Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:55, реферат
Целью исследования данной работы является феномен одиночества. Выбор темы обусловлен желанием понять природу конфликта личности и среды, потребностью узнать, какое место занимает одиночество в современном обществе.
Задачей данной работы является рассмотреть проблему одиночества с разных сторон, а именно с философского, религиозного, психологического, социального, политического и культурологического аспектов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Философский аспект 5
2 Религиозный аспект 8
3 Психологический аспект 11
4 Социальный аспект 19
5 Политический аспект 25
6 Культурологический аспект 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Одинокая личность – это депрессивная, или подавленная, личность, испытывающего помимо прочего дефицит умений и навыков общения. Одинокий человек чувствует себя не таким, как все, и считает себя малопривлекательной личностью. Он утверждает, что его никто не любит и не уважает. Такие особенности отношения к себе одинокого человека нередко сопровождаются специфическими отрицательными аффектами, среди которых чувства злости, печали, глубокого несчастья. Одинокий человек избегает социальных контактов, сам изолирует себя от других людей. Ему более чем другим людям, присуще так называемое паронормальность, импульсивность, чрезмерную раздражительность, страх, беспокойство, ощущение разбитости и фрустрированности. Одинокие люди более пессимистичны, чем не одинокие, они испытывают гипертрофированное чувство жалости к себе, ожидают от других людей только неприятностей, а от будущего – лишь худшего. Они также считают свою жизнь и жизнь других людей бессмысленной. Одинокие люди малоразговорчивы, ведут себя тихо, стараются быть незаметными, чаще всего выглядят печально. У них нередко отмечается усталый вид и наблюдается повышенная сонливость. Когда обнаруживается разрыв между реальными и действительными отношениями, характерный для состояния одиночества, то разные люди реагируют на это по–разному. Беспомощность как одна из возможных реакций на данную ситуацию сопровождается усилением тревоги. Если люди винят в своем одиночестве не себя, а других, то могут испытывать чувства гнева и горечи, что стимулирует возникновение отношения вражды. Если люди убеждены, что сами повинны в собственном одиночестве, и не верят в то, что могут изменить себя, то они, вероятнее всего, будут опечалены и осудят сами себя. Со временем это состояние может перерасти в хроническую депрессию. Если, наконец, человек убежден, что одиночество бросает ему вызов, то он будет активно против него бороться, предпримет усилия, направленные на то, чтобы избавиться от одиночества.
Одинокие люди склонны недолюбливать других, особенно общительных и счастливых. Это – их защитная реакция, которая в свою очередь, мешает им самим устанавливать добрые отношения с людьми. Предполагают, что именно одиночество вынуждает некоторых людей злоупотреблять алкоголем или наркотиками, даже если они сами себя не признают одинокими. Общаясь с другими людьми, одинокие больше говорят о самих себе и чаще, чем другие, меняют тему разговора. Таким людям свойственны специфические межличностные проблемы. Они легко раздражаются в присутствии других людей, повышенно агрессивны, склонны к излишней, не всегда оправданной критике окружающих, нередко оказывают психологическое давление на других людей. Одинокие мало доверяют людям, скрывают свое мнение, нередко лицемерны, недостаточно управляемы в собственных поступках. Существуют гипотезы, объясняющие феномен одиночества ссылками на межличностные факторы. Одна из них – несоответствие между тремя «Я» индивида: тем, каким он в настоящее время видит себя (актуальное «Я»); тем, каким он хотел бы стать (идеальное «Я»), и тем, каким его воспринимают другие (отраженное «Я»). Экспериментально подтвердилась гипотеза, утверждающая, что субъективные причины одиночества имеют больший вес в его возникновении, чем объективные. Оказалось, например, что многие люди не в состоянии правильно оценить отношение окружающих к ним, так как их самовосприятие не вполне соответствует тому, как их же самих в действительности воспринимают люди. Одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежелание человека оказаться в такой ситуации межличностного общения, при которой он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношений, почувствовать смущение и разочарование. Враждебность и пассивность, как возможные причины и одновременно следствия одиночества, часто сопровождают его. Из-за боязни отрицательных результатов проявления инициативы в установлении межличностных контактов человеку становится все труднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный прежним неудачным опытом, способствует созданию обстановки, которая еще более усиливает чувство одиночества. Один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Как только люди попадают в условия одиночества, обуславливаемого экспериментальной, географической, социальной или тюремной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются («отрубаются»), что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества. Актуализируется потребность в общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности люди персонифицируют предметы (куклы и др.), различных животных (от пауков до лошадей), создают силой воображения партнеров (в ряде случаев в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне), с которыми начинают разговаривать вслух. Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) и рассматриваются в границах психологической нормы. На этапе неустойчивости психической деятельности при наблюдении за испытуемым в экспериментах с помощью специальной аппаратуры или за заключенными через «глазки» («публичность одиночества» – О.Н. Кузнецов) у ряда лиц появляются необычные психические состояния, проявляющиеся в тягостных переживаниях телесной обнаженности или «открытости мыслей». На этом этапе также появляются доминирующие идеи и отмечаются случаи, когда испытуемые путают сновидения с реальностью (реализованные сновидения). По мере увеличения времени нахождения в жестких условиях О. На этапе глубоких психических изменений появляются сверхценные идеи, идеи отношения, деперсонализационные переживания (раздвоение личности) и реактивные галлюцинации. Чтобы избавиться от одиночества, есть два пути: либо научиться принимать это чувство и справляться с ним, переключаясь на иные значимые дела, например найти интересное занятие, увлечение, хобби, с головой уйти в работу, либо учиться по-новому строить взаимоотношения с людьми, чтобы не чувствовать своего одиночества , найти новых друзей и спутника жизни. Все мы разные и каждый из нас выбирает свой жизненный путь. Для одного - одиночество - это тягостное существование, наполненное депрессией и ощущением собственной неполноценности, для другого - спокойная, размеренная жизнь для себя, возможность сделать успешную карьеру или заняться творчеством. Одиночество бывает разным, с ним связаны не только негативные эмоции, но и радость и удовольствие. Многие люди ищут его, уставая от общения и сознательно сокращая количество своих контактов с окружающими. В одиночестве мы имеем возможность выбирать, чем заняться и, во многих случаях, эти занятия довольно полезны и разнообразны. Одиночество позволяет нам осмыслить свой жизненный опыт и часто стимулирует, «подхлестывает» нас к активному поиску интересного и содержательного общения. Именно после периода одиночества мы начинаем больше ценить дружеские или любовные отношения, становимся менее требовательными и более терпимыми к своему партнеру. Можно сказать, что одиночество учит нас мудрости и любви. Существует ряд психологических факторов, которые способствуют одиночеству. Например, это может быть низкая самооценка, которая приводит к избеганию контактов с другими людьми из-за страха подвергнуться критике, что, в свою очередь, создаёт порочный круг— в результате отсутствия контактов самооценка ещё больше падает. Слабые навыки общения также способствуют возникновению одиночества. Люди с плохо развитыми навыками межличностного общения, низкой социализацией из-за страха потерпеть неудачу в отношениях или попасть в психологическую зависимость также нередко стремятся к одиночеству, особенно если у них уже есть неудачный опыт общения с другими людьми.
Проблема одиночества действительно является социальной проблемой, которую должно решать всё общество, а не каждый индивид в отдельности. А решение проблемы заключается в правильном психологическом и социальном воспитании личности, в частности, воспитании правильного понимания сущности одиночества.
Проблема одиночества стала приобретать свою актуальность как еще одна социальная проблема современного общества только в последние десятилетия. Возникает вопрос, почему эта проблема столь явно проявилась только сейчас, ведь и раньше были достаточно большое количество одиноких людей.
Разумеется, эта проблема существовала всегда, но поскольку ранее перед людьми стояли задачи имеющее первостепенное значение – такие например как заработать на хлеб насущный, то соответственно и важность этой проблемы терялась на фоне более актуальных проблем общества. В настоящее время на фоне относительно более высокого уровня жизни, чем например, в послевоенные годы, актуальность этой проблемы все более увеличивается.
Следует отметить, что это проблема,
как и все другие социальные проблемы,
имеет различные причины своего
возникновения. Для понимания причин
ее возникновения следует
Поскольку в последние десятилетия во всем мире происходят активные процессы разрушения института семьи, находящие свое выражение в весьма различных формах. К основным можно отнести и нежелание в принципе иметь семью, и легкое расторжение браков по любым причинам, и не желание иметь большую семью, ограничившись одним - двумя детьми.
Следовательно, все эти процессы можно рассматривать как основные причины возникновения проблемы одиночества. Это и брошенные старики, и дети сироты и так далее. А одиночество в свою очередь ведет к возникновению большого количества социальных проблем, таких как алкоголизм, наркомания, беспорядочные половые связи – оттуда всплеск венерических заболеваний, СПИДа.… Следует также отметить, что все эти проблемы, возникающие от одиночества, также провоцируют и далее развал семьи и опять же само одиночество. Получается замкнутый круг.
Несмотря на то, что в последние
десятилетия появились
Неисследованность, непроясненность
обозначенной проблемы проявляется, в
частности, в том, что одни исследователи-культурологи
считают одиночество
Нельзя не признать и того, что теоретико-методологические подходы к изучению одиночества (как в прошлом, так и в настоящем) различны, а порою весьма эклектичны, и некоторые из них не только не приближают к истине, а, напротив, отдаляют от нее.
Негативно тут сказывается и тот факт, что авторы, исследуя феномен одиночества, нередко не отдают должного изучения истории вопроса, степени разработанности его мировой культурологической мыслью.
Исследование одиночества как культурологического феномена имеет существенное значение. Оно открывает возможности для более обоснованной и глубокой критики разного рода поверхностных, упрощенных, спекулятивных воззрений не только на сущность, природу культуры, но и на смысл, содержание и назначение человеческой жизни.
Вместе с тем изучение одиночества в культурологическом ракурсе важно, помимо культурологии, и для эстетики, этики, искусствознания, психологии, педагогики и других наук.
Культурологическое осмысление проблемы одиночества важно для решения практических задач, прежде всего в области духовного формирования и развития человека, его мировоззрения, культуры чувств и интеллекта, т.е. той духовной основы бытия людей, без которой невозможно полноценное существование человечества.
Важный интерес представляют воззрения на одиночество (как культурологический феномен) русских философов и художников слова XIX-XX вв. Среди русских мыслителей, занимающихся разработкой данной проблемы, стоит особо выделить П.Я. Чаадаева («Отрывки и разные мысли»), В.С. Соловьева («Об упадке средневекового миросозерцания»), Н.А. Бердяева («Философия свободного духа»), Л.И. Шестова («Апофеоз беспочвенности: опыт адогматического мышления»), И.А. Ильина («Аксиомы религиозного опыт»), С.Л. Франка («Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии»), М. Мамардашвили («Одиночество – моя профессия…»).
Образ одинокого, «лишнего» человека
в достаточной степени
Немаловажный вклад в разработк
В рамках социально-культурологических исследований Э. Дюркгейма («Культурология, социология и философия»), Р. Мертона («Культурология и социология сегодня: проблемы и перспективы») одиночество – явление, которое сравнивается с такими понятиями, как аномия, самоизоляция и т.п.
Представители западной культурологии
часто рассматривают
В настоящее время проблема одиночества очень интенсивно разрабатывается в западной культурологии в рамках когнитивного подхода. Согласно Д. Расселу («История западной философии»), Л. Пепло и Д. Перлману («Теоретические подходы к одиночеству»), одиночество наступает в ситуации, когда индивид осознает несоответствие между двумя факторами – желаемым и достигнутым уровнем собственных культурных, социальных контактов.
В 80-90 гг. ХХ века в связи с существенными изменениями в социо-культурной ситуации в России исследователи стали по-новому осознавать феномен одиночества. Среди исследований, в которых наиболее полно раскрывают сущность одиночества и возможные пути его преодоления, можно выделить работы А.С. Гагарина («Homo Solus: Одиночество как феномен человеческого бытия // Рациональность иррационального»), Л.И. Старовойтовой («Одиночество: социально-философский анализ»), Ж.В. Пузановой («Антропология одиночества // Социальная антропология на пороге XXI века»), М.И. Михайлова («Одиночество» // Высокие технологии в педагогическом процессе. Труды VII Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов), Р.К. Нуреевой («Одиночество и уединение как негативное и позитивное выражение инстинкта жизни»), Н.Е. Покровского («Универсум одиночества: социологические и психологические очерки»).
Все вышесказанное при достаточно серьезном осмыслении приводит к выводу, что существующие характеристики и определения одиночества (при всей их содержательности) не отменяют и не исключают дальнейших возможностей и новых путей, направлений в исследовании темы.
Недостатком исследования одиночества
в современных
Необходимо отметить, что как
фундаментальная проблема – проблема
одиночества заслуживает
Проблема одиночества всегда волновала человечество. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные группы людей в разные периоды жизни.
На одиночество каждый человек смотрит по разному, для кого то одиночество является наказанием, а для других спасением. Я считаю, что в современном мире, проблема одиночества, стоит на первом месте. Обесценивается институт семьи, отношения между людьми (любовные, дружеские, приятельские, родственные). Сейчас практически все люди пропадают в социальных сетях, и они думают что виртуальное общение, сможет заменить прямое общение. Люди живут в больших городах, быстрый темп жизни не сильно дает расслабляться и люди в свою очередь пользуются этим, сначало приносит какое – то удовольствие, а потом человек понимает, что ему сложно, ему хочется поговорить, встретиться, съездить в гости и возникает другая проблема, тем людям некогда встречаться и «распивать чаи».
С моей точки зрения, человек просто обязан научиться совмещать быстрый темп жизни, тем более прогресс не стоит на месте, и прямое общение с другими людьми. Иначе, все люди станут агрессивными, и они будут регрессировать.