Признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 01:28, контрольная работа

Описание работы

Тема данной зачетной работы "Признаки правового государства". Выбранная тема очень актуальна в наши дни. Так как с древнейших времен человечество ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом.

Файлы: 1 файл

Признаки правового государства.docx

— 30.28 Кб (Скачать файл)

Важным гарантом незыблемости прав и свобод гражданина является конституционное положение соответствии с которыми властные структуры государства  обязаны обеспечить каждому возможность  ознакомиться с документами и  материалами, непосредственно затрагивающие  его права и свободы. В правовом государстве признается и право  каждого гражданина защищать свои права  и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Все это вместе взятое делает государство ответственным перед  гражданином. В свою очередь гражданин  несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

Так например, Уголовный  кодекс РФ предусматривает несение  уголовной ответственности личностью  перед государством. Уголовная ответственность - это предусмотренные законом  неблагоприятные последствия(уголовное  наказание, судимость), наступающие  для лица, совершившего преступление после приговора суда.

Так же выделяется административная ответственность личности перед  государством. Этот вид ответственности  рассматривается в Кодексе об Административных правонарушениях  РФ. Административную ответственность  характеризуют как меру принуждения, осуществляемая от имени государства, управомоченым органом к лицу, совершившему преступление, за которое  предусмотрено применение мер административного  воздействия.

Подводя итог, можно сказать, что государство, устанавливая в  правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные  органы не могут нарушить его предписания  и несут ответственность за нарушение  или невыполнение этих обязанностей. Обязанность закона для государственной  власти (органов) обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол.

На тех же правовых основах  должна строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер. Правовой характер взаимной ответственности государства и  личности - это важная составная  часть объективно складывающегося  в обществе права. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность  всех, и прежде всего - государства, что является характерной чертой правового государства.

 

2.3. Разделение властей.

Важной особенностью правового  государства является реализация принципа разделения властей.

Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей  сопровождает поиск человеком идеального государства на протяжении многих веков.

В Российской Федерации принцип  разделения властей впервые закреплен  в Декларации о государственном  суверенитете РСФСР, а позже был  введен в Конституцию РСФСР.

Принятая, всенародным голосованием на референдуме 12 декабря 1993 г., Конституция  РФ содержала статью закрепляющую принцип  разделения властей в Российской Федерации. Статья 10 Конституции РФ гласит: ”Государственная власть в  Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной. Исполнительной и  судебной власти самостоятельны.”

Важной особенностью российской Конституции является то, что Президент  как бы не входит ни в одну из трех ветвей. Он глава государства и  обязан обеспечивать согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент не вправе вмешиваться  в полномочия Федерального Собрания или судебных органов - Конституция  РФ строго разделяет их полномочия (Гл. 5, ст. 108, 109 и гл. 7, ст. 118, 120 Конституция  РФ). В то же время многие статьи Конституции  указывают на то, что фактически Президент РФ признается главой исполнительной власти. Например, право председательствовать на заседаниях Правительства (ст. 83 п. ”б”, Конституции РФ).

Многие страны, в том  числе и Россия, в основу правового  регулирования, в основу правовых отношений  положили принцип разделения властей.

Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в  следующем:

- законы должны обладать  высшей юридической силой и  приниматься только законодательным  (представительным) органом;

- исполнительная власть  должна заниматься в основном  исполнением законов и только  ограниченным нормотворчеством, быть  подотчетным главе государства  и лишь в некотором отношении  парламенту;

- между законодательным  и исполнительным органом должен  быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра  властных решений, а тем более  всей полноты власти на одного  из них;

- судебные органы независимы, и в пределах своей компетенции  действуют самостоятельно;

- ни одна из трех  властей, не должна вмешиваться  в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с  другой властью;

- конституционная система  должна предусматривать правовые  способы сдержевания каждой власти  двумя другими, то есть содержать  взаимные противовесы для всех  властей.

Разделение властей - это  правовой принцип, суть которого заключается  в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым  предотвратить возможность злоупотребления  властью.

 

2.4. Гарантия прав и  свобод личности.

Приоритет человека перед  государством позволяет осознать место  человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит  человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское  общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается  на основе саморегулирования, то есть не принуждается в тотальной регламентации  со стороны государства. Государство  регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание  соотношения человека, общества и  государства подчеркивает гуманистическую  сущность конституционного строя.

Основные обязанности  государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а так же неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а так же создание соответствующих гарантий.

Признание человека, его  прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы  осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Государство, кроме того, должно следить за законопослушанием  своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Граждане, в свою очередь, обязаны не нарушать правопорядок, и действовать в соответствии с статьями Конституции РФ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

     Данная зачетная работа посвящена идее правового государства. Правовое государство– это не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства граждан, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия. Ценностный смысл идеи правового государство состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, в гарантированности его свободы, в подчинении государства обществу.

Правовое государство  – идеал, к которому стремится  Россия. Понимание сути происходящих перемен в сфере российской государственности, предполагает детальное рассмотрение основ правового государства

Итак, обобщив использованный материал можно сказать, что правовое государство - это, государство, обслуживающее  потребности правового, саморегулирующего  общества, то есть обеспечивающее режим  господства права и создающее  надежные гарантии от административного  вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и  потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров. Приведенные  в работе характеристики правового  государства подчеркивают его главный  аспект: вся система отношений  в обществе и государстве должна строиться на правовых началах. Образно  говоря, общественные отношения должны быть освящены правом. Необходимо создать  сильное, жизнеспособное, свободное  общество, которое в состоянии  не допустить узурпации власти и  дать действенный отпор любым  антидемократическим, авторитарным посягательствам.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1) Конституция Российской Федерации.

2) Коваленко И. А. Общая  теория государства и права. - М.: ТЕИС, 1996.

   - 120 с.

3) Лазарев Б. М. Что такое правовое государство ? - М.: Знание, 1990. - 64 с.


Информация о работе Признаки правового государства