Проблема безработицы в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование безработицы как социально-экономического явления в обществе, а также раскрытие сущности понятия безработицы и её роль в России. Для достижения цели будут решены следующие задачи: дано понятие безработицы, ее уровень и структура, проанализированы данные по России.

Содержание работы

Введение3
Глава 1. Общее представление о безработице..........................................................5
1.1. Понятие безработицы……………………………………………………………...5
1.2. Сущность безработицы……………………………………………………..……..7
1.3.Формы безработицы и их характеристика……………………………………..…9
Глава 2. Безработица в России……………………………………………………..12
2.1. Проблема безработицы в России в цифрах…………………………….……….12
2.2. Причины безработицы в России……………………………………………...…14
2.3. Последствия безработицы в России……………………………………….…….17
Заключение...................................................................................................................19
Список использованной литературы……………………………………………..20

Файлы: 1 файл

безработица.docx

— 49.82 Кб (Скачать файл)

-по профессиональным и стажевым группам;

-по уровню доходов и обеспеченности;

-по причинам увольнения;

-по ментальным группам.

При решении проблем безработицы  считается целесообразным достижение естественной нормы (естественного уровня) безработицы - оптимального для экономики резерва рабочей силы способного достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных ими потребностей производства7.

Абсолютное  отсутствие безработицы считается  невозможным в рыночной экономике. Фрикционная и структурная безработицы, по сути, неизбежны. Они и образуют естественный уровень безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ8

2.1. Проблема безработицы в России в цифрах.

Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости  по состоянию на вторую неделю октября 2011 года.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в октябре 2011г. составила 75,6 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.

В численности  экономически активного населения 70,8 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,8 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

По  сравнению с сентябрем 2011г. численность  занятого населения уменьшилась на 1137 тыс.человек, или на 1,6%, численность безработных за этот период увеличилась на 190 тыс.человек, или на 4,1%. По сравнению с октябрем 2010г. численность занятого населения выросла на 63 тыс.человек, или на 0,1%, численность безработных сократилась на 232 тыс.человек, или на 4,5% (в сопоставимой методологии).

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,0 раза превысила численность  безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце октября 2011г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1216 тыс.человек.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в октябре, 67,9% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в октябре 2011г. составила 27,5%, среди безработных женщин - 37,2%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных. Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в октябре 2011г. составил 35,4 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,6% (в сентябре 2011г. - 26,1%), в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,8%, 20-24 лет - 20,8%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (33,6%) и 20-24 лет (12,8%). По сравнению с сентябрем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 8,5 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 0,7 процентного пункта.

В среднем  среди молодежи в возрасте 15-24 лет  уровень безработицы в октябре 2011г. составил 14,8%, в том числе среди городского населения - 13,6%, среди сельского населения - 17,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,2 раза, сельского населения - 2,3 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Причины безработицы в России9

Среди  конкретных  причин,   обусловливающих    сокращение   занятости трудоспособного  населения в России, можно отметить следующие:

        Первая причина коренится   в  том,  что  характерной   чертой  советской экономики  являлась чрезмерная численность  производственного  персонала  (в том числе вспомогательного и  управленческого)  предприятий.   В  литературе уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении   с аналогичными по профилю и  объему  производства  в  западных  странах,  было занято в два-три  раза  больше  работников.  Наличие  избыточного  персонала тормозило   внедрение   новой   техники   и   трудосберегающих   технологий, препятствовало  росту   производительности    труда.   С   другой   стороны, необходимость  оплачивать   излишних   работников   неоправданно    завышала издержки     производства     с     вытекающим       отсюда      ослаблением конкурентоспособности  производимых товаров. Наличие чрезмерного  количества рабочих мест означало искусственный дефицит  рабочей  силы,  а  он  подрывал дисциплину труда, способствовал  широкому  распространению  «выводиловки»  в оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе.

      В основе такой  ситуации  лежало,  во-первых,  то,  что   экономические ведомства и директора  советских предприятий руководствовались   укоренившимся догматом экономической теории о принципиальной   несовместимости  социализма и  безработицы;  во-вторых,  то,  что  излишек  рабочей   силы    оказывался практически  полезен  для отбывания предприятием различных административно взваливаемых на него повинностей,  не  относящихся к характеру  его  деятельности:  участие  в  уборке  урожая,  в  обеспечении сохранности продукции на базах, в  строительстве  объектов  соцкультбыта,  в уборке улиц и т.п. Наконец, - и это, наверное, главное, - излишек  персонала можно было с успехом использовать для традиционных  авралов  по  выполнению плана в самом конце месяца, квартала или года. Таким  образом,  долгие  годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица.

      Директора государственных предприятий  нередко и по  сей  день  склонны мириться  с  наличием   избыточного   персонала.   Иное   дело   -   частные собственники,  которые  берут  под  контроль  предприятия  в  результате  их приватизации:  они стремятся иметь оптимальное количество  работников,  т.е. возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том,  что сам  факт  перехода   к   частной   собственности   и   рыночным   принципам хозяйствования означает  выталкивание в ряды безработных значительных   масс людей, которые были безработными и раньше,  но  в  форме  не  открытой,  как сейчас, а скрытой.

      Вторая причина. Переход к   рыночным  критериям  оценки  хозяйствования предприятий  обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они  не могут  приспособиться  к   реальному   спросу   по   видам   продукции,   ее ассортименту,  качеству,   цене.   Такие   предприятия   едва   ли   реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их  придется предварительно санировать, а затем  уже  целиком  продавать  физическим  или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться  с  долгами  и осуществить   производственные  инвестиции.   Очевидно,    что   эти   новы собственники рискнут стать таковыми лишь имея  полную  свободу  освобождения от  груза  ненужного  персонала.  А  это  -  еще  один  канал,   пополняющий безработицу.

      Третья.  Многие  госпредприятия  восприняли   либерализацию   цен   как возможность их  бесконтрольного повышения с   тем,  чтобы  не  только  покрыть свои чрезмерные издержки,  но  и  значительно  увеличить  доход  (прибыль  и зарплату). На первых порах это широко удавалось.  Однако такое положение  не может  сохраняться   долго.  Вскоре  бесконтрольный   рост   цен   обернулся бумерангом многократного удорожания сырья,  энергоносителей,  комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим   цепочкам. Он поразил не только  потенциальных  банкротов,  но  и  многие  предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но  не  может  быть оплачена  ее  потребителями.  Этот  кризис  -  еще  один  фактор,   питающий безработицу.

     Четвертая. Рыночные реформы ведут  к успеху только если  сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает  не  только микроэкономику   (реструктуризацию   конкретных    предприятий),    но    и макроэкономику:  ведет к  концентрации  ресурсов  на  развитии  только  тех отраслей, которые  имеют реальные перспективы  успеха  в  условиях  жесткой рыночной конкуренции, и,  соответственно,  к  свертыванию  таких  отраслей, продукция которых не  пользуется  спросом.  Очевидно,  что  в  России,  для экономики которой характерны  глубокие диспропорции, прежде всего  огромное разбухание группы А,  служившей  базой   форсированного  роста  ВПК,  такая перестройка породит массовую  структурную безработицу.

      Пятая. Наряду с приведенными  выше  факторами  массовой  безработицы  в наших  условиях  действуют   и  репродуцирующие  безработицу   специфические факторы. Имеются в  виду  разрывы  сложившихся  хозяйственных  связей  между бывшими союзными республиками СССР  (ныне   независимыми  государствами),  а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко  ухудшили положение  предприятий и по материально-техническому  снабжению, и по  сбыту продукции,  что  опять-таки  не  может  не  питать  безработицу.  Говоря   о специфических для бывшего СССР факторах,  нельзя  обойти  и  известный  факт наличия явно гипертрофированного ВПК.  Нормализация  его  удельного  веса  в экономике служит весьма ощутимым фактором в  уменьшении   общего  количества рабочих мест, тем более, что решение проблем конверсии военных   предприятий оказалось на практике  делом  далеко  не  простым   и  не  быстрым.  Поэтому неудивительно, что на сегодня  безработица  приняла  наиболее  острые  формы именно в районах концентрации  военных заводов.

 

 

2.3. Последствия безработицы в России

Безработица влечет за собой серьезные экономические  и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы можно назвать следующие:

недовыпуск  продукции, недоиспользование производственных возможностей общества.

значительное  снижение уровня жизни людей, оказавшихся  безработными, поскольку работа является для них основным источником средств  существования;

снижение  уровня заработной платы занятых  в результате возникающей конкуренции  на рынке труда;

увеличение  налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д10.

Помимо  чисто экономических издержек безработица  имеет и значительные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но более серьезные, чем экономические. Основные среди них следующие:

-усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;

-обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлении совершается неработающими лицами;

-повышение числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом объема девиантного поведения;

-деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений и распадах семей сокращении внешних социальных связей безработного. Последствия безработицы носят долговременный характер. Бывший безработный и после трудоустройства характеризуется пониженной трудовой активностью, что требует значительных усилий по реабилитации безработных.

Экономические и социально-психологические последствия  безработицы свидетельствуют о  том, что это достаточно опасное  для общества и для личности явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В курсовой работе  исследовалась тема: занятость  населения и ее обеспечение. Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам: численность экономически активного населения к октябрю 2011 составила 75,6 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны.  В численности экономически активного населения 70,8 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,8 млн.человек - как безработные .

Таким образом, анализ статики позволяет  сделать вывод, что происходящие в России процессы в экономике существенным образом  влияют на изменения уровня безработицы, которые могут повлечь серьезные негативные (социальные и экономические) последствия. Поэтому, сейчас  необходима действенная политика обеспечения занятости.

Занятость - это деятельность граждан, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.  

Обеспечение занятости предполагает предоставление рабочих мест безработным.

Безработными  признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

  Своеобразной гарантией права  граждан на труд выступает  система трудоустройства. Государство гарантирует гражданам РФ свободу выбора рода деятельности, в том числе с разными режимами труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу; бесплатное содействие в подборе подходящей работы при посредничестве органов государственной службы занятости.

Сейчас в России многие люди все еще не находят (и продолжают терять)  работу. Это позволяет сделать вывод, что государству необходимы более адаптированные программы социальной помощи населению.

Список использованной литературы:

1. Законодательство Российской Федерации. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.06.2009) "О занятости населения в Российской Федерации".

2. Интернет  портал российской официальной  статистики Росстат  www.gks.ru

Информация о работе Проблема безработицы в современном российском обществе