Проблема организации досуга пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 17:05, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть организацию досуга пожилых людей, а также предложить рекомендации по организации досуга пожилых людей.
Задачи данной работы заключаются в следующем:
1) рассмотреть основные демографические и социально-психологические особенности пожилых людей;
2) проанализировать современное положение и проблемы пожилых людей в Российской Федерации;
3) охарактеризовать направления досуговой деятельности пожилых людей и их специфику;
4) определить возможности дальнейшего совершенствования работы в области досуга людей старшего поколения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Социально-психологические характеристики людей пожилого возраста
1.1. Основные социально-психологические характеристики граждан старшего поколения…………………………………………………………………………….7
1.2. Организация досуга пожилых людей ……………………………………....17
Вывод по I главе……………………………………………………………………41
Глава II. Практическая деятельность
2.1. Программа по организации досуга пожилых людей в КЦСОН…………..42
2.2. Реализация программы……………………………………………………….43
Вывод по II главе…………………………………………………………………..44
Заключение…………………………………………………………………………45
Список литературы………………………………………………………………..51

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

Понятие «демографическое старение» получило всеобщее признание в демографии и статистике в последние 40 лет. Оно рассматривается как изменчивая величина в структуре населения в трёх основных периодах:

  1. дорепродуктивный период;
  2. период активной деятельности;
  3. пострепродуктивный период с последующим прекращением деятельности.

Согласно методике, предложенной польским демографом Э. Россетом6, в процессе старения населения определённого общества различают четыре фазы:

  1. менее 8% пожилых от общего количества людей в данном обществе – отсутствие признаков демографического старения;
  2. 8-10% – ранняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости;
  3. 10-12% – поздняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости;
  4. 12% и более – состояние демографической старости7.

В последнее десятилетие возникла необходимость выделения ещё одной фазы – глубокой демографической старости, о которой можно говорить лишь в том случае, когда доля людей в возрасте старше 60 лет превышает 15%.

В соответствии со шкалой английского демографа Дж. Сандберга8 важное значение имеют изменения в трёх основных возрастных группах: 0-19 лет, 20-59 лет, 60 лет и старше. Демографическая старость, по Дж. Сандбергу, наступает тогда, когда доля лиц, относящихся к первой группе ниже 30%, а доля лиц, соответствующих последней группе, превышает 15%.

Распространено мнение, что наиболее существенным фактором старения населения является снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Однако оно не соответствует действительности. Главную роль в этом процессе играет снижение уровня рождаемости, ибо, чем меньше рождается детей, тем впоследствии более значительной становится доля людей старшего возраста. «Омоложение» населения может наступить только при повышении рождаемости, когда в структуре общества увеличивается доля детей и молодёжи, а доля людей старшего возраста соответственно уменьшается.

Демографические процессы на Земле характеризуют две основные модели:

А) Модель «старого» населения соответствует районам с низкой рождаемостью, низкой смертностью и высокой продолжительностью жизни;

Б) Модель «молодого» населения справедлива для районов с высокой рождаемостью, значительной общей и детской смертностью, высоким темпом естественного прироста населения и низкой средней продолжительностью жизни9.

Демографическая старость считается:

  • подвижной – при доле лиц старше 60 лет от 12 до 14%;
  • стабильной – при доле лиц этого возраста от 15 до 19%.

Нужно специально отметить, что демографическая старость, особенно её последняя фаза, является уделом населения экономически развитых стран Европы и Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии и Японии.

Что касается демографической ситуации в нашей стране, то дореволюционную Россию можно было бы отнести к модели «молодого» общества, похожие тенденции развития были характерны и для СССР впервые десятилетия его существования. «Старение» населения в СССР началось только после второй мировой войны, однако данный процесс был неодинаков в различных частях страны. Существовали районы с населением, достигшим «глубокой старости» (Прибалтийские республики) и районы с «молодым» населением (Среднеазиатские республики). В СССР в 1970г. средняя продолжительность жизни составляла 70 лет, причём у мужчин – 65 лет, у женщин – 74 года10.

Непосредственно в РСФСР демографическая ситуация была сложной. Она претерпевала значительные изменения за период с 1939 по 1989г. В течение этих 50 лет численность населения РСФСР увеличилась лишь на 36%. В сравнении с мировым приростом это самый низкий показатель: численность населения земного шара за тот же период выросла на 154%! Доля России в структуре населения мира резко уменьшилась. Это можно было бы расценить как последствие Великой Отечественной войны, но изменения коснулись не столько общего количества населения, сколько его возрастной структуры. Резко снизилась численность населения в младших возрастных группах (от 0 до 9 лет), а количество лиц в возрасте старше 60 лет возросло в 7 раз. К 1989г. доля людей старшего поколения составила 15,4%11. Именно в России было впервые отмечено суженное воспроизводство населения, при котором число рождающихся детей недостаточно для количественного замещения родительского поколения, что послужило началом естественной убыли населения России. Этот процесс продолжился и в постсоветский период развития России с ещё более нарастающими темпами. По данным Госкомстата РФ, каждый год население России уменьшается в среднем на 700-800 тысяч человек12.

По мнению большинства демографов, всеобщий характер старения населения находится в прямой зависимости от уровня экономического и общественно-политического развития и по своей природе является прогрессивным процессом, который характеризует общество нового типа, где присутствует высокий уровень жизни и уверенность в завтрашнем дне у простого обывателя.

Старость – это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой. Иначе говоря, в жизни человека с определённого возраста проявляются инволюционные13 признаки, что выражается уже во внешнем виде человека, уменьшении его жизненной активности, изменении психических реакций и психологических характеристик, ограничении физических возможностей.

Переход человека в группу пожилых, существенно изменяет его отношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро, счастье и т.д. Самочувствие пожилых людей в значительной мере определяется сложившейся атмосферой в семье – доброжелательной или недоброжелательной, тем, как распределяются обязанности в семье между пожилыми и более молодыми людьми.14

Точное хронологическое определение границы, отделяющей старость от зрелого возраста не всегда возможно из-за больших индивидуальных различий каждого отдельного человека, таких как характер, физические данные, психологическая и психическая устойчивость. Например, постепенное ослабление по мере старения процессов восприятия и затруднение двигательной активности сочетаются иногда с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других психических функций. Известны факты высокой творческой активности и продуктивности учёных, представителей искусства и других профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте.

С позиций молодых, взгляды на жизнь имеют чаще всего положительный заряд: у этой группы населения все главные свершения впереди, отчего возникает психологическое состояние обращённости в будущее и соответствующее этому состоянию поведение.

Совершенно иначе интерпретируется перспектива жизненной дуги с точки зрения пожилого человека: конец его жизни это уже реальная и близкая перспектива, поэтому вектор интересов смещается на анализирование прошлого, психологическую подготовку к уходу из жизни.

Стереотип старости, сформировавшийся в том или ином обществе, является отражением положения пожилых людей, которые в этом обществе живут. Каждое общество в целом создаёт свой стереотип пожилого человека, черты которого экстраполирует затем на всю категорию пожилого и старческого населения.

Позитивный стереотип. В его основе лежат ценность жизненного опыта и мудрости пожилых людей, потребность в уважении к ним и соответствующей опеке.

Негативный стереотип. На пожилого человека смотрят как на ненужного, лишнего, бесполезного, «нахлебника», а его опыт расценивают как устаревший и неприменимый в настоящий момент15.

В современном обществе наиболее распространён негативный взгляд на старость. Этому способствует тот факт, что болезненные формы психического старения всегда на виду и встречаются часто, а также то, что практически всегда старение сопровождается физической и психической болезненностью. По существу, как утверждает известный геронтопсихиатр Н.Ф. Шахматов, старость в той или иной мере болезненна всегда16. Поборники такого взгляда на старение усматривают в личности старого человека обязательное ослабление интеллекта, памяти, образование характерологических пороков, таких, как скупость, консерватизм, сварливость и пр. Проявление психического упадка находит своё выражение в ограничении круга интересов, пассивности, психической вялости.

Другой крайней точки зрения на старость придерживаются исследователи, склонные восхвалять старость. Основания для этого представляют те наблюдения над стареющими людьми, в которых бросается в глаза несоответствие между духовной и физической эволюцией человека, которые показывают, что регрессивным изменениям подвергается только биологический организм, а духовный и интеллектуальный потенциал не только не снижается, но может даже и возрастать. Иначе говоря, физическое ослабления компенсируется высоким духовным подъемом. Как пишет Н.Ф. Шахматов, нередко пожилые люди говорят, что в старости они впервые переживают чувство удовлетворённости собой и окружающими. При этом они не могут найти лучшего определения для своего состояния, чем счастливое17.

Таким образом, в среде такого рода пожилых людей наблюдается феномен счастливой старости как формы благоприятного психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные эмоции. Можно говорить об активном мыслительном процессе у пожилых людей этой группы, направленном на решение вопросов постижения смысла собственного существования, познания самого себя. Результатом такого осмысления является выработка новой ценностной жизненной установки, основу которой составляет полное согласие с самим собой, с внешним миром, с естественным ходом событий.

И, наконец, третья группа исследователей находит в старости как отрицательные, так и положительные моменты. Характеризуя психологическое и физическое старение, они учитывают наличие в процессе старения определённых положительных сдвигов, которые являются компенсаторными или приспособительными в новых условиях жизни. Старые люди имеют реальную возможность в значительной степени развивать многие свои способности и даже проявлять новые.

Какова же роль личности в процессах формирования психо-социального статуса пожилого человека? Каково её влияние на процессы адаптивного (благоприятного) и дезадаптивного (неблагоприятного) старения?

Различные формы поведения пожилых людей в однотипных ситуациях отражают их индивидуальные особенности реагирования на собственное старение. Именно эта психологическая особенность человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же как и новое восприятие окружающего. Личность пожилого человека, претерпевая различного рода трансформации, всё же, при этом, остаётся сама собою, сохраняя индивидуальные черты. В старости не происходит какого-либо изменения личностных характеристик, ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются18.

На неадаптивный процесс старения влияют такие особенности личности, как привычка тормозить своё поведение, преобладание стратегии отказа от решения актуальных задач, от использования благоприятных возможностей. Неадаптивным оказывается процесс старения у людей, которые не смогли развить в себе качества самостоятельности и инициативы, у которых ориентирами организации жизни были в основном указания, мнение окружающих людей. В ситуации отставки они чувствуют себя потерянными, беспомощными и быстро усваивают негативные социально-психологические стереотипы старости.

Из неправильных установок и предпосылок, мешающих пожилому человеку «вписаться» в старость, исходит многообразие индивидуальных типов старения. Американские психологи выделяют следующие варианты:

а) Регрессия – возвращение к прошлым формам поведения, проявляющегося в форме «детского» требования помощи в повседневной жизни, независимо от состояния здоровья;

б) Бегство или изменение места жительства как форма освобождения в трудной ситуации;

в) Добровольная изоляция от окружающих, пассивность и минимальное участие в общественной жизни;

г)  Стремление вызвать к себе интерес у окружающих;

д) Попытка включиться в жизнь общества, не взирая на возраст и состояние здоровья, стремление скрыть специфические недомогания19.

В других случаях поведение пожилых людей определяется бунтом против процессов старения, страхом перед смертью, отчаянными попытками сохранить уходящую зрелость. Часть пожилых людей, напротив, обнаруживают как бы досрочное примирение с фактом старости, будучи в физическом отношении вполне благополучными.

Функции органов досуга в данном аспекте социальной работы заключаются в выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в кризисной ситуации, причиной которой стали проблемы психологического порядка, а также в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию и реабилитацию тех пожилых людей, которые нуждаются такого рода помощи.

В идеале органы досуга в тесном сотрудничестве с органами федеральной, региональной и муниципальной власти должны вести просветительскую деятельность, как в среде представителей старшего поколения, так и в среде близких к ней возрастных групп с целью профилактики всевозможных осложнений, связанных с психологической неподготовленностью отдельных личностей к социальной роли пожилого человека.

 Таким образом, насколько адаптивной, успешной будет жизнь человека в старости, определяется тем, как он строил свой жизненный путь на предшествующих стадиях. В этом смысле очень важно, что человек несёт в себе, какова его система жизненных ценностей, установок, всего внутреннего строя личности. Для того, чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем), особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических и других видов исследований.

 

1.2. Понятие досуга и досуговой деятельности

Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.

Информация о работе Проблема организации досуга пожилых людей