Проблема одиночества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:55, реферат

Описание работы

Целью исследования данной работы является феномен одиночества. Выбор темы обусловлен желанием понять природу конфликта личности и среды, потребностью узнать, какое место занимает одиночество в современном обществе.
Задачей данной работы является рассмотреть проблему одиночества с разных сторон, а именно с философского, религиозного, психологического, социального, политического и культурологического аспектов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Философский аспект 5
2 Религиозный аспект 8
3 Психологический аспект 11
4 Социальный аспект 19
5 Политический аспект 25
6 Культурологический аспект 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

Одиночество готовый реферат В.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное 
учреждение высшего профессионального образования 
«Сибирский государственный индустриальный университет»

Прокопьевский филиал

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Социология»

Тема: «Проблема одиночества»

 

Выполнила:

студентка гр. ППИ11

Козякова Е.И.

Проверила:

Головань Н.С.

 

 

 

 

Прокопьевск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема одиночества была актуальна во все времена, ему посвящали свои работы писатели, философы, ученые. В последнее время эта проблема всё так же активно освящается и исследуется, психологи и социологи вносят огромный вклад в науку, изучая сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.

Но до сих пор не существует единого мнения, как и определения о том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество то, как единственно возможную основу человеческого бытия, то, как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то — как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил.

Понимание природы одиночества позволит выработать оптимальные стратегии его преодоления, адекватные для современной нестабильной и неопределенной ситуации.

Целью исследования данной работы является феномен одиночества. Выбор темы обусловлен желанием понять природу конфликта личности и среды, потребностью узнать, какое место занимает одиночество в современном обществе.

Задачей данной работы является рассмотреть  проблему одиночества с разных сторон, а именно с философского, религиозного, психологического, социального, политического  и культурологического аспектов.

Актуальность настоящей работы обусловлена практической потребностью изучения социальной позиции юных людей и людей репродуктивного возраста, их ценностно-смысловых ориентации, эмоциональных состояний и отношений в сегодняшней социокультурной ситуации. Исследование видов состояния одиночества, имеющего как негативную так и позитивную направленность позволяет сделать шаг к преодолению существующего противоречия в понимании роли и места одиночества в психической жизни человека.

  1. Философский аспект

В философии проблема одиночества также вызывала самый яркий интерес. Гегель и Маркс использовали более общее понятие «отчуждение» и придавали ему явно негативную смысловую окраску, рассматривая как своеобразную социальную «болезнь», корни которой, скорее, в системе, нежели в самом человеке. Более конкретный интерес проблема одиночества вызывала у мыслителей субъективно идеалистической ориентации. Это не случайно, поскольку доведенному до логического завершения субъективному идеализму остается признать существование единственной реальности – одинокого субъективного сознания. В мягкой форме это можно видеть у А.Шопенгауэра.

Своеобразный взгляд на проблему был  характерен для Ф.Ницше. Согласно его взглядам, чем больше человек развивает свой дух и возвышается над своим окружением, тем более он становится подвержен одиночеству. Ф.Ницше призывает тех, кого он называет «великими людьми» не сливаться с «базарной толпой», но предостерегает их и от замыкания в самих себе. Сверхчеловек, в его трактовке, – не одиночка, возвышающийся над толпой карликов и не нуждающийся ни в чьей поддержке и понимании, как это иногда изображается. Из его идей вытекает необходимость создания некоего элитарного круга «великих людей». Таким образом, люди оказываются разделенными на «базарную толпу» и элиту. В рамках каждой из этих групп проблема одиночества оказывается решенной, но опасность такого разделения людей очевидна.

А.Камю понимал данную проблему иначе. Он воспринимал одиночество человека как «каинову печать» современного общества и культуры, как порождение деформированного их развития. Растущее ощущение людьми своего одиночества, по его мнению, связано с развивающимся в западном обществе феноменом отчуждения (здесь его взгляды приближаются к марксизму). Люди все больше и больше отчуждаются сначала от природы, потом от полноценной трудовой деятельности, постепенно они начинают отчуждаться друг от друга и, наконец, от культуры и самих себя. Так появляются «посторонние» (это слово стало названием его наиболее известного литературного произведения) люди, которые лишаются устойчивых связей с социальной средой и в отрыве от нее теряют свою личность. Как видим, позиция А.Камю от взглядов и трансценденталистов, и других экзистенциалистов: одиночество у него – не то, к чему надо стремиться, и не то, что неизбежно. Это – беда, с которой человечество должно бороться.

В XIX веке своеобразно преломленные мотивы протестантского одиночества  стали одной из исходных точек  развития философской концепции  трансцендентализма, ведущую роль здесь  играет философ, писатель, натуралист Генри Торо. Он рассматривал принцип уединения как первую ступень на пути к уединению высшему, духовному.

Трансценденталисты первыми стали  проводить различия между одиночеством – продуктом «полной отчаяния» городской жизни и уединением – необходимой для самосовершенствования человека концентрация на своих внутренних духовных потенциях. Уединение рассматривается как средство защиты личности, поскольку оно укрепляет человека духовно, способствует личностному и социальному становлению.

Иную концепцию одиночества и уединения выдвинул современник Торо, Сёрен Къекегор. Его взгляд на судьбу личности уже не так оптимистичен. Одиночество по Къекегору - «…замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально не размыкаемый никем, кроме бога»

Он признавал веру в бога, но нетрадиционную, отвергающую официальную церковь. Главный тезис данной философии сводится к утверждению, что верить в бога абсурдно, вера претит разуму, но сам мир абсурден, поэтому верить надо. «Духовному человеку» по Кьекегору не нужно уединяться для самосовершенствования, ибо в этом нет никакой необходимости. Человек с самого рождения «посторонний» по отношению к обществу и к жизни в целом.

Идеи Къекегора были восприняты европейским экзистенционализмом, а конкретно философской теорией  Эдмунда Гуссерля, чьи работы относятся к концу XIX - началу XX века. В основе их представление о сознании как непрерывном потоке переживаний, совершенно отдельного от всего внешнего, материального мира. Гуссерль считал, что сознание должно быть очищено от всего, что вне его и называл этот процесс редукцией. Весь оставшийся вне субъекта мир Гуссерль считал лишь проекциями сознания субъекта. Таким образом, между субъектом и миром возникала непреодолимая преграда отчуждения и одиночества.

Уже в XX веке один из главных идеологов экзистенционализма Жан Поль Сартр последовал за Гуссерлем, превратив одиночество и абсурдность бытия в главные темы своего творчества. Согласно Сартру человек, стремясь познать себя, выходит за рамки своего «я», но рамки жизни не дают ему такой возможности. Человек теряет надежду и веру, он одинок во враждебном ему мире, его социальные связи, если они есть, поверхностны. Чувство одиночества, в противовес им, глубоко и является основой всего человеческого бытия.

  1. Религиозный аспект

Религия означает связь, и она может быть определена как преодоление одиночества, как выход из себя, из замкнутости, как обретение общности и родства. В этом ее сущность. Религия означает соединение с тайной бытия, с самим бытием. Но одиночество преодолевается не потому, что есть религия, религия есть лишь отношение, она вторична и преходяща. Мое одиночество преодолевается потому, что есть Бог. Бог и есть преодоление моего одиночества, обретение полноты и осмысленности моего существования. Часто забывают, что первичен Бог, а не религия, которая может даже заслонять Бога. В религии, как она раскрывается в истории, в жизни человеческого общества, отношение человека к Богу подвергается объективации и социализации.

В религии объективированной и  социализированной одиночество  притупляется вследствие выброшенности «я» в объективированный и социализированный мир, хотя бы этот мир назывался церковью, но одиночество не преодолевается онтологически. Онтологически преодолевается одиночество лишь отношением моего «я» к Богу в порядке внутреннего существования, в первожизни, в церкви как общении, а не в церкви как обществе. И в жизни религиозной повторяется то же, что в познании, что в жизни пола, что во всем, та же двойственность, те же две перспективы – духа и природы, свободы и необходимости, объективации и существовании или первожизни.

Религия есть, конечно, социальный феномен, она уже вторична и объективирована, выброшена в мир. Но религия есть также откровение, есть голос Божий, есть воплощение Бога, и тогда она  первична и не принадлежит к миру объектов, к миру социализированному. Но это не значит, что в этом случае религия есть лишь индивидуальное явление и достояние отдельных душ. Наоборот, религия непременно есть не только моя связь и соединение с Богом, но и моя связь и соединение с другими, с ближними, есть общение, общность, коммунион. Но это соединение и общение представляет другой порядок, чем общество, как объективация, в котором один для другого – объект, а не «ты», в котором даже Бог есть объект, а не «ты». Тайна христианства есть, конечно, тайна преодоления одиночества «я», преодоления в Христе-Богочеловеке и в Богочеловечестве, в теле Христовом. Но формальное исповедание христианской веры и формальная принадлежность к церкви одиночества не преодолевает. Преодоление одиночества может быть кажущимся и поверхностным, оно может совершаться не в глубине и означать выброшенность на поверхность.

В социализированном христианстве любовь носила условно-знаковый, символический, а не реальный характер. Но по-настоящему преодолевает одиночество лишь реальная любовь, которая есть вершина жизни. Формальная принадлежность к христианским конфессиям означает лишь известную ступень объективации. Но «я», которое вышло из себя в объект, одиночества не преодолевает, оно ушло от себя во что-то другое, но реально, онтологически ни с чем не соединилось. Поэтому в религиозной, церковной жизни можно испытывать очень острое и жгучее, необычайно мучительное одиночество. Можно быть очень одиноким в приходе, со своими единоверцами, людьми той же конфессии, более одиноким, чем с людьми других верований и убеждений, и иметь с ними лишь объективированные отношения, видеть в них лишь объекты, не «ты». Это явление очень мучительное и даже трагическое, и оно свидетельствует о коренной двойственности религиозной жизни.

Усиление духовности может означать усиление одиночества, ибо может сопровождаться разрывом социальных отношений объективированного мира. На путях восхождения неизбежны мучительные разрывы. Но окончательное преодоление одиночества происходит лишь в плане духовном, лишь в мистическом опыте, где все во мне и я во всем. Этот путь прямо противоположен пути объективации, которая устанавливает сообщения и связи при совершенной внеположности и чуждости, неродственности. Сообщения и связи между людьми и в христианстве слишком часто носят риторически-условный характер. Символика сообщений и связей может быть риторической. Вся жизнь человеческого общества покоится на такой подражательной риторике. Этому противоположен реализм духовных и мистических достижений. Конечно, и мистика может стать условной риторикой. Тогда и она означает объективацию, тогда и она притянута к социальной обыденности. Но не таков ее истинный смысл. Глубина человеческого существования, глубина моего существования духовна, она не принадлежит к объективному принудительному миру, не внедрена в него. И лишь в этой глубине преодолевается одиночество, которое может быть знаком этой глубины.

Окончательная объективация снимает  самую проблему одиночества. «Я» не чувствует себя одиноким, потому что оно сознает себя принадлежащим объектам, принадлежащим обществу. Но это меньше всего означает, что «я» преодолело одиночество, хотя бы эта принадлежность объектам и обществу носила религиозный характер. Это есть состояние до возникновения одиночества, как обнаружения глубины, а не после него. В этом вся сложность проблемы одиночества во всех сферах – в жизни познания, в жизни пола, в жизни социальной, в жизни религиозной. Болезнь одиночества есть одна из основных проблем философии человеческого существования как философии человеческой судьбы. Другая проблема, не менее мучительная и с ней связанная, есть болезнь времени.

  1. Психологический аспект

«Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то

необычный случай, напротив, оно всегда было

и остается главным и неизбежным испытанием

в жизни человека»

Т.Вульф

Прошло не так много времени  как на смену свахам и знакомствам  через родственников пришли службы знакомств, предлагающие своим клиентам электронные базы данных, которые  позволяют выбирать потенциальных  «партнеров» практически по любым параметрам - цвету волос, росту, весу, интересам, уровню интеллекта и др. На смену одинокому москвичу, желающему познакомиться пришли мужчины «без в/п, с в/о, без мат. пробл., без компл.», интересующие женщинами «с атрибутами женственности, вплоть до чрезмерных». Клубы «Для тех, кому за тридцать» превратились в ночные клубы «Для тех, кому за двенадцать». Красные флаги на весенних демонстрациях сменились на черно-красных полотнища, бритые затылки и битых представителей «кавказской национальности» вне зависимости от времени года. Компьютер становиться не просто печатной машиной с экраном, а порой единственным «собеседником», помогающим забыться или измениться входя в «чаты», меняя имена. Партсобрания и политинформация преобразились в воскресные собрания, а вопрос про партийность в анкете при приеме на работу приобрел очертания армии целеустремленными молодых, останавливающих прохожих скороговоркой «здравствуйте-можно-к-вам-обратиться-верите-ли-вы-в-бога».

Все эти и многие другие примеры  изменений, произошедших за последние два десятилетия в нашей стране говорят, на мой взгляд о том, что проблема одиночества все также тревожит людей, вне зависимости от количества сортов колбасы в магазине, возможности зарабатывать сколько хочется или открыто говорить о своих убеждениях. Конечно, порой бывает трудно разглядеть лики одиночества за черными стеклами иномарок, воплями «Хайль-Янки-Гоу-Хоум» и «свободными отношениями». Однако, вне зависимости от того, какую форму оно обретает, человек, оставаясь наедине с собой, как и много лет назад думает, что ему делать со своим одиночеством. Перефразируя Т. Уильямса, можно сказать, что человек думает как ему жить дальше, будучи обреченным на пожизненное заключением в одиночной камере своего «Я».

Информация о работе Проблема одиночества