Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения. На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре, где каждый стремится отстоять свое мнение и доказать другому его неправоту.
Стадии протекания конфликта:
1) потенциальное формирование противоречивых
интересов, ценностей, норм;
2) переход потенциального конфликта в
реальный или стадию осознания участниками
конфликта своих верно или ложно понятых
интересов;
3)конфликтныедействия;
4) снятие или разрешение конфликта.
Каждый конфликт имеет более или менее
четко выраженную структуру.
В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон. Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, мировоззрением. Конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками. В любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых обеими конфликтующими сторонами. Пока существуют все элементы структуры конфликта, он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.
Несмотря на то, что большинство
людей относятся к конфликту как к чему-то
негативному, он имеет конструктивные
функции:
1) конфликт выступает источником развития,
совершенствования процесса взаимодействия
(развивающая функция);
2) обнаруживает возникшее противоречие
(познавательная функция);
3) призван разрешить противоречие (инструментальная
функция);
4) имеет объективные последствия, связанные
с изменением обстоятельств.
Одни и те же конфликты могут быть конструктивными в одном отношении и деструктивными в другом.
Деструктивные функции конфликта
очевидны:
1) в конфликтной ситуации почти все люди
испытывают психологический дискомфорт,
подавленность, напряжение;
2) нарушается система взаимосвязей;
3) понижается эффективность совместной
деятельности.
В связи с этим почти все люди относятся к конфликтам негативно и стремятся их избежать, хотя существуют и инициаторы конфликтов.
Существует несколько типологий
конфликтных ситуаций. Критериями типологизации
конфликтов служат функции, субъекты взаимодействия,
типы поведения участников и др. С точки зрения
субъектов взаимодействия, выделяют конфликты
межличностные, межгрупповые и внутри
личностные.
Межличностные конфликты — столкновения
взаимодействующих людей, чьи цели либо
взаимно исключают друг друга и несовместимы
в данной ситуации, либо противодействуют
или мешают друг другу. Межгрупповые конфликты
возникают из-за противоборства групп
в коллективе или социуме. Внутриличностные
конфликты — столкновение относительно
равных по силе и значимости, но противоположно
направленных мотивов, потребностей, интересов,
влечений у одного человека.
Возможны классификации конфликтов:
1) горизонтальные (между рядовыми сотрудниками);
2) вертикальные (между людьми, находящимися
в подчинении друг к другу);
3) смешанные (сочетание предыдущих разновидностей).
По характеру
вызвавших конфликт причин выделяют конфликты,
вызванные трудовым процессом, психологическими
особенностями человеческих взаимоотношений,
личностным своеобразием членов группы.
По значению конфликтов для
организации, а так же по способу их разрешения
различают конструктивные и деструктивные
конфликты.
Для конструктивных конфликтов характерны
разногласия, которые затрагивают принципиальные
вопросы и разрешение которых выводит
организацию на более высокий и эффективный
уровень развития.
Деструктивные конфликты приводят
к негативным явлениям, которые, в свою
очередь, приводят к резкому снижению
эффективности работы группы.
В конфликтной ситуации важным является
то, как субъекты взаимодействия ее себе
представляют.
Могут быть конфликты, которые не имеют существенного основания, но сами субъекты полагают, что они есть.
Такой конфликт рассматривается
как ложный, в отличие от подлинного, при
котором реальные противоречия существуют
и осознаются обеими сторонами подлинного
противоречия. Среди различных типов конфликтов
наиболее сложным можно считать так называемый
латентный, т. е. скрытый конфликт.
Данный конфликт должен был бы произойти,
но не происходит, так как по тем или иным
причинам он либо не осознается субъектами
взаимодействия, либо скрывается ими за
социально приемлемыми формами поведения.
Сложными конфликтами являются личные и производственные. Семья и работа, личная жизнь и профессиональная деятельность — основные сферы жизнедеятельности человека, которые связаны с самоутверждением личности и тем самым определяют ее особую уязвимость.
Производственные противоречия могут быть обусловлены не только индивидуальными особенностями субъектов взаимодействия, но также и спецификой профессионального труда.
Конфликт может быть смещенным или двойным, когда существующие значительные противоречия между субъектами скрываются за внешними, незначительными противоречиями.
Смещенный конфликт — это явный конфликт, за которым можно обнаружить скрытый, лежащий в основе явного. Это происходит, если по каким-то причинам индивиды не могут даже себе признаться в причинах и источниках конфликта.
Разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта.
В основу модели поведения человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам положены идеи Е. Мелибруды, В. Зигерта и Л. Ланге.
Конструктивное разрешение
конфликта зависит от следующих факторов:
1) адекватности восприятия конфликта;
2) открытости и эффективности общения,
готовности к всестороннему обсуждению
проблем;
3) создания атмосферы взаимного доверия
и сотрудничества. К. У. Томасом и Р. Х. Килменном
разработаны наиболее приемлемые стратегии
поведения в конфликтной ситуации.
Существуют пять стилей поведения
при конфликте: приспособление, компромисс,
сотрудничество, игнорирование, соперничество
(конкуренция). Стиль поведения в конкретном
конфликте определяется той мерой, в которой
вы хотите удовлетворить собственные
интересы, действуя при этом пассивно
или активно, и интересы другой стороны,
действуя совместно или индивидуально.
Стиль соперничества, конкуренции может
использовать человек, обладающий сильной
волей, достаточным авторитетом, властью,
не очень заинтересованный в сотрудничестве
с другой
стороной и стремящийся в первую очередь
удовлетворить собственные интересы.
Стиль сотрудничества можно
использовать, если, отстаивая собственные
интересы, вы вынуждены принимать во внимание
нужды и желания другой стороны.Цель его
применения — разработка долгосрочного
взаимовыгодного решения.Такой стиль
требует умения объяснять свои желания,
выслушивать друг друга, сдерживать свои
эмоции. Отсутствие одного их этих факторов
делает этот стиль неэффективным.Стиль
компромисса. Суть его заключается в том,
что стороны стремятся урегулировать
разногласия при взаимных уступках. Этот
стиль наиболее эффективен, обе стороны
хотят одного и того же, но знают, что одновременно
это невыполнимо. Стиль уклонения реализуется
обычно, когда затрагиваемая проблема
не столь важна, участник конфликта не
отстаивает своих прав, не сотрудничает
ни с кем для выработки решения и не
хочет тратить время и силы на ее решение.
Этот стиль рекомендуется в тех случаях,
когда одна из сторон обладает большей
властью или чувствует, что неправа, или
считает, что нет серьезных оснований
для продолжения контактов. Этот стиль
не является бегством от проблемы или
уклонением от ответственности.
Уход или отсрочка могут быть подходящей реакцией на конфликтную ситуацию. Стиль приспособления означает, что участник конфликта действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Ни один из стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Необходимо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
Программа социологического исследования
Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.
Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.
Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.
Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.
Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.
Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического исследования предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных показателей. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как его сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.
Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая – дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.
Задачи – отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные – для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.
С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предметы исследования.
Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.
Предварительный системный анализ объекта – это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.
Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент.
Информация о работе Принципы производительности Гаррингтона Эмерсона