Признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 01:28, контрольная работа

Описание работы

Тема данной зачетной работы "Признаки правового государства". Выбранная тема очень актуальна в наши дни. Так как с древнейших времен человечество ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом.

Файлы: 1 файл

Признаки правового государства.docx

— 30.28 Кб (Скачать файл)

     

 

 

 ВВЕДЕНИЕ.

    Тема данной зачетной работы "Признаки правового государства". Выбранная тема очень актуальна в наши дни. Так как с древнейших времен человечество ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом.

     Высшая власть в правовом государстве – власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек, как субъект права, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом.

     Формально термин "правовое государство" появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.

     Термин “правовое государство” появился в России еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы. В ходе перестройки термин “правовое государство” стал употребляться в качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой. Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 года закрепила данный термин.

В данной работе речь пойдет именно о правовом государстве, как  об одном из типов государства. В  ней будут рассмотрены основы и признаки правового государства.

Правовое государство - это  государство, самоограничивающее себя правом; государство, имеющее экономическую, политическую и социальную основы. Государство, обладающее четырьмя основными  признаками: разделение властей; верховенство закона; взаимная ответственность государства  и личности и гарантия прав и свобод личности.

     Основная цель настоящей работы – раскрытие понятия и принципов правового государства.

     В соответствии с поставленной целью можно выдвинуть следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие  правового государства;

2. Рассмотреть признаки правового государства

3. Проанализировать формирование  правового государства на современном  этапе.

     Объектом данной работы является правовое государство.

     Предметом исследования в данной работе являются понятия и признаки правового государства.

 

ГЛАВА 1. Правовое государство: основы и понятие.

 

     Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

     Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство  – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права  и свободы, участие народа в осуществлении  власти (непосредственно или через  представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды  и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и  т. п.

Статья 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» Комментарий к Конституции Российской Федерации, Статья 1: «Российская Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.»

Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной  своей целью считает обеспечение  прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложится как система  гарантий от беспредельного административного  вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток  кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным  методам осуществления власти. Правовое государство- это высокий уровень  авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

     Формирование правового государства - сложный и длительный процесс, который разворачивается по мере проведения в жизнь экономической, политической и правовой реформ, создания нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, роста духовной культуры, построения цивилизованного, демократического и гуманистического гражданского общества.

Принципиально важными предпосылками  создания и упрочнения правового  государства являются его основы, на базе которых оно создается, и  благодаря которым оно функционирует. Основы правового государства носят следующий характер:

1. Экономической основой  правового государства являются  определенные производственные  отношения, базирующиеся на развитии  разнообразных форм собственности,  свободном предпринимательстве,  в борьбе с экономическим монополизмом.

2. Создание в обществе  условий, необходимых для реализации  каждым человеком своих творческих  и трудовых возможностей, обеспечение  личных прав и свобод человека, составляет прочную социальную  основу правового государства.

3. Политическая основа  правового государства наиболее  полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство является  суверенным, иными словами, оно  концентрирует в себе суверенитет  народа и наций, населяющих  определенную страну.

     Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

     Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что целью существования  современного правового государства  является создание в рамках закона условий для оптимального развития общества, государства, личности.

 

ГЛАВА 2. Признаки правового государства.

 

     Правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

  1. ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики;
  2. оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества;
  3. располагает специальным государственным механизмом;
  4. обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории;
  5. существует благодаря налогам и другим сборам;
  6. обладает государственным суверенитетом.

 Однако, в дополнение  к ним, правовое государство  характеризуется следующими особенностями,  которые являются признаками  правового государства:

- верховенство закона;

- взаимная ответственность  государства и личности;

- разделение властей;

- гарантия прав и свобод  личности;

 

2.1. Верховенство закона.

Государство устанавливает  в законах общеобязательные правила  поведения, которые должны учитывать  объективные потребности общественного  развития. В правовом государстве  ни один государственный орган, ни одно должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон.

Конституция РФ - это основной закон Российского государства, утвержденный высшим органов власти, устанавливающий основные принципы устройства государственной власти и основы правового положения  личности, имеющий высшую юридическую  силу. Принцип верховенства Конституции  закреплен в Конституции РФ, в  статье 15, части 1, она гласит: ”Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные другие правовые акты принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции  РФ”. Говоря иными словами, Конституция  РФ - это закон законов, и ни какой  другой закон или акт, не вправе исправить  или дополнить Конституцию, тем  более противоречить ей.

Конституция, ее положения  обязательны абсолютно для всех государственных и самоуправленческих органов, учреждений и организаций, общественных объединений, любых должностных  лиц, а так же частных физических и юридических лиц, находящихся  на российской территории, независимо от их государственной принадлежности. Комментарий к Конституции РФ содержит пункт, в котором рассматривается  отношение учреждений и организаций  России, их должностных лиц и иных сотрудников, граждан России и ее юридических лиц, находящихся за пределами РФ. Для всех них Конституция  РФ является законом, и носит обязательный характер.

Так же в комментарии к  Конституции РФ рассматривается  такое положение, как отношение  дипломатических и консульских  представительств иностранных государств, отношение представительств международных  организаций и их сотрудников, находящихся  на российской территории, пользующихся дипломатическим и консульским  иммунитетом (то есть неприкосновенностью), к Конституции РФ. Они обязаны  уважать и не нарушать ее.

Как уже было сказано выше, все должностные лица - от главы  государства до рядового чиновника - обязаны действовать в соответствии с законом, обязаны соблюдать  и не нарушать его. А за нарушение  они должны понести строгую юридическую  ответственность, в виде уголовной, административной или гражданской  ответственности.

Так же недопустимо “обогащать”  закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться  законом. А для этого помимо всего  прочего, они должны быть проинформированы о его содержании. В нашей стране это положение закреплено в ст. 15, ч. 3, Конституции РФ, она гласит: “Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не признаются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие право, свободы и  обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего  сведения.”

Официальное опубликование  имеет целью довести их содержание до всеобщего сведения, что абсолютно  необходимо для их реализации. При  этом именно официальное опубликование  служит гарантией того, что публикуемый  текст полностью соответствует  подлиннику, то есть тому тексту, который  был принят законодательным органом  или референдумом и подписан компетентным должностным лицом.

Пока закон официально не опубликован, он не может вступить в силу, а следовательно, не может  и применяться. Невозможны в этом случае и другие формы его реализации - соблюдение, исполнение, использование. Если предполагается, что гражданин  обязан знать законы(фактическое  незнание не освобождает его от ответственности  за их нарушение), то их опубликование  есть необходимое условие получение  гражданином такого знания.

В наши дни так же является важным обязательное знание Федеральных  законов, основы которых преподаются  даже в школах.

 

2.2. Взаимная ответственность  государства и личности

Взаимная ответственность  государства и личности - неотъемлемый признак правового государства. В правовом государстве делаются акценты на ответственность государственных  органов и должностных лиц  перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность  обретает реальный характер только при  наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения  к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан  и предусматривающих жестокие санкции  за это.

Информация о работе Признаки правового государства