Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 17:05, дипломная работа
Цель работы – рассмотреть организацию досуга пожилых людей, а также предложить рекомендации по организации досуга пожилых людей.
Задачи данной работы заключаются в следующем:
1) рассмотреть основные демографические и социально-психологические особенности пожилых людей;
2) проанализировать современное положение и проблемы пожилых людей в Российской Федерации;
3) охарактеризовать направления досуговой деятельности пожилых людей и их специфику;
4) определить возможности дальнейшего совершенствования работы в области досуга людей старшего поколения.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Социально-психологические характеристики людей пожилого возраста
1.1. Основные социально-психологические характеристики граждан старшего поколения…………………………………………………………………………….7
1.2. Организация досуга пожилых людей ……………………………………....17
Вывод по I главе……………………………………………………………………41
Глава II. Практическая деятельность
2.1. Программа по организации досуга пожилых людей в КЦСОН…………..42
2.2. Реализация программы……………………………………………………….43
Вывод по II главе…………………………………………………………………..44
Заключение…………………………………………………………………………45
Список литературы………………………………………………………………..51
Сохраняющаяся острота социально-экономической ситуации в стране является тем объективным фактором, который предопределяет масштабность и направления работы. Ежедневно сталкиваясь с проблемами пожилых людей как одной из наиболее уязвимой части населения, нельзя не осознавать всю меру ответственности, которая лежит на системе в целом и на каждом из работников досуга в отдельности.
Определение понятия досуга состоит в том, что это соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения различных потребностей человека.
В России, как и во многих других, промышленно развитых странах, наблюдается резкое повышение доли пожилых людей в структуре общества. Этот факт объясняется тем, что всеобщий характер старения населения находится в прямой зависимости от уровня экономического и общественно-политического развития и по своей природе является прогрессивным процессом, который характеризует общество нового типа, где присутствует высокий уровень жизни и уверенность в завтрашнем дне у простого обывателя. Однако такое положение дел ведёт к повышенной нагрузке на трудоспособное население, удельный вес которого, соответственно сокращается, что в свою очередь отрицательно сказывается на положении пожилых людей, которые в целом находятся в экономической зависимости от трудоспособного населения.
Выход из подобной кризисной ситуации видится в использовании более эффективных методов управления экономикой, а также в проведении целенаправленной государственной политики по стабилизации демографической ситуации в сторону увеличения рождаемости и установления баланса между рождаемостью и смертностью.
В связи с тем, что социально-психологическое положение пожилых людей в некоторых случаях оказывается неустойчивым (в силу обострения соматических болезней и неготовности отдельных людей к роли пожилого человека) – они нуждаются в помощи специалистов психологов, которые помогали бы некоторым пожилым людям более гибко адаптироваться к новой для них социальной роли.
Деятельность органов досуга в данном аспекте социальной работы заключаются в выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в кризисной ситуации, причиной которой стали проблемы психологического порядка, а также в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию и реабилитацию тех пожилых людей, которые нуждаются такого рода помощи. В идеале органы досуга в тесном сотрудничестве с органами власти должны вести просветительскую деятельность, как в среде представителей старшего поколения, так и в среде близких к ней возрастных групп с целью профилактики всевозможных осложнений, связанных с психологической неподготовленностью отдельных личностей к социальной роли пожилого человека. Для этого необходимо в структуру учреждений, занимающихся социальной защитой пожилых людей, ввести должность или назначить ответственного, который бы тесно контактировал с отделом по связям с общественностью при администрации данного города или района в целях проведения определённого рода пропагандистской работы в области профилактики психологических осложнений, связанных с переходом человека в более старшие возрастные группы, рекламы возможностей центров социального обслуживания в данной области. Естественно всё это может осуществиться только при наличии дополнительных денежных средств, которые можно получить, с одной стороны, из бюджета города или района, с другой, оказывая платные услуги нуждающимся в них гражданам, способным эти услуги оплатить.
Нормативно-правовая база Российской Федерации в области досуга населения и в аспекте досуга пожилых людей, в частности, в целом отвечает нормам современного цивилизованного общества, однако многие направления социальной работы с пожилыми людьми ещё недостаточно освоены и требуют как законодательной, так и материальной и теоретико-методологической поддержки.
Что касается практической реализации мер по социальному обслуживанию населения, то традиционно в нашем обществе сложилось три направления деятельности органов досуга пожилых людей: социальная помощь, социальное обслуживание и организация пенсионного обеспечения.
Социальная помощь имеет характер периодических и единовременных выплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждающимся категориям пожилых людей.
Социальное обслуживание в свою очередь делится на государственный, муниципальный и негосударственный (коммерческий) сектора.
Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием РФ, органов социального обслуживания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов федерации.
Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управления социальным обслуживанием и учреждениями муниципального подчинения, предоставляющих различные виды социальных услуг пожилым людям и другим нуждающимся категориям граждан и осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность в вышеупомянутой области социальной деятельности. Анализ основных направлений деятельности муниципальных центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социального обслуживания пожилых людей получила наибольшее распространение и признаётся наиболее типичной.
Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет соответствующие учреждения, по форме собственности, не относящиеся к государственным или муниципальным, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К данному сектору относятся общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием пожилых людей.
Государством разработаны федеральный и территориальный перечни гарантированных социальных услуг. Федеральный перечень гарантированных социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объёма гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантированный государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ с учётом потребностей населения, проживающего на данной территории.
Право на пенсионное обеспечение пожилые люди приобретают по достижении возраста, определённого законом. Размер пенсии зависит от количества проработанных лет (стажа) и величины получаемой в то время заработной платы. В стране действует система, согласно которой человек может сам начать откладывать деньги в счёт своей будущей пенсии (сверх того, что ему будет полагаться по закону от государства). Что касается реального размера пенсии современного пожилого россиянина, то её размер в разных регионах страны либо ниже прожиточного минимума, либо едва его обеспечивает, что требует о Правительства приложения дополнительных усилий по увеличению реального размера пенсий до оптимального уровня.
В целом, работу по этим трём направлениям деятельности органов досуга пожилых людей на сегодняшний день нельзя назвать оптимальной. Абсолютно очевидно, что не все нуждающиеся пожилые пенсионеры имеют доступ к получению социальной помощи, социальному обслуживанию, причём качество последнего иногда оставляет желать много лучшего. Пенсионное обеспечение не обеспечивает большинство пожилых граждан необходимыми средствами к существованию. Все эти проблемы очевидны и также очевидны пути их решения.
Однако для реализации мер по совершенствованию социальной работы во всех вышеуказанных направлениях необходимо выполнение государством, как минимум, двух условий: во-первых, обеспечить социальную сферу высокообразованными специалистами, которые могли бы эффективно наладить работу по всем направлениям и разработать новые направления; во-вторых, обеспечить стабильный и достаточно высокий уровень финансирования социальной сферы, поскольку на привлечение высококлассных специалистов на работу в этой отрасли при столь малой заработной плате вряд ли приходится рассчитывать. Кроме этого, конечно, необходимо увеличить и размеры всевозможных пособий и стоимости пакетов материальной помощи до уровня, который бы реально отвечал удовлетворению потребностей той или иной категории нуждающихся, причём размеры всех этих выплат в денежном выражении должны на законодательном уровне как минимум ежеквартально индексироваться соответственно инфляционным процессам.
Таким образом, система досуга пожилых людей в нашей стране в настоящее время ещё находится в стадии модернизации, медленно, но неуклонно превращаясь в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства, постепенно приближаясь по своему качеству и эффективности к стандартам европейских и других экономически развитых стран.
Список литературы
1 Социальная работа. Учебник. / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов-н/Д, 2007.
2 Россет Э.Л. Процесс старения населения. М., 1968.; Социальная работа с пожилыми людьми. МГСУ. М., 2005.; Социальная работа. / Под общ. ред. В.И. Курбатова. Ростов н/Д, 2006.; Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. / отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М., 2001.; Старение мозга. Л., 2001.; Старость и её закономерности. М., 1963.; Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 21.07.2005. и др.
3 Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. М., 2002.
4 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие. – М., 2006.
5 Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 2005.
6 Россет Э.Л. Процесс старения населения. М., 1968.
7 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие. – М., 2006.
8 Цитируется по: Бурльер Ф. Старение и старость. М., 2002.
9 Народонаселение. Продолжительность жизни. М., 1974.
10 Бедный М.С. Демографические процессы и прогнозы здоровья населения. М., 1972.
11 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие. – М., 2006.
12 Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М., 2001.
13 Инволюция (от лат. Involutio – свёртывание) – процесс обратного развития, уменьшения, упрощения какого-либо органа или организма. (Современный словарь иностранных слов. СПб., 2004.)
14 Основы социальной работы. Учебник. / Под ред. П.Д. Павленка. М., 2001.
15 Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. Ч.1,2. М., 2005.
16 Шахматов Н.Ф. Психическое старение. М., 2006.
17 Шахматов Н.Ф. Психическое старение. М., 2006.
18 Превентивная геронтология и гериатрия. Киев, 2000.
19 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие. М., 2006.
Информация о работе Проблема организации досуга пожилых людей