Проблема личности в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 11:13, контрольная работа

Описание работы

Личность изучается комплексом наук. Социология - одна из решающих определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности - личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов и т.д. Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Понятие «личность». Особенности социологического
изучения личности…………………………………………………………4
Взаимоотношение личности и общества…………………………………8
Вывод……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………..15
Практические задания…………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ контрольная.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

                                        По дисциплине: «Социология»

         

 

                                                        Тема: «Проблема личности в социологии»

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

                  

                                                     Исполнитель: студентка гр.УЗ-12СР

                                                                                        Никулина О.А

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 Введение……………………………………………………………………3

 Понятие «личность». Особенности социологического

 изучения личности…………………………………………………………4

 Взаимоотношение личности и общества…………………………………8

 Вывод……………………………………………………………………….13

 Список литературы………………………………………………………..15

 Практические задания…………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Личность изучается комплексом наук. Социология - одна из решающих определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности - личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов и т.д. Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество.

 С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия  с обществом. Достижением цивилизации является утверждение, что люди рождаются равными перед Богом, как его подобие, а Конституции государств гласят, что все люди равны перед законом. Современная российская молодежь социализируется в сложных условиях.

 Государство не проявило заинтересованности в воспитании дееспособных

участников социального  взаимодействия. Напротив, при помощи СМИ были предприняты все возможные меры для подготовки манипулируемого населения. Российское общество находится на грани деградации. «Шоковая терапия» нанесла непоправимый удар по социальной сфере.

В данной работе я попробую рассмотреть проблему социализации в общем и в российском обществе последнего времени.

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ «ЛИЧНОСТЬ»

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

 Понятие «личности» — одно из главных в социологии, так как в рамках микроуровня человеческого познания, человек является главным субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа, Эти понятия человек, индивид, личность. Понятие человек выражает единство биологического и социального, как бы подтверждая, что с одной стороны человек есть часть живой природы и некоторые природные моменты свойственны ему, как и другим представителям животного мира. Философы столетиями спорят чего же больше в человеке животного или социального?      Проблема соотношения биологического и социального в человеке не простая, но очевидно, что влияют как биологические, так и социальные понятия. Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действиям.

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов. Индивид — наиболее употребляемый термин, под которым понимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контекст — «один из…».     Социальная группа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества. Индивидуальность—термин, который подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду.

 Однако, существуют огромные различия между стариком и ребенком, человек первобытного общества и современным человеком. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием индивид используется и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность — это итог развития индивида. Личность — совокупность сочетание социальных качеств в определенном человеке. Личности присуще индивидуальность. 

 Социология выделяет в личности социологическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее общностей, связями личности и различных общностей. Формирование личность в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов — идентификации и социализации. Социология имеет множество теорий личности. Все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. В основе одних доктрин лежит уверенность, что самореализация человека как личности возможна лишь через государство. Сторонники теории ролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, и следовательно социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества. Личность является объектом изучения ряда гуманитар​ных наук, прежде всего философии, психологии и социо​логии. Философию проблема личности интересует в ши​роком историко-теоретическом плане. Она намечает под​ходы к решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения). Таким образом, фи​лософию интересует личность с точки зрения ее положе​ния в мире как субъекта деятельности, познания и твор​чества.

В обыденной жизни часто отождествляют такие поня​тия, как «человек», «индивид», «личность». Но в социоло​гии данные понятия не рассматриваются как синонимы и достаточно четко различаются при всей их близости и взаимосвязи. И для того чтобы понять, что такое лич​ность, необходимо в первую очередь провести разграни​чение этих понятий.

Понятие «человек» употребляется  для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей тогда, когда важно отметить принадлежность лица к чело​веческому роду. А когда необходимо подчеркнуть, что речь идет не о всем человечестве, а об отдельном предста​вителе человечества, конкретном носителе всех социаль​ных и психологических черт человека (разума, воли, инте​ресов, потребностей и т.д.), то употребляют понятие «ин​дивид». В данном случае понятие «индивид» означает «конкретный человек».

Социология, в отличие  от других наук, при изучении личности выделяет социально-типичное. Ключевым во​просом социологии является выяснение, является ли каж​дый человек личностью  или нет? И если да, то что из этого следует для него самого и для общества? Социологическую теорию личности интересует процесс формирования личности и развитие ее потреб​ностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных отношений, изучение закономер​ной связи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения лич​ности. Некоторые проблемы являются общими для соци​ологии и социальной психологии, поэтому граница между ними в значительной степени условна.

В современной науке, как отмечает ЕА.Ануфриев, можно выделить два подхода к определению личности: формально-логический и диалектико-логический. Первый подход разделяют психологи и педагоги, он как бы опирается на «здравый смысл». При этом подходе понятие личность определяется через подве​дение его под более широкое, родовое понятие человека, а после этого указываются его видовые отличия, Т.е. перечисляются признаки, наличие которых отличает лич​ность от человека вообще. Данные признаки включают различные положительные характеристики. В связи с этим сторонники первого подхода признают личностью не всех людей, а только тех, кто обладает определенными положительными качествами. Процесс социализации, в данном случае, будет заключаться в приобретении необ​ходимого набора положительных качеств.        Несмотря на рациональность своего содержания, данному подходу все-таки свойственна определенная ограниченность — кого конкретно и почему нельзя считать личностью, например, если ребенка, то до какого возраста, если преступника, то за какое преступление, и т.д.

Второй подход позволяет  избежать вышеуказанные противоречия. Личность в данном случае определяется через диалектику единичного и общего, как нечто особен​ное, рассматриваемое  в социальном аспекте. Для всех людей  свойственно обладание рядом определенных общих черт, как биологических, так и социальных. Но в то же время каждому человеку присуще что-то свое, осо​бенное (своя биография, своя профессии и т.д.). Совокуп​ность общих характеристик человека с его индивидуаль​ными особенностями и будет создавать особенное — лич​ность. Таким образом, сторонники данного подхода считают, что понятие личности применимо ко всем людям без исключения. Т.к. каждый человек обладает и общими, и индивидуальными признаками. Личность — как уникальная совокупность — будет требовать ряда дополнительных характеристик, указывающих, какая именно личность имеется в виду (развитая или неразви​тая, сознательная или несознательная). Следует отметить, что данные подходы не исключают друг друга, они составляют единство, которое обязательно необходимо учитывать в социологии личности.

 

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

 

 Центральной проблемой всех социологических иссле​дований выступает проблема взаимоотношения общества и личности. В центре внимания социолога постоянно находится сложное взаимо​действие общества и личных интересов. Для социолога общественный интерес выступает не в виде некоего обще​го понятия, а в конкретной форме - в виде интересов тех или иных общественных организмов, институтов, соци​альных систем.

 Общество является результатом взаимодействия трех главных систем: полити​ки, экономики и духовной жизни общества. А социология как раз и выясняет, каким образом человек участвует в этих важных сферах общественной жизни. Хотя экономи​ка и играет решающую роль при объяснении историчес​кого развития человеческого общества в целом, того, как и почему происходит смена общественных формаций, но она не в состоянии объяснить, как происходит формирова​ние личности, так как не только экономика влияет на это.

 Связь личности  и общества опосредствована прежде  всего первичным коллективом:  семейным, учебным, трудовым. Только  через коллектив каждый его  член входит в общество. Отсюда  понятна его решающая роль — роль исключительно важной «клеточки» целостного социального организма, где личность складывается духовно и физически, где путем усвоения языка и овладения общественно выработанными формами деятельности она впитывает в себя в той или иной мере созданное трудами предшественников. Непосредственные формы общения, складывающиеся в коллективе, образуют социальные связи, формируя облик каждого человека. Через первичный коллектив идет «отдача» личного обществу и достижений общества — личности. И как каждая личность несет на себе печать своего коллектива, так и каждый коллектив несет на себе печать составляющих его членов: будучи формирующим началом для личностей, он сам формируется ими. Коллектив не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и самоутверждается. Если коллектив, вбирая в себя личность, сам формируется своими членами, то цели этого формирования задаются ему обществом в целом. Здесь надо различать коллективы формальные (официальные) и так называемые неформальные (неофициальные). Последние объединяются, как правило, по интересам — это клубы, общества, секции, здесь связи между их членами характеризуются большей свободой личностных проявлений, отношениями дружбы, симпатии, в этих коллективах, как правило, выше творческое проявление сил.  
  Ныне при достаточно широко развитой социально-психологической службе на предприятиях проводится политика создания трудовых коллективов, где все их члены были бы объединены также по неформальным признакам: в данном случае речь идет о способностях людей, их собственной оценке своих возможностей и понимании каждым, что он действительно на своем месте и что он — необходимый, равноправный, равноуважаемый член коллектива. Но и в каждом формальном коллективе функции человека не исчерпываются лишь его общественно заданной ролью, люди объединяются не только чисто производственными отношениями, а и другими интересами: политическими, нравственными, эстетическими, научными взглядами и мыслями, чаще же всего особенно близкими им житейскими проблемами.  
Поскольку, как уже сказано, каждый член коллектива — личность, индивидуальность со своим особым пониманием, опытом, складом ума и характера, постольку даже в самом тесно спаянном коллективе возможны разногласия и даже противоречия. В условиях наличия последних как раз и «проверяется на прочность» и коллектив, и каждая отдельная личность — дойдет ли противоречие до антагонизма, или оно будет преодолено общими усилиями ко всеобщему благу. 

Информация о работе Проблема личности в социологии