Природа власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:35, реферат

Описание работы

В течение многих веков мыслители, ученые и исследователи различных социально-философских и идейно-политических направлений пытались определить фундаментальную природу власти, основные ресурсы, обеспечивающие обладание властью и ее реализацию, границы, в которых могут быть использованы эти ресурсы, и соответственно применение самой власти.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ контрольная.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Хотя значимость отдельно взятой личности в политической жизни нельзя недооценивать, тем не менее, главным объектом социологического исследования являются коллективные субъекты – основные участники политического процесса. Коллективными субъектами выступают социальные общности и коллективы (от неформальных до официальных, от временных до устойчивых, от локальных до транснациональных объединений), политические организации и партии. Любая деятельность человека, если он не выступает как индивидуальность, является деятельностью коллективного субъекта.

Следует отметить, что коллективные субъекты, как впрочем, и отдельные индивиды, не всегда имеют между собой связи субординации (то есть находятся в отношениях власти и подчинения), но в систему властных отношений обязательно входят в том или ином качестве.

Представители элитарной концепции власти (В. Парето, Г. Моска,       Р. Миллс) полагают, что власть всегда и всюду находится в руках меньшинства – особой, отличной от всей массы народа, избранной группы людей – правящей элиты. Конечно, люди, находящиеся у власти или попадающие во власть, во многих случаях образуют закрытую замкнутую группу, почти не допускают в свои ряды чужаков, то есть тех, кто отличается от них происхождением, образованием, стилем мыслей и образом жизни. Действительно и то, что власть этих как бы избранных людей нередко носит полуанонимный характер, за фасадом которой скрывается порой жесткая борьба различных ее групп. Вместе с тем, нельзя не видеть, что эта концепция служит и оправданием власти привилегированного меньшинства, а поэтому часто выполняет идеологическую функцию, стремясь доказать, что всякое общество держится на особо избранных и наделенных специфическими качествами людях.

Указывая на любую общность людей  как субъектов власти, было бы неправомерно рассматривать их роль в ней в отрыве от отдельных личностей, равно как и игнорировать значение той или иной личности быть субъектом власти. Естественно, самостоятельность личности как субъекта власти не следует понимать так, будто бы действия этой личности всегда приобретают самодовлеющий характер и, что при этом напрочь исключается ее зависимость от общественных сил и объективных обстоятельств развития общества. Любая личность, какой бы гениальной она не была, не может выйти за рамки объективно сложившихся общественных отношений, противопоставить себя всем и вся. Ведь любая личность не есть нечто изолированное и независимое, она бесчисленными и тончайшими нитями связана с охватывающей её национальной или социальной группой. То же относится и к деятельности любого политического лидера.

Современная теория власти большое внимание уделяет и политической бюрократии как такому субъекту власти, который может действовать лишь в строго определенных рамках правового поля государства и общества.          М. Вебер считал бюрократию наиболее рациональной силой осуществления власти в обществе, поскольку рассматривал ее как профессиональный механизм власти, технически совершенный аппарат власти, применительно к условиям системы легального господства современного общества.

Важен, но все еще мало изучен вопрос о народе как субъекте власти. В демократическом обществе принцип «народ не только объект, но и субъект власти» реализуется через определение народа единственным источником власти, сувереном государства. Дело в том, что и партии, и государство как особый орган общества должны в той или иной степени учитывать интересы народа, рядовых граждан. В то же время народ в целом не принадлежит ни к одной партии, не принадлежит он и к государству, если под ним понимать государственный аппарат. Любой субъект политической жизни действует так или иначе в том русле, на которое ему указывает общественное мнение. Не случайно в современном обществе наиболее важные решения, касающиеся политической жизни, принимаются с учетом мнения населения при помощи референдумов и выборов. Не случайно также и то, что во многих случаях народ при помощи восстания свергал власть, которая его не устраивала.

Субъект власти должен обладать рядом качеств. Помимо желания властвовать и готовности брать на себя ответственность, субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Субъект власти определяет содержание властного отношения через приказ (распоряжение, команду), в котором предписывается поведение, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влекут за собой выполнение или невыполнение данного распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителя) – второго важнейшего компонента власти.

Власть никогда не является свойством  или отношением лишь одного действующего лица. Властная воля субъекта должна быть на что-то направлена. Власть – это всегда двустороннее отношение, в котором воля властителя воздействует на объект власти. Объект власти не менее существен и важен для власти, чем её субъект. Где нет объекта власти, там нет власти.

Объектами власти являются все те, на кого направлена властная воля: индивиды, социальные группы, политические организации, государственные структуры. Главным объектом власти в государстве являются его граждане.

Масштабы отношения  объекта к субъекту властвования простираются от добровольного, воспринимаемого  с радостью повиновения до ожесточенного сопротивления. В принципе, подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Объект должен повиноваться, исполнять приказы (распоряжения). Любая власть невозможна без подчинения объекта. Мотивация подчинения достаточно сложна и зависит от ряда факторов. Она может основываться на страхе, привычке к повиновению, убеждении в необходимости подчинения, заинтересованности в повиновении, авторитете и т.д. Все эти мотивы влияют на силу власти. Но объект власти может оказать пассивное или активное сопротивление властной воле субъекта. И субъект обязан ответить на это сопротивление: сломить его, навязать свою волю, добиться своей цели.

Следует подчеркнуть, что деление людей на субъектов и объектов (начальников и подчиненных) является относительным. В одних случаях человек выступает начальником, в другом – подчиненным, а иногда они могут меняться местами.

Власть как способность и  возможность субъекта власти реализовывать свою волю, достигать поставленных целей, даже вопреки сопротивлению других, базируется на использовании различных методов и средств, совокупность которых составляет ресурсы власти. Ресурсы как бы находятся между субъектом и объектом власти и материализуют, делают осязаемыми отношения зависимости между ними.

Ресурсы власти наряду с субъектом и объектом являются важнейшим компонентом власти. По определению современного американского политолога Р. Даля к ресурсам власти относится «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других». Американский политолог         М. Роджер определяет ресурсы как «атрибут, обстоятельство или благо, обладание которым повышает способность его обладателя оказывать влияние на других индивидов». Все ученые согласны с тем, что ресурсы власти могут быть различными и нет единого «универсального» ресурса власти.

Существует несколько подходов к классификации ресурсов. Так, американский социолог А. Этциони выделяет утилитарные, принудительные и нормативные ресурсы власти.

Утилитарные ресурсы – это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например, уменьшение зарплаты недобросовестным).

В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы  включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы  поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Если первые два вида ресурсов связаны с воздействием на реальные обстоятельства и через них на поведение людей, то третий вид ресурсов с влиянием непосредственно на сознание человека.

Однако самым распространенным подходом является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности: экономические, социальные, политико-силовые, культурно-информационные.

Экономические ресурсы – это материально-техническая база, необходимая для общественного производства и потребления (деньги, полезные ископаемые, продукты питания, развитая технологическая основа производства и т.п.). Лидирующая роль экономических ресурсов определяется, во-первых тем, что в центре внимания властвующих находится экономическая политика. Реализация каждого вида экономических программ требует огромных экономических средств. Во-вторых, экономические средства необходимы для поддержания и обеспечения безопасности власти. В третьих, власть (политическая в частности) просто не может функционировать не располагая экономическими ресурсами. Для политической власти, будь-то революционный переворот или демократическая процедура выборов, всегда необходимы денежные ресурсы. В-четвертых, власть использует экономические ресурсы для решения многих проблем общегосударственного и международного характера.

Социальные ресурсы представляют собой совокупность социальных благ, статусов, областей социального назначения (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др.), которые являются средствами удовлетворения интересов людей. Социальные ресурсы власти – это ее способность менять при помощи различных рычагов, включая и экономических, социальный статус индивидов и общественных групп, обеспечивая их поддержку и достигая этим определенных целей. Социальные ресурсы – это также значительная совокупность ресурсов политической власти. Центральное место в этой системе занимают различного рода привилегии, престижные и высокооплачиваемые должности.

Политико-силовые ресурсы традиционно считаются наиболее эффективным источником власти, поскольку их использование способно лишить человека высших ценностей: жизни и свободы. Этот вид ресурсов выполняет функцию обеспечения обороны страны и охраны внутреннего порядка. Силовые ресурсы – это оружие и аппарат физического принуждения (армия, полиция, спецслужбы, внутренние войска, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами). С понятием «силовые ресурсы» нередко связывают понятие «военная власть», где военные контролируют все структуры власти либо заменяют ее собой. К такого рода ресурсам особенно части прибегает политическая власть в случаях ослабления своей силы, мощи и влияния на общество. Они часто применяются в годы экономических и политических кризисов.

Правовые ресурсы – это законы и другие нормативные акты (указы  президента, распоряжения правительства т.д.), которые используются властью в процессе своего функционирования.

Культурно-информационные ресурсы – это в первую очередь средства массовой информации (СМИ), которым принадлежит весьма важная роль, как в период становления власти, так и в период ее функционирования. В современных обществах властные отношения все больше зависят от того, кто обладает информацией. Отсутствие информации создает у объекта ощущение страха, дискомфорта, желание подчиниться. Информация способна создавать желательные для власти настроения и убеждения у населения, беря на себя основную часть работы разветвленной системы манипулирования общественным сознанием. В современную эпоху массовой культуры и массовых коммуникаций важное значение приобретает доступность образования, культуры и развитие электронных технологий, что существенно усиливает власть в информационном поле.

Специфическим ресурсом власти являются демографические ресурсы – люди, без которых ни одна власть не может обойтись. Люди – это универсальный многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), получатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Примером использования демографических ресурсов является подбор и расстановка кадров в разных сферах общественной жизни, в том числе в структурах власти и управления.

Различные ресурсы власти используются субъектами власти обычно в комплексе, особенно крупными политическими субъектами (например, государством), хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. В зависимости от того, насколько эффективны применяемые субъектом средства поддержания своего доминирования, его власть может сохраниться, усилиться или, уравновесившись активностью другой стороны, достичь состояния безвластия. Поэтому, даже заняв выгодную позицию, субъект власти должен уметь использовать свой шанс, реализовать новые возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Будучи неотъемлемой стороной социальной жизни, власть развивается в процессе эволюции человеческого сообщества, приобретая те или иные формы в зависимости от различных этапов исторической эволюции и общественных изменений.

Мы живем во все  более политизирующемся мире. Политика и власть неразрывны. Это не просто означает, что политическое участие и (или) политическая мобилизация становятся всемирным феноменом. Это означает, прежде всего, что власть власти возрастает огромными темпами, сравнимыми с темпами роста технологии в отношении как манипулятивных и принудительных возможностей государственной власти, так и ситуации отсутствия таковой. Борьба за власть и осуществление власти – один из основных аспектов политической жизни общества. Однако, когда мы говорим о власти вообще, то имеем в виду самые разные ее выражения, причем отнюдь не только политические. Любой вид власти в обществе возникает в определенной сфере и имеет свои пределы компетенции.

Информация о работе Природа власти