Природа и формы социальной девиации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 09:39, реферат

Описание работы

Девиантность поведения может определяться лишь относительно к конкретной группе или обществу. Поэтому многие формы поведения в одном обществе могут считаться девиантными, а в другом нет.
В простых обществах с небольшим числом членов и несложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров.

Содержание работы

Введение 3
Виды социальных отклонений 4
Культурные и психические отклонения. 4
Индивидуальные и групповые отклонения. 4
Первичное и вторичное отклонения (теория стигматизации). 5
Культурно одобряемые отклонения. 5
Культурно осуждаемые отклонения. 8
Нормы оправдания. 13
Заключение 14
Список источников. 15

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующш норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии пове-дения может привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномиеи (состояние отсутствия норм). При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, по Дюркгейму, это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Р. Мертон отмечает, что  аномия появляется от невозможности  многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными  целями и легальными (институциональными средствами), с помощью которых эти цели осуществляются. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и к высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограниченны. Неравенство, существующее в обществе, служит тем толчком, который заставляет члена общества искать нелегальные средства и цели, т.е. отклоняться от общепринятых культурных образцов. Действительно, когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом. Таким образом, отклонения во многом зависят от культурных целей и институциональных средств, которых придерживается и которые использует та или иная личность.

Р. Мертоном была разработана  типология поведения личностей  в их отношении к целям и  средствам. Согласно этой типологии, отношение  к целям и средствам любой  личности укладывается в следующие классы:

  1. конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;
  2. новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные средства);
  3. ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения;
  4. изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (сюда можно отнести, например, алкоголиков, наркоманов, т.е. любых людей вне группы);
  5. мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения.

При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности в той или иной степени присутствуют все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.

 

 

Нормы оправдания.

Это феномен отклоняющегося поведения, при котором люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам.

Чаще всего нормы оправдания создаются там, где происходит частое нарушение норм без последующих санкций. Нормы оправдания появляются, только если есть образец нарушения, который признается и санкционируется в одной из групп общества. Этот образец и будет считаться нормой оправдания.

 

Заключение

Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Одни служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных  стандартов поведения. Это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным, неизменным.

Другие дезорганизуют  систему, подрывая подчас ее основы. Каждый член общества должен в общих чертах знать, какого поведения он может  ожидать от окружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают от него самого. Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.

  
Список источников.

 

1. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с. (раздел 2, глава 4, § 2).

 

2. http://ru.wikipedia.org




Информация о работе Природа и формы социальной девиации