Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 13:40, реферат
Целью данного реферата является систематизация, накопление и закрепление знаний об основных законах и принципах социального управления.
Задачами реферата являются:
- изучение основных законов социального управления;
- исследование основных принципов социального управления.
Введение.........................................................................................................3
1. Законы социального управления.............................................................4
1.1. Основные компоненты социального управления...............................4
1.2. Функции социального управления.......................................................7
1.3. Источники, движущие силы и механизмы социального управления...............................................................................................................8
2. Принципы социального управления......................................................10
2.1. Сущность принципов социального управления................................10
2.2. Общие принципы социального управления......................................11
2.3. Общие методологические принципы научного управления социальными процессами.....................................................................................19
2.4. Организационные принципы социального управления...................20
2.5. Частные принципы социального управления....................................23
Заключение..................................................................................................24
Список литературы.....................................................................................25
Принципы управления отличаются высокой стабильностью во времени. Однако это не исключает гибкости их применения в различных конкретных условиях.
Экономика общества,
организации в своем развитии
проходит различные этапы, отягчающиеся
масштабами и структурой, технической
оснащенностью и формами
Принципы управления - наиболее сознательная форма использования объективных законов общества в практике управления. Поскольку управление складывается из двух основных факторов - стихийного и сознательного управления - научный уровень управления достигается за счет сокращения действий стихийного фактора. Сократить действие стихийного фактора можно путем постоянного социологического изучения тенденций и закономерностей прохождения общественных процессов и их влияния на социальное управление. Владение информацией о действии внешних социальных условий и факторов на систему управления позволит выработать научный подход к управлению, основанный на объективных закономерностях.
Социологический подход к принципам управления предполагает выделение среди них четырех основных типов принципов:
общие методологические принципы управления социальными процессами;
специфические методологические принципы управления, выведенные из социологии;
организационные принципы социального управления;
частные принципы управления.
Рассмотрим отдельно каждый из выделенных типов принципов управления.
2.2. Общие
принципы социального
Управленческая деятельность весьма разнообразна по своему объему и содержанию в зависимости от того, каков ее объект- то ли это общество, страна в целом, то ли это предприятие, учреждение. Но при всем своем многообразии процесс управления имеет много общего, сходного в основном и главном. Это общее в управлении находит свое выражение в основных принципах управленческой деятельности руководящих органов, лиц, специальных институтов. Принцип, как известно, есть отражение в головах людей объективных закономерностей, по которым развивается тот или иной социальный процесс. Люди по- разному воспринимают и отражают в своем сознании эти закономерности, а значит, неодинаково формулируют и принципы управления процессами и явлениями социальной действительности. Поэтому, социологической литературе мы встречаем разное количество и разную их трактовку.
Таким образом, принцип, как понятие, объективен по своему содержанию, поскольку отражает объективные законы общественного развития, но он субъективен, идеален по форме и формулировке, поскольку является продуктом человеческого сознания, итогом научного анализа социальных законов. Главное в принципе- его содержательная сторона, в ней заключена его научность, истинность.
Под общими принципами социального управления понимаются основные правила, которыми руководствуются люди (субъекты управления) в своей управленческой деятельности. В разное время различными отечественными теоретиками- управленцами неодинаково формировались принципы социального управления. Значительный вклад в раскрытие их был сделан в начале 20-х годов прошлого столетия применительно к тем условиям становления в нашей стране новой социально- экономической системы. Затем несколько десятилетий труды по научному управлению социальными процессами не издавались, поскольку их содержание противоречило утвердившемуся в СССР волюнтаристскому методу управления как в целом обществом, так и его отдельным сферам: экономической, социальной и другими.
Исследования в области научной теории управления возобновились, как известно на рубеже 60-70-х годов. Был опубликован ряд трудов, в которых получили новую трактовку общие принципы управления социальными процессами. Одними из первых по этой проблематике вышли работы академика В.Г. Афанасьева. Сформулированные и раскрытые в этих исследованиях основные принципы социального управления были приняты и поддержаны многими авторами.
На сегодня наиболее употребительными и доступными для понимания являются следующие общие принципы управления социальными процессами.
Принцип объективности. Социальные процессы подчинены действию объективных законов и тенденций, на их основе проистекает вся деятельность людей. Чтобы результативно управлять, необходимо глубоко знать эти законы и тенденции, в каком направлении они действуют и строить управленческую деятельность в соответствии с вектором их действий. В этом и заключается суть принципа объективности. Если даже законы субъектом управления не познаны или требования игнорируются, то они действуют вопреки желаниям людей, что приводит к негативным последствиям.
Объективный
характер законов общественного
развития состоит в том, что законы
не создаются и не могут быть отменены
людьми. Они действуют независимо
от того, желательны они людям или
нет, познали их люди или нет. Это
объективные связи самой
При этом надо иметь ввиду, что познание законов общественного развития зависит не только от мыслительных способностей людей, но и от степени зрелости общественных отношений. Их "неоднозначность" порождает общественные теории, недостаточную глубину проникновения в сущность объективного хода истории. Современный уровень развития общественных отношений позволяет глубоко познать действие объективных социальных казанов и управлять обществом в целом и его сферами, в том числе сферой производственной, на основе этого познания, с учетом действий законов.
Принцип конкретности. Он требует от субъекта управления не только общего знания объективных законов, но глубокого изучения конкретного проявления их в определенном социальном процессе. Внешние факторы нередко модифицируют действие того или иного закона, вызывают изменение его направленности; это необходимо учитывать в практике использования данного закона, а управление строить в соответствии с его конкретными проявлениями. Для этого чтобы управлять конкретно, необходима достоверная информация о внутреннем состоянии управляемого объекта, о внешних условиях его функционирования.
Конкретность
социального управления в современных
условиях приобретает чрезвычайно
важное значение. Подготовленные в
специализированных учебных заведениях
управленческие кадры обладают глубокими
знаниями в области теории управления,
действий системы общественных закономерностей.
Но сталкиваясь на практике с конкретным
проявлением законов и
Так например закон стоимости, согласно которому стоимость товаров определяется затратами общественного труда (и в соответствии с этим происходит товарообмен), как объективный закон товарных отношений проявляется по- разному в различных конкретных экономических условиях. При ценообразовании, при взимании налогов необходимо учитывать влияние на величину прибыли предприятия особых условий, не зависящих от деятельности трудового коллектива.
Принцип эффективности. В нем заключается главная цель управленческой деятельности- обеспечить решение поставленной задачи в возможно короткий срок при наименьших затратах трудовых и материальных ресурсов. Главное в принципе эффективности- режим экономии, но не только материальных средств, а и времени, физических и умственных сил человека. Руководствоваться требованиями этого принципа должен субъект управления в любой сфере социальной жизни- в государственном и культурном строительстве, в воспитании и обучении, в научной и учебной работе.
Эффективность
управления как результат деятельности
управляющей структуры- явление
многомерное. Она может определяться
по различным критериям
1. Сопоставление
достигнутых результатов с
2. Мера влияния
выполненных задач объектом
3. Размер цены, которой "оплачено" достижение управленческой цели: то ли это осуществлено за счет лучшей организации производственного процесса, внедрения новой технологии, то ли путем интенсификации труда, сверхурочной работы, отражающихся на здоровье людей. Положительное содержание этих критериев определяет степень эффективности управленческой деятельности.
Принцип основного звена. В процессе управленческой деятельности субъект управления встречается с множеством проблем и задач, которые он должен решать. В цепи задач, как правило, бывает главная, составляющая основное звено этой цепи, ухватившись за которое, то есть решив главную задачу, можно вытащить свою цепь, решить остальные проблемы. В этом суть данного принципа. Его иногда называют принципом генеральной перспективы.
Содержание и объем главной задачи, естественно, различны для разных социальных систем. На производственном предприятии - это повышение производительности труда и улучшение качества продукции. На территории региона, в крупном городе - эта задача связана с социальным положением населения. В нашей стране такими задачами были: индустриализация (конца 20-х годов), защита фашистской агрессии (1941-1945), восстановление народного хозяйства (вторая половина 40-х годов), развитие экономики (60-70-е годы). В послании Президента Федеральному Собранию РФ 26 мая 2004 года определен ряд важных задач развития страны на ближайшую перспективу. Такими задачами являются: обеспечение граждан доступным жильем, модернизация здравоохранения, развитие отечественного образования, смягчение проблемы бедности, развитие транспортной инфраструктуры, развитие гражданского общества. Среди этих задач президент называет главную- создание в России свободного общества свободных людей. Это и самая главная и самая сложная задача. Главная - потому что не свободные человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о своей Родине. Сложная - потому что свободой не всегда дорожат. Еще реже умеют ею распорядиться. Созидательную энергию, предприимчивость, чувство меры и воли к победе нельзя внести указом, нельзя позаимствовать. Эти социальные качества у людей надо сформировать всем укладом нашей жизни, воспитать комплексом духовно- культурных средств. Подготовив таких людей, будет легче решить все остальные задачи развития нашей страны.
Принцип рационального стимулирования. В каждой управляемой системе в качестве исполнителей любых решений выступают люди. А они действуют согласно своим интересам и потребностям, из которых вырастают мотивы трудового поведения человека. Поэтому управляя людьми, важно знать мотивы и правильно стимулировать деятельность работников. Главным в проведении этого принципа является разумное сочетание материальных и моральных стимулов. В наше время первенство в конечном счете остается за материальными стимулами труда. Руководитель должен так организовать производство, чтобы повышение трудовой активности работника приносило материальную выгоду ему самому, предприятию. Но нельзя противопоставить эти два вида стимулов. Материальные формы поощрения труда работников вне духовных способны вызвать стяжательство, стремление все измерять только деньгами. Одни духовные стимулы без материального подкрепления не дадут необходимого эффекта, ибо они не удовлетворяют материальных потребностей людей. Только в единстве эти стимулы способствуют повышению трудовой активности людей, формированию высокого нравственного облика личности.
На частных и акционерных предприятиях важную роль играют коллективные формы стимулирования труда, - зависимость материального положения работников от результатов не только личного трудового вклада каждого из них, но и от результатов деятельности предприятия в целом, полученной им прибыли. Руководство должно заранее довести до людей эту зависимость; каждый сотрудник должен знать какую долю материальных средств в итоге он получит от прибыли предприятия, реализованной продукции. И эта доля каждому работнику должна быть выплачена, иначе он не станет верить в обещания руководства.
Правильное сочетание
В государственной
сфере управления необходимым условием
правильного сочетания