Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 13:40, реферат
Целью данного реферата является систематизация, накопление и закрепление знаний об основных законах и принципах социального управления.
Задачами реферата являются:
- изучение основных законов социального управления;
- исследование основных принципов социального управления.
Введение.........................................................................................................3
1. Законы социального управления.............................................................4
1.1. Основные компоненты социального управления...............................4
1.2. Функции социального управления.......................................................7
1.3. Источники, движущие силы и механизмы социального управления...............................................................................................................8
2. Принципы социального управления......................................................10
2.1. Сущность принципов социального управления................................10
2.2. Общие принципы социального управления......................................11
2.3. Общие методологические принципы научного управления социальными процессами.....................................................................................19
2.4. Организационные принципы социального управления...................20
2.5. Частные принципы социального управления....................................23
Заключение..................................................................................................24
Список литературы.....................................................................................25
Таковы, ставшие традиционными, общие принципы социального управления. Они действуют во всех сферах жизнедеятельности общества: при управлении трудовыми коллективами, экономикой, политическими отношениями, культурой. Естественно они используются по- разному в различных социальных ситуациях. По своей важности принципы могут меняться местами в зависимости от характера объекта управления и решаемых задач. В целом же система основных принципов управления сохраняет свою значимость, так как выражает требования, предъявляемые управленческой деятельности.
Руководствуясь в своей деятельности объективными по содержанию принципами социального управления, каждый руководитель избирает те методы воздействия на подчиненных, которые наиболее отвечают сложившейся ситуации и характеру целей, подлежащих реализации в данном управленческом цикле.5
2.3. Общие
методологические принципы
Общими методологическими
принципами научного управления мы называем
принципы, в соответствии с которыми
можно рассматривать все
К общим методологическим принципам мы отнесли:
конкретно-исторический подход;
системность;
комплексность;
сочетание общечеловеческих ценностей, потребностей и интересов с государственными и групповыми;
социальный детерминизм;
взаимосвязь
и взаимообусловленность
самодвижение, саморазвитие, саморегулирование управляющей и управляемых систем;
ориентация на прогрессивную перспективу.
Принципы системности и комплексности требуют тесной увязки решения экономических, социально-политических и духовных проблем в управлении.
Конкретно-исторический подход требует реализации тех принципов, которые отвечают требованиям исторического периода развития общества.
Принцип социального детерминизма определяет первичность решения задач, связанных с социальным положением, социальной защищенностью и т.п. людей в управлении процессами.
Управленческая система, если в ней не действует принцип саморазвития и саморегулирования, обречена, т. к. в нем не работают источники и движущие силы.
Успешно функционирующей может быть лишь самосовершенствующаяся система, ориентированная на социальный прогресс.
2.4. Организационные
принципы социального
Организационными мы назвали принципы потому, что они определяют организационный аспект управления, управленческой деятельности субъекта. В литературе по управлению чаще всего именно организационные принципы считают основными:
принцип демократического централизма, позволяющий сочетать плановое централизованное начало в управлении с широкой демократией, использованием инициативы масс, передовых коллективов;
принцип основного звена, отыскание из множества задач основной задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов управления;
территориально-отраслевой
принцип, согласно которому в управлении
необходимо сочетать административно-
принцип единства хозяйственного и политического руководства;
принцип плановости;
принцип обеспечения единства материального и морального стимулирования труда;
принцип экономичности и эффективности управления;
принцип единоначалия и коллегиальности, сочетающий строгое подчинение трудовой группы распоряжениям руководителя, всю полноту ответственности руководителя за результаты работы доверенного ему участка, когда каждый работник отвечает за свой участок работы с широким привлечением членов трудового коллектива к обсуждению проблем организации. Единоначалие предполагает также установление и поддержание строгой дисциплины в организации. Коллегиальность проявляется не только в принятии решений с участием широких масс трудящихся в управлении организацией, но и в четком их исполнении. Коллегиальность должна сопровождаться установлением личной ответственности каждого за порученное дело;
принцип единства требований (по горизонтали и вертикали; к себе, коллегам, подчиненным и руководителям; к действию всех элементов системы);
принцип оптимальности
(оптимальное сочетание
принцип реальной эффективности и доминирования социального эффекта.
Важнейшая задача любого управления - обеспечение, наиболее полное удовлетворение потребностей, субъекта при наименьших затратах ресурсов: людских, материальных, энергетических, духовных. И тогда источник противоречия и развития системы управления смещается в сторону оптимальности взаимодействия между субъектом и объектом, либо в сторону преобладающего социального аффекта - сохранения человеческих ресурсов, их более полного воспроизводства, совершенствования, защищенности, оздоровления труда, отношений по поводу управления. Суть принципа - выбор наиболее эффективного и данных конкретных условиях управленческого решения на основе всестороннего анализа и изучения информации, рассмотрения множества вариантов решений и т.п.;
принцип иерархичности и субординации. Иерархичность в системе управления определяет расположение элементов, частей в порядке от высшего к низшему. Субординация рассматривается как подчинение нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим, использование правил служебной дисциплины. Соблюдение иерархичности и субординации означает в системе управления недопущение перескакивания через иерархические ступени и нарушение взаимодействия между вышестоящими и нижестоящими органами и функциями.6
2.5. Частные
принципы социального
Все подсистемы управления, любые сферы деятельности создаются, функционируют и развиваются в соответствии не только с общими, специфическими и организационными, но и с частными принципами. Частных принципов много. Все они формулируются в виде правил или требований. Назовем некоторые из них:
принципы хозяйственного расчета;
принципы формирования потоков информации;
принципы организации заработной платы;
принципы создания производственных бригад (добровольности, компетентности, профессионализма, оперативности и т.д.);
принципы формирования управленческих штатов и др.
Среди частных принципов могут быть и принципы «неформального» управления, основанные на обычаях, традициях, неформальных отношениях. У японцев это широкое идеологическое поле и отношения субординации, охватывающие работника с самого поступления его в организацию. Это могут быть всевозможные морально-трудовые кодексы, кодексы чести, правила поведения работников, требования к руководящим работникам, экономические, социальные, политические, правовые, бытовые и другие установки типа:
«В нашем отделе не принято опаздывать на работу»,
«Принимаясь за работу, проверь наличие статического электричества»,
«Не делай замечания подчиненному в присутствии третьего лица»,
«Задания подчиненному выдавай только в письменном виде»,
«Уходя, не оставляй документы на столе» и т.д.
Заключение
В заключении подведем основные итоги реферата.
Любое управление - это такая деятельность субъекта управления (управляющего - отдельного липа или группы людей, - целого органа, социального института), которая осуществляется со знанием дела, по определенным правшам, нормам и направлена на достижение тех или иных целей, т.е. управление всегда связано с людьми и представляет собой социальный феномен.
Целью данного реферата являлись систематизация, накопление и закрепление знаний об основных законах и принципах социального управления.
Задачами реферата являлись:
- изучение основных законов социального управления;
- исследование основных принципов социального управления.
В первой части
реферата «Законы социального
Во второй части реферата «Принципы социального управления» были изучены сущность принципов социального управления, исследованы общие методологические и специфические методологические принципы социального управления, организационные и частные принципы социального управления.
Список литературы
1. Воробьев К.А. Социология: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2005. 512с.- ("Gaudeamaus").
1. Голиков В.Д. Социология управления. – М., 2002
2. Советская социология. – М.: Наука, 1982. – Т.1. – С.174-175.
3. Удальцова М.В. Социология управления. – М., 2000
4. Франчук В.И. Основы общей
теории социального управления.
1 Советская социология. – М.: Наука, 1982. – Т.1. – С.174-175.
2 Голиков В.Д. Социология управления. – М., 2002
3 Франчук В.И. Основы общей теории социального управления./ Ин-т организационных систем. — М., 2000. — c.
4 Франчук В.И. Основы общей теории социального управления./ Ин-т организационных систем. — М., 2000. — c.
5 Воробьев К.А. Социология: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2005. 512с.- ("Gaudeamaus").
6 Удальцова М.В. Социология управления. – М., 2000