Проблема организации досуга пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 17:05, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть организацию досуга пожилых людей, а также предложить рекомендации по организации досуга пожилых людей.
Задачи данной работы заключаются в следующем:
1) рассмотреть основные демографические и социально-психологические особенности пожилых людей;
2) проанализировать современное положение и проблемы пожилых людей в Российской Федерации;
3) охарактеризовать направления досуговой деятельности пожилых людей и их специфику;
4) определить возможности дальнейшего совершенствования работы в области досуга людей старшего поколения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Социально-психологические характеристики людей пожилого возраста
1.1. Основные социально-психологические характеристики граждан старшего поколения…………………………………………………………………………….7
1.2. Организация досуга пожилых людей ……………………………………....17
Вывод по I главе……………………………………………………………………41
Глава II. Практическая деятельность
2.1. Программа по организации досуга пожилых людей в КЦСОН…………..42
2.2. Реализация программы……………………………………………………….43
Вывод по II главе…………………………………………………………………..44
Заключение…………………………………………………………………………45
Список литературы………………………………………………………………..51

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

Сохраняющаяся острота социально-экономической ситуации в стране является тем объективным фактором, который предопределяет масштабность и направления работы. Ежедневно сталкиваясь с проблемами пожилых людей как одной из наиболее уязвимой части населения, нельзя не осознавать всю меру ответственности, которая лежит на системе в целом и на каждом из работников досуга в отдельности.

Определение понятия досуга состоит в том, что это соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения различных потребностей человека.

В России, как и во многих других, промышленно развитых странах, наблюдается резкое повышение доли пожилых людей в структуре общества. Этот факт объясняется тем, что всеобщий характер старения населения находится в прямой зависимости от уровня экономического и общественно-политического развития и по своей природе является прогрессивным процессом, который характеризует общество нового типа, где присутствует высокий уровень жизни и уверенность в завтрашнем дне у простого обывателя. Однако такое положение дел ведёт к повышенной нагрузке на трудоспособное население, удельный вес которого, соответственно сокращается, что в свою очередь отрицательно сказывается на положении пожилых людей, которые в целом находятся в экономической зависимости от трудоспособного населения.

Выход из подобной кризисной ситуации видится в использовании более эффективных методов управления экономикой, а также в проведении целенаправленной государственной политики по стабилизации демографической ситуации в сторону увеличения рождаемости и установления баланса между рождаемостью и смертностью.

В связи с тем, что социально-психологическое положение пожилых людей в некоторых случаях оказывается неустойчивым (в силу обострения соматических болезней и неготовности отдельных людей к роли пожилого человека) – они нуждаются в помощи специалистов психологов, которые помогали бы некоторым пожилым людям более гибко адаптироваться к новой для них социальной роли.

Деятельность органов досуга в данном аспекте социальной работы заключаются в выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в кризисной ситуации, причиной которой стали проблемы психологического порядка, а также в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию и реабилитацию тех пожилых людей, которые нуждаются такого рода помощи. В идеале органы досуга в тесном сотрудничестве с органами власти должны вести просветительскую деятельность, как в среде представителей старшего поколения, так и в среде близких к ней возрастных групп с целью профилактики всевозможных осложнений, связанных с психологической неподготовленностью отдельных личностей к социальной роли пожилого человека. Для этого необходимо в структуру учреждений, занимающихся социальной защитой пожилых людей, ввести должность или назначить ответственного, который бы тесно контактировал с отделом по связям с общественностью при администрации данного города или района в целях проведения определённого рода пропагандистской работы в области профилактики психологических осложнений, связанных с переходом человека в более старшие возрастные группы, рекламы возможностей центров социального обслуживания в данной области. Естественно всё это может осуществиться только при наличии дополнительных денежных средств, которые можно получить, с одной стороны, из бюджета города или района, с другой, оказывая платные услуги нуждающимся в них гражданам, способным эти услуги оплатить.

Нормативно-правовая база Российской Федерации в области досуга населения и в аспекте досуга пожилых людей, в частности, в целом отвечает нормам современного цивилизованного общества, однако многие направления социальной работы с пожилыми людьми ещё недостаточно освоены и требуют как законодательной, так и материальной и теоретико-методологической поддержки.

Что касается практической реализации мер по социальному обслуживанию населения, то традиционно в нашем обществе сложилось три направления деятельности органов досуга пожилых людей: социальная помощь, социальное обслуживание и организация пенсионного обеспечения.

Социальная помощь имеет характер периодических и единовременных выплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждающимся категориям пожилых людей.

Социальное обслуживание в свою очередь делится на государственный, муниципальный и негосударственный (коммерческий) сектора.

Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием РФ, органов социального обслуживания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов федерации.

Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управления социальным обслуживанием и учреждениями муниципального подчинения, предоставляющих различные виды социальных услуг пожилым людям и другим нуждающимся категориям граждан и осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность в вышеупомянутой области социальной деятельности. Анализ основных направлений деятельности муниципальных центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социального обслуживания пожилых людей получила наибольшее распространение и признаётся наиболее типичной.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет соответствующие учреждения, по форме собственности, не относящиеся к государственным или муниципальным, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К данному сектору относятся общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием пожилых людей.

Государством разработаны федеральный и территориальный перечни гарантированных социальных услуг. Федеральный перечень гарантированных социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объёма гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантированный государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ с учётом потребностей населения, проживающего на данной территории.

Право на пенсионное обеспечение пожилые люди приобретают по достижении возраста, определённого законом. Размер пенсии зависит от количества проработанных лет (стажа) и величины получаемой в то время заработной платы. В стране действует система, согласно которой человек может сам начать откладывать деньги в счёт своей будущей пенсии (сверх того, что ему будет полагаться по закону от государства). Что касается реального размера пенсии современного пожилого россиянина, то её размер в разных регионах страны либо ниже прожиточного минимума, либо едва его обеспечивает, что требует о Правительства приложения дополнительных усилий по увеличению реального размера пенсий до оптимального уровня.

В целом, работу по этим трём направлениям деятельности органов досуга пожилых людей на сегодняшний день нельзя назвать оптимальной. Абсолютно очевидно, что не все нуждающиеся пожилые пенсионеры имеют доступ к получению социальной помощи, социальному обслуживанию, причём качество последнего иногда оставляет желать много лучшего. Пенсионное обеспечение не обеспечивает большинство пожилых граждан необходимыми средствами к существованию. Все эти проблемы очевидны и также очевидны пути их решения.

Однако для реализации мер по совершенствованию социальной работы во всех вышеуказанных направлениях необходимо выполнение государством, как минимум, двух условий: во-первых, обеспечить социальную сферу высокообразованными специалистами, которые могли бы эффективно наладить работу по всем направлениям и разработать новые направления; во-вторых, обеспечить стабильный и достаточно высокий уровень финансирования социальной сферы, поскольку на привлечение высококлассных специалистов на работу в этой отрасли при столь малой заработной плате вряд ли приходится рассчитывать. Кроме этого, конечно, необходимо увеличить и размеры всевозможных пособий и стоимости пакетов материальной помощи до уровня, который бы реально отвечал удовлетворению потребностей той или иной категории нуждающихся, причём размеры всех этих выплат в денежном выражении должны на законодательном уровне как минимум ежеквартально индексироваться соответственно инфляционным процессам.

Таким образом, система досуга пожилых людей в нашей стране в настоящее время ещё находится в стадии модернизации, медленно, но неуклонно превращаясь в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства, постепенно приближаясь по своему качеству и эффективности к стандартам европейских и других экономически развитых стран.

 

Список литературы

 

  1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. – СПб, 2004.- с. 203
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. Курс лекций. - М, 2007. – 290 с.
  3. Аникеева П.В. В помощь пенсионеру. Всё о пенсиях. - М., 2006. – 144 с.
  4. Антология социальной работы. В 3 томах. - М., 2004-2005. – 450 с.
  5. Бедный М.С. Демографические процессы и прогнозы здоровья населения. - М., 2002. – 198 с.
  6. Брэгг П. Здоровье и долголетие. - М., 2006. – 345 с.
  7. Бурльер Ф. Старение и старость. - М., 2002. -450 с.
  8. Волкова Л.И. Достойная старость. О домах престарелых в России.//Российская газета. 5 января, 2005.
  9. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. - М., 2006. -390 с.
  10. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. - М., 2005. – 322 с.
  11. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. - СПб, 2004.- 430 с.
  12. Егоров А.Н. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престарелых. - М, 2005. – 465 с.
  13. Карсаевская А.И., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. -М., 2004. – 562 с.
  14. Киселёв С.Г. О некоторых вопросах организации досуга пожилых людей в Российской Федерации. – Самара, 2006. – 120 с.
  15. Козлов А.А. Социальная геронтология: Учебно-методическое пособие. -М., 2005. – 332 с.
  16. Комфорт А. Биология старения. - М., 2007. – 333 с.
  17. Кудрявцев Л.Д. Современное общество и нравственность. - М., 2006. – 140 с.
  18. Лагункина В.И. Модель развития социальных служб для уязвимых групп населения. // Программа по распространению результатов проекта «Развития социальных служб для уязвимых групп населения РФ». - М., 2007. – 140 с.
  19. Народонаселение. Продолжительность жизни. - М., 2004. – 170 с.
  20. Основы социальной работы. Учебник. / Под ред. П.Д. Павленка. - М., 2006. – 337 с.
  21. Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа». - М., 2006. – 155 с.
  22. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Учебное пособие. - М.: «Дашков и Кє», 2003. – 278 с.
  23. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пос. - М., 2006. – 258 с.
  24. Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты досуга. - Ульяновск, 2005. -120 с.
  25. Популярная энциклопедия пожилого человека. - Самара, 2007. -120 с.
  26. Превентивная геронтология и гериатрия. - Киев, 2005. – 430 с.
  27. Россет Э.Л. Процесс старения населения. - М., 2004. – 155 с.
  28. Симаков А.Г. Социальная стратификация в постсоветский период: стратегия и тактика социальной работы. - М., 2006. – 270 с.
  29. Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: «Юристъ», 2006. – 670 с.
  30. Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите людей пожилого возраста и инвалидов. - М., 2006. – 140 с.
  31. Современный словарь иностранных слов. - СПб., 2004. – 440 с.
  32. Досуг. Журнал социальной работы. 2007. №12.
  33. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 2006. – 120 с.
  34. Социальная работа с пожилыми людьми. МГСУ. - М., 2005. -145 с.
  35. Социальная работа. / Под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д, 2007. – 133 с.
  36. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. - М., 2005. – 433 с.
  37. Социология. Учебник. / Отв. ред. Павленок П.Д. - М., 2002. – 170 с.
  38. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие в вопросах и ответах./ Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М., 2006. -560 с.
  39. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2003. – 423 с.
  40. Технологии социальной работы: Учебник. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2007. – 240 с.
  41. Технология социальной работы. Чч.1; 2. Учебное пособие для вузов./ Под ред. П.Я. Цытликова. - Новочеркасск – Ростов н/Д., 2007. – 432с.
  42. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, практика. - М., 2006.
  43. Фролысис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. – СПб, 2004. – 203 с.
  44. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 2005. – 268 с.
  45. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. Ч.1,2. - М., 2005. – 450 с.
  46. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - М., 2002. -120 с.
  47. Шапиро В.Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни). - М., 2004. – 230 с.
  48. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. - М., 2006. – 122 с.
  49. Энциклопедия социальной работы. / Пер. с англ. В 3-х томах. - М., 2003-2004.
  50. Якушев Л.П. Досуг: Учебное пособие. - М., 2005. – 103 с.
  51. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие. - М., 2006. – 203 с.

1 Социальная работа. Учебник. / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов-н/Д, 2007.

2 Россет Э.Л. Процесс старения населения. М., 1968.; Социальная работа с пожилыми людьми. МГСУ. М., 2005.; Социальная работа. / Под общ. ред. В.И. Курбатова. Ростов н/Д, 2006.; Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. / отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М., 2001.; Старение мозга. Л., 2001.; Старость и её закономерности. М., 1963.; Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 21.07.2005. и  др.

3 Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. М., 2002.

4 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие. – М., 2006.

5 Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 2005.

6 Россет Э.Л. Процесс старения населения. М., 1968.

7 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие. – М., 2006.

8 Цитируется по: Бурльер Ф. Старение и старость. М., 2002.

9 Народонаселение. Продолжительность жизни. М., 1974.

10 Бедный М.С. Демографические процессы и прогнозы здоровья населения. М., 1972.

 

11 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие. – М., 2006.

12 Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М., 2001.

13 Инволюция (от лат. Involutio – свёртывание) – процесс обратного развития, уменьшения, упрощения какого-либо органа или организма. (Современный словарь иностранных слов. СПб., 2004.)

14 Основы социальной работы. Учебник. / Под ред. П.Д. Павленка. М., 2001.

15 Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. Ч.1,2. М., 2005.

16 Шахматов Н.Ф. Психическое старение. М., 2006.

17 Шахматов Н.Ф. Психическое старение. М., 2006.

18 Превентивная геронтология и гериатрия. Киев, 2000.

19 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие. М., 2006.

 

 


Информация о работе Проблема организации досуга пожилых людей