Природа и формы социальной девиации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 09:39, реферат

Описание работы

Девиантность поведения может определяться лишь относительно к конкретной группе или обществу. Поэтому многие формы поведения в одном обществе могут считаться девиантными, а в другом нет.
В простых обществах с небольшим числом членов и несложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров.

Содержание работы

Введение 3
Виды социальных отклонений 4
Культурные и психические отклонения. 4
Индивидуальные и групповые отклонения. 4
Первичное и вторичное отклонения (теория стигматизации). 5
Культурно одобряемые отклонения. 5
Культурно осуждаемые отклонения. 8
Нормы оправдания. 13
Заключение 14
Список источников. 15

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

 

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Кафедра социологии и психологии

Реферат на тему «Природа и формы социальной девиации»

 

По дисциплине:                             Политология и социология

(наименование учебной  дисциплины согласно учебному  плану)

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  гр. ПГ-09-2           _________                               /Гасперсон А.С./

                                                                                                        (подпись)                                                                 (Ф.И.О.)  

 

Проверил:            ст. преподаватель    ____________                         /Рогозина О.Л./

                                                  (должность)                                  (подпись)                                                              (Ф.И.О.)

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Содержание:

 

 

Введение

Девиантное (позднелат. deviatio - отклонение) поведение характеризуется, как поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Отклоняющееся поведение – это любое поведение, которое не согласуется с некоторыми стандартами. Определенная степень неподчинения нормам существует в любой социльной группе. Практически нет таких форм поведения, которые бы считались во всех обществах девиантными или, наоборот, допустимыми. Девиантность поведения может определяться лишь относительно к конкретной группе или обществу. Поэтому многие формы поведения в одном обществе могут считаться девиантными, а в другом нет.

В простых обществах  с небольшим числом членов и несложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров.

 

 

 

 

 

Виды  социальных отклонений

Культурные и психические отклонения.

Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы, параноидальные состояния и т.п.

Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с  психическими. Например, радикальное  политическое поведение определяется как выход для эмоциональной  враждебности, то есть как психическое  отклонение; проституция - как последствие эмоциональных лишений детства, когда ребенок имел мало возможностей для интеграции личности, своего собственного «Я». Сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм и многие другие отклонения в социальном поведении также связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями.

Естественно, что личностная дезорганизация - далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и наоборот, личности, психически вполне нормальные, совершают весьма серьезные отклонения.

Индивидуальные и групповые  отклонения.

Индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает  нормы своей субкультуры.

Групповое отклонение, рассматриваемое  как конформное поведение члена  девиантной группы по отношению к  ее субкультуре.

Ребенок из благополучной семьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения. В этом случае мы сталкиваемся с индивидуальным отклонением от норм в пределах одной субкультуры. Такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества.

Взять к примеру националистические группировки. В данном случае налицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как люди живут в соответствии с нормами собственной субкультуры. Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, привнесенные индивидуальными девиантами. В рассматриваемом примере каждый индивид, возвращающийся к общепринятому в обществе образу жизни, будет индивидуальным девиантом с точки зрения данной субкультуры, и она может применять по отношению к нему свои меры социального контроля.

В реальной жизни эти  два типа очень часто пересекаются.

Первичное и вторичное отклонения (теория  стигматизации).

Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и сам не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью. Каждый член общества совершает за всю свою жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случаев окружающие не считают таких людей девиантами.

Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое  социально определяется как девиантное. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта.

Культурно одобряемые отклонения.

Отклоняющееся поведение  всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет свои представления о понятии возвеличивания. То же можно сказать и о групповых представлениях. Кроме того, ранжирование великих людей со временем меняется. Например, когда появляется потребность в защите общества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, в другое время самыми великими могут стать политические деятели, деятели культуры, ученые. Можно выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

  1. Сверхинтеллектуальность. Оно говорит само за себя, однако это качество мало где востребовано. Например, актеру или спортсмену менее  необходима сверхинтелектуальность, в то время как ученому без этого не обойтись. Фактор сверхинтеллектуальности не слишком популярен в народе, который гораздо больше ценит твердый характер или харизматичную, волевую личность.
  2. Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. Возвеличивание спортсмена, актера, балерины, художника больше зависит от особых склонностей человека, чем от его общей интеллектуальности. Отдельные интеллектуальные способности часто бывают необходимы для реализации особых склонностей, но обычно знаменитости вне поля своей деятельности ничем не отличаются от остальных людей. Все здесь решает способность сделать работу лучше других на очень узком участке деятельности, где проявляется крайне специфический талант.
  3. Сверхмотивация. Наличие ее у индивида является фактором, способствующим его возвышению над остальными людьми; однако причины ее могут быть совершенно разными. Очевидно, что одна из причин, вызывающих сверхмотивацию, состоит в групповом влиянии. Например, семейная традиция может стать основой высокой мотивации для возвышения индивида в той области, в которой протекает деятельность его родителей. Влияние внешних условий в соединении с групповым влиянием способствует появлению большого числа индивидов, обладающих сверхмотивацией в различных областях деятельности. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или в юности. Чувства ненадежности, замкнутости, возмущения или враждебности могут найти выход в интенсивных усилиях, направленных на личные достижения.
  4. Личностные качества. Проведено много исследований в области психологии, посвященных личностным чертам и свойствам характера, которые помогают достичь возвышения личности. Оказалось, что эти черты теснейшим образом связаны с определенными видами деятельности. Смелость и отвага открывают солдату путь к успеху, славе, возвышению, но они совершенно не обязательны для художника или поэта. Общительность, умение заводить знакомства, твердость характера в трудных ситуациях нужны политику и предпринимателю, но почти никак не сказываются на карьере писателя, спортсмена или ученого. Общественное мнение выработало множество популярных стереотипов индивидуальных качеств, способствующих возвышению индивида в различных областях деятельности.
  5. Счастливый случай. Непредсказуемый, но очень весомый фактор, который может способствовать проявлению способностей человека в определенных видах деятельности. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время. Конечно, к этому фактору трудно относиться с точки зрения науки, но нельзя сбрасывать его со счетов.

В итоге можно сказать, что большинство факторов экстраординарных личностных достижений трудно выделить и измерить, но следует учитывать  влияние основных из них, способствующих социально одобряемым отклонениям.

Культурно осуждаемые отклонения.

Большинство обществ  поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Эти общества не строго относятся к индивидуальным неудачам в достижении одобряемых ими отклонений. Совсем другая история касательно нарушения нравственных норм и законов, которые в обществе всегда строго осуждаются и наказываются.

В основе культурно осуждаемых отклонений частично лежат психические  дефекты. Психические дефекты могут быть врожденными и приобретенными вследствие травмы, заболевания или внутри личностного конфликта (например, постоянного страха, ролевого несоответствия и др.). В данном случае характерно слабое восприятие существующих норм, слабое обучение этим нормам и слабая защита от внутренних бессознательных влечений.

Относительно определения  изучения других причин таких культурно осуждаемых отклонений существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории.

Основная предпосылка  всех теорий физических типов состоит том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ей различные отклонения от норм. Сама по себе эта идея так же стара, как человеческая история. В обществах давно укоренились выражения: "лицо убийцы", "порочные черты лица" и т.п. В работах приверженцев этих теорий присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом.

Из современных теорий самой разработанной считается  теория В. Шелдона, который выделил три основных типа человеческих черт, влияющих, по его мнению, на совершение поступков, которые характеризуются как отклоняющееся поведение:

Эндоморфный (округлость форм, лишний вес);

Мезоморфный тип (мускулистость, атлетичность);

Эктоморфный тип (субтильность, худоба).

Шелдон описал определенные виды поведения, присущего каждому типу: например преступные типы и алкоголики в основном принадлежат к мезоморфым типам. Однако практика доказала несостоятельность теорий физиеских типов.

В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих внутри сознания личности. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессознательное - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного "Я", а также так называемого сверх-"Я", определяемого исключительно культурой общества. Человеческое "Я" и сверх-"Я" постоянно сдерживают силы, находящиеся в бессознательном, постоянно ограничивают наши инстинкты и низменные страсти. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты с бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

Социологические, или культурные, теории социальных отклонений. В соответствии с ними индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры - частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и  поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определенным образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Выделяют пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: суровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и в конечном счете на воспитание личности с отклоняющимся поведением.

Однако многочисленны  также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных  семьях. Дело в том, что семья - это  далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий  в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.

В сложном, постоянно  изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и культурные ценности разных субкультур противоречат друг другу. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. В нашем сложном обществе существует множество конфликтующих нормативных образцов, которые способствуют возникновению феномена отклоняющегося поведения.

Информация о работе Природа и формы социальной девиации