Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 11:13, контрольная работа
Личность изучается комплексом наук. Социология - одна из решающих определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности - личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов и т.д. Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество.
Введение……………………………………………………………………3
Понятие «личность». Особенности социологического
изучения личности…………………………………………………………4
Взаимоотношение личности и общества…………………………………8
Вывод……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………..15
Практические задания…………………………………………………….16
Нельзя, рассматривая связи человека с обществом говорить о личности вообще и об обществе вообще, так как каждый человек принадлежит к определенной социальной общности (нация, город, класс и т.д.). Все это существенным образом влияет на структуру общения между людьми. Например, образ жизни жителей города и их отношения отличаются от образа жизни и отношений жителей деревни, и они имеют больше возможностей для дальнейшего развития и утверждения личности. Обращают внимание социологи и на процесс становления личности, на то, как проходит его социализация. Ведь превращение ребенка во взрослого происходит благодаря воздействию на него двух социальных институтов: семьи и системы общественного воспитания (в данном случае социальным институтом могут выступать не только какие-то учреждения, а даже улица, оказывающая определенное влияние на воспитание человека). Превращение ребенка в личность происходит благодаря процессу социализации.
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация
выполняет в обществе три основ
социальных общностей через усвоение
им элементов культуры, норм и
ценностей;
социальных ролей;
через убеждения и показ соответствующих
образцов поведения.
Существует
первичная и вторичная
Первичная
(внешняя) социализация
Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.
Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества. Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу - при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.
В процессе своего становления (социализации) человек сначала усваивает средства общения между людьми (учится говорить), потом у него вырабатываются навыки различной деятельности (от умения держать ложку до освоения профессий). Он усваивает набор необходимых знаний и норм поведения, также общепринятую в его социальной общности систему ценностей. Но даже после того как человек стал взрослым, связь его с обществом не обрывается. На уже сформировавшуюся личность продолжают оказывать воздействие по меньшей мере две системы отношений, во-первых, на производстве, а, во-вторых, в семье.
Социальный статус - это положение индивида в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Ученые различают прирожденный (приписанный) статус — национальность, социальное происхождение. И достигнутый (приобретенный) статус - образование, заслуги, квалификация и т.д.
Социальный статус не определятся произвольно, а зависит от господствующей в данном обществе системы ценностей и культуры. Например, для исследования стратификационной структуры современного американского общества используют следующие критерии: род занятий, величина дохода, уровень образования, этническая принадлежность.
При этом необходимо различать социальный статус и личный статус индивида. Если социальный статус связан с принадлежностью индивида к определенной группе и с престижем группы, то личный статус, наоборот, с положением внутри первичной группы, как правило, малой, и личностными качествами, вызывающими уважение (неуважение) окружающих. Следует отметить, что как статус не может существовать без роли, так и роль не может существовать без статуса.
ВЫВОД
Личность и общество
взаимно обусловливают друг друга.
Между структурой социального мира
и структурой личности всегда происходит
процесс взаимного
Взаимоотношения личности с обществом — это основа всех сторон ее жизнедеятельности. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет — это опять-таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направленной прежде всего на развитие и реализацию его социально значимых способностей.
Основополагающая жизненная проблема личности — адаптироваться в социальных условиях своего существования, утвердиться в них через соответствующие формы социальной деятельности и таким образом удовлетворять свои потребности и реализовать свои интересы.
Основной способ самореализации личности в обществе — это труд, другие проявления ее социальной активности. Реализуя свои интересы, необходимо считаться с интересами других людей и общества. Это фундаментальное правило жизни человека в обществе должно находить отражение в психологических и идеологических установках его деятельности, в системе его ценностных ориентации. Только в этом случае возможна нормальная созидательная (а не разрушительная) жизнь общества и составляющих его личностей.
Никакая личность развиваться и творить вне общества не может, что ее самореализация напрямую зависит от социальных условий ее жизни, определяется ее социальным положением, экономическими и другими возможностями. Ее социальные права и свободы также определяются обществом и реализуются в нем, защищаются государством.
Не будет счастлив добропорядочный человек, если его окружают несчастные люди, если деградирует общество, в котором он живет. Значит нужно делать все для оздоровления общества и его возрождения, для достижения благополучия всех людей. Решающую роль в возрождении общества должно играть государство. Но в этом его должна поддерживать каждая дееспособная личность, /в данном случае речь идет не только об эффективном решении внутренних проблем общества и его граждан, но и об их защите от внешних посягательств.
Отсюда следует, что
побудительными силами деятельности каждой
личности должны стать чувства и
сознание патриотизма, любовь к своему
Отечеству, ответственное отношение
ко всему что в нем происходит.
Такие психологические и идеоло
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
А.Г. Здравомыслов «
2. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. пособие/ Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2000
3.Бергер П. Приглашение в социологию: Пер. с англ. /Под ред. Г.С. Батыгина. М., 1996
4.Гелбрейт Д. Экономика и цели общества. М., 1978
5.Гидденс Э. Социология: Учебник 90-х годов. Реферированное издание. Челябинск, 1991. Ч.11.
6. Елсуков А.Н. Краткий курс теоретической социологии. Минск, 1999
7.Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996
8.И.С Кон « Социология личности» М.1967
9. Кравченко А. Социология. М., 1997. Гл./2. С. 40-60; гл. 5
10.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992
11.Спенсер Г. Общество как организм//Зомбарт В. Социология. Л., 1926
12. Шашунов Н. Н. - Социализация личности - М., 2002
Практические задания
1.Как вы считаете, каждый ли человек является личностью в социологическом понимании? Обоснуйте свой ответ.
Есть индивидуумы, есть – личности.
Личность - это человек, наделенный своими
особыми психическими свойствами, познающий
и преобразующий мир и занимающий определенное
место среди других людей в обществе.
Индивидуум - единство органов и жизненных
функций организма, так и личность - тоже единство, но высшего порядка. Это единство
психической деятельности человека, его отношений к миру.
Сущность же развития индивидуума в личности а социологическом
понимании заключается в том, что индивидуум
действует для того, чтобы поддерживать
свое существование, а личность существует,
чтобы действовать, добиваться поставленных
целей.
Между особенностями человека как индивидуума
и его личностью имеется глубокая связь:
ведь личность есть продукт развития индивидуума.
Развитие личности это процесс относительно
медленный, и проходит немало времени,
прежде чем личность достигает полной
зрелости.
Для того чтобы индивидуум стал личностью,
требуется, конечно, не только время. Он должен постоянно находиться в человеческом
обществе в социологическом понимании,
вступать с ним в те или иные отношения.
Вот эта связь человек - общество и формирует
прежде всего человеческую личность.
2. Личность – продукт биографии. Правильно ли это?
Да. Человек является в определенной степени кристаллизацией биографии, но считать человека полностью результатом биографии нельзя, потому что при этом упускается главный психологический факт – «человек вступает в отношение к своему прошлому, которое по-разному входит в наличное для него — в память его личности». На уровне личности прошлые впечатления не выступают как покоящиеся пласты его опыта, в этом прошлом одно умирает, лишается своего смысла, другое открывается в новом смысле. Эти изменения происходят постоянно; прошлое может переоцениваться и человек «сбрасывает с себя груз своей биографии».
3. Выберите из перечня характеристик те, которые являются свойствами личности: высокий, целеустремленный, любознательный, смуглый, ответственный, консерватор, сильный, меланхолик, здоровый, трудолюбивый.
целеустремленный
любознательный
ответственный
трудолюбивый