Проблема социального сиротсва в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 23:03, реферат

Описание работы

Проблема социального сиротства является проблемой, характерной для многих развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты называют их по-разному: “казенные младенцы”, “отказные дети”, “рожденные, чтобы быть покинутыми”, “вечные новорожденные” и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.

Содержание работы

1)Введение…………………………………………………………………………2
2)Понятие социального сиротства……………………………………………….2
3)Истоки социального сиротства в России……………………………………...3
4)Проблема социализации детей сирот………………………………………...12
5)Список использованной литературы………………………………………....17

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 48.98 Кб (Скачать файл)

Прошли годы. Сегодня мир вступает в XXI век. Однако проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. В сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы.

Глобальные изменения, происходящие на мировой арене. Позволили философам и культурологам назвать современную эпоху вторым “осевым временем”. Известный философ Карл Ясперс, введший это понятие в научный оборот, подразумевал под ним эпоху резкого поворота в истории от мифологического сознания к научно-философскому осмыслению мира и места человека в нем, “одухотворение человеком смысла своего бытия”.

В развитии современной цивилизации ясно просматриваются две тенденции. С одной стороны, происходит религиозное и философское осознание человечеством смысла бытия, становление личностного сознания, осмысление мировым сообществом наличия глобальных общечеловеческих проблем, от стратегии разрешения которых зависит дальнейшее существование современной цивилизации. На рубеже столетий к таким глобальным проблемам специалисты относят: угрозу мировой термоядерной войны, истощение природных ресурсов, загрязнение природной среды, постоянный рост неблагополучных детей и др.

Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние 10 лет в нашей стране, придали этим явлениям особый трагизм. Особенностями России стали:

  • обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества;

  • резкое падение уровня жизни большинства населения;

  • резкое и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе (чему в немалой степени способствует “расцвет” масс культуры, поддерживаемый средствами массовой информации;

  • духовный кризис;

  • кризис воспитания;

В одном из выступлений президент РАО академик Н.Д. Никандров с горечью констатировал: “С разрушением коммунистической системы воспитания было устранено воспитание как задача образования. Была разрушена привычная система ценностей, в том числе система патриотического воспитания, воспитания любви к своей стране, что признается необходимым и практически осуществляется во всем мире. Главная причина этого состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме, в том, что в стране сегодня нет хотя бы некоторого согласия относительно того, что мы строим, куда идем, по каким законам хотим жить”.

Начало реформы привело к фактической ликвидации централизованной экономики, а вместе с ней начала погибать и централизованная система социальной защиты, в том числе поддержки семьи, материнства и детства.

Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты (по сравнению с1996 г. увеличились на 250). Впервые проблемой стало их переуплотнение. По официальной статистике детские дома переполнены на 10%-40%.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них – сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье:

  • нарушение ее структуры и функций;

  • рост числа разводов и количества неполных семей;

  • асоциальный образ жизни ряда семей;

  • падение жизненного уровня;

  • ухудшение условий содержания детей;

  • нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях;

  • распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу;

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.

Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулирует развитие аналогичных процессов и в детской среде.

Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства. Обнаружилось качественно новое явление – так называемое “скрытое” социальное сиротство, которое распространяется пол влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становится изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков. Жестокость отношения к детям в семьях приводит к страшным последствиям(2000 год: 15 тыс. посягагательств на жизнь детей; 200 убиты родителями; 1500 подвержены сексуальному насилию; 2000 покончили жизнь самоубийством).

Примеры из жизни города:

  • мальчик бежал из дома, т.к. родители беспощадно били его;

  • девочку подобрали в подвале полуживую, боялась выйти, чтобы ее не вернули в “родной” дом;

  • от ребенка отказались в роддоме;

  • на озере нашли всплывший кулек с новорожденным ребенком;

  • ребенка родители “забыли” в детском саду;

Почему же родители отказываются от своих детей (по анкете):

  • устроить свою жизнь – 4,2%;

  • неспособность прокормить и воспитать – 67%;

  • многодетность семьи – 8,3%;

  • алкоголизм – 29,2%;

  • детей не любят – 4,2%;

  • нет ответственности за детей – 8,3%;

  • несовершеннолетие мамы – 12,5%;

Страшно смотреть на будущее России!

Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Наш город называют городом рухнувших семей (2001г. – 604 брака, 677 разводов). Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты с современниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.

Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей.

Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.

Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается. В 2001 г. в семьи передано 60% детей, а в интернаты – 40%, и 235 тыс. детей проживают в государственных учреждениях.

По данным специалистов сегодня Россия переживает третью (после гражданской и Великой Отечественной войн) волну социального сиротства. Общее число сирот в настоящее время 654 тыс. Но только 10% - сироты, в связи со смертью родителей, остальные социальные сироты.

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 35 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.

Даже наш небольшой город коснулась проблема социального сиротства. В нашем городе работает два образовательных учреждения, где занимаются социальными сиротами – школа №94 и детский дом, а также работает отделение неотложной социальной помощи (приют).

В 94-й школе всего 254 ребенка, из них социальных сирот – 40(родители лишены родительских прав), полных сирот – 5, остальные дети имеют по одному родителю, дети из многодетных семей.

В Детском доме всего 64 ребенка, социальных сирот – 57, сирот – 7.

Причинами определения детей в эти учреждения являются:

  • лишение родительских прав;

  • невыполнение родителями обязанностей;

  • алкоголизм и наркомания;

  • отбывание наказания в местах лишения свободы;

  • жестокое отношение к детям;

Но кроме этого, в городе ежегодно появляется примерно до 30 социальных сирот(2001г.– 35 детей). 217 детей находится под опекой, в роддоме происходит отказ от детей – примерно 1-2 ребенка в год, за 6 лет работы детского приюта через него прошли 530 ребятишек(2001г. – 69 детей, от 0-6 лет – 32%, 11-15 лет – 38%). Особенно неблагополучные районы города: ул. Восточная, Молодежная, Пушкина, Комсомольская, пос. Подгорный (закрыто предприятие – Химзавод) и Новый Путь.

В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие: добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка (чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме).

С юридической точки зрения отказ от ребенка – правовой акт, который официально подтверждает специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. В 1990 г. число женщин-отказниц составило 10,8%, к 2000 г. - 14,6%. 70% отказниц вели асоциальный образ жизни, злоупотребляли алкоголем. Принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

Информация о работе Проблема социального сиротсва в России