Проблема социального сиротсва в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 23:03, реферат

Описание работы

Проблема социального сиротства является проблемой, характерной для многих развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты называют их по-разному: “казенные младенцы”, “отказные дети”, “рожденные, чтобы быть покинутыми”, “вечные новорожденные” и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.

Содержание работы

1)Введение…………………………………………………………………………2
2)Понятие социального сиротства……………………………………………….2
3)Истоки социального сиротства в России……………………………………...3
4)Проблема социализации детей сирот………………………………………...12
5)Список использованной литературы………………………………………....17

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 48.98 Кб (Скачать файл)

В чем состоят причины социального сиротства (по анкете):

  • нет механизма защиты прав детей – 4,2%;

  • социально-экономическое положение в государстве – 41,6%;

  • безработица родителей – 17,6%

  • асоциальное поведение родителей – 29,2%;

  • невыполнение обязанностей – 21%;

  • нравственные проблемы – 8,3%;

IV Проблема социализации  детей-сирот

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

Основой социализации детей-сирот является трудовая подготовка. В связи с этим в образовательных учреждениях трудовое обучения становится индивидуализированным. Применительно к местным условиям сельские дети приобщаются к земле, городские получают различные трудовые навыки. Расширились возможности выбора учреждения для общего и профессионального образования. В 1999 году из детских домов и школ-интернатов для детей-сирот выпущено 7057 человек. Из них поступило в ПТУ 3705 человек, в средние специальные учебные заведения – 2013 и в вузы – 306 человек. На работу было устроено 609 чел.

Воспитание и образование детей-сирот – актуальная социально-педагогическая проблема. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто подвержены негативным реакциям на общественные процессы – апатии, потребительскому отношению к жизни, асоциальному поведению, наркотизации и т.д. Многое из них не умеют жить самостоятельно, строить свою семью. Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способности ориентироваться в современной ситуации, в неумении работать, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств и др.

Выпускники школ-интернатов и детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, вести свой бюджет, отстаивать свои юридические права. К сожалению, в государственной структуре социальной защиты населения до сих пор отсутствует система организованной помощи детям-сиротам после выхода из детского дома, интерната до совершеннолетия.

В результате в некоторых регионах России почти каждый второй выпускник детского дома состоял в группе «риска» - был бомжем, находился под следствием либо совершал правонарушения, причем в основном имущественные: грабежи, разбои.

Тревожит такой факт: заболеваемость детей в интернатных учреждениях в 2 раза выше, чем в общеобразовательных школах. На первое место у воспитанников детских домов выходят нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость).

По сравнению со школьниками из общеобразовательной школы у детей-сирот в 1-4-х классах наблюдается в 5-7 раз чаще нарушение психики. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы – причина различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Это усложняет их социальную адаптацию, в том числе школьную.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период жизни ребенка, становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости воспитанника детского дома. У части воспитанников есть психологические проблемы противоположного плана: после эмоционально теплого семейного детства они оказываются без родителей в государственном учреждении. Такие дети постоянно переживают состояние фрустрации и предрасположены к невротическим срывам.

Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих в детский дом. Вместе с психопатологическими проявлениями почти у половины воспитанников выявляется общее психическое недоразвитие, что затрудняет реабилитационный процесс. Нельзя также не учитывать, что, как правило, в детских домах концентрируются подростки, ставшие жертвами преступных посягательств, испытавшие унижение, психическое и физическое насилие.

Педагоги стремятся учитывать интересы, нужды и желания детей. Идет перестройка жизни интернатных учреждений по пути создания семейных детских домов, увеличены расходы на содержание воспитанников, создаются общественные объединения, помогающие детям-сиротам. В течение ряда лет успешно работает программа «Дети-сироты», на государственном уровне принято несколько важных правовых документов. Для полноценного физического, психического и социального развития детей изменен возрастной ценз их пребывания в детских домах – от полутора до 18 лет. Создаются условия для проживания детей, сохраняющих родственные связи, небольшими группами (по 10-12 человек), что облегчает их социальную адаптацию.

Сложный процесс социализации предполагает решение трех главных проблем в обучении и воспитании ребенка-сироты: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни; профессиональную подготовку.

Социализация в нашем городе (детский дом, школа №94):

  • увеличение количества часов на трудовое обучение, а значит овладение трудовыми навыками;

  • овладение профессиями, которые имеют практическую применимость;

Дальнейшее обучение учащихся в профессионально – технических училищах, городском промышленном колледже, а несколько ребят из детского дома в этом году продолжат обучение в 10 – 11 классах городских школ.

V Пути преодоления  социального сиротства

Каковы же пути преодоления этого трагического, ставшего масштабным, социального явления? Назовем главные:

  1. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.

  1. Возрождение духовной культуры нации.

  1. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.

  1. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение “воспитания” в учебные заведения.

  1. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.

  1. Совершенствование системы устройства детей-сирот.

Каковы пути преодоления социального сиротства (по анкете):

  • остановить процессы роста социального сиротства – 12,5%;

  • развитие учреждений семейного типа – 12,5%;

  • увеличить количество женщин в органах власти – 4,2%;

  • социальная помощь государства – 46%;

Сказать, что государство ничего не делает нельзя. В соответствии с указом бывшего президента Ельцина №513 от 1.06.92г. разработана программа “Дети России”, ныне действующий президент также поручил Правительству разработать меры разрешения этой проблемы.

В настоящее время Министерством образования Российской Федерации разработана концепция предупреждения социального сиротства. Приоритеты:

  • защита прав и интересов детей;

  • ослабление негативных последствий сиротства;

  • создание новых учреждений с различными формами средовой адаптации.

Цель – создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований.

Есть и конкретные свидетельства, что делается в этом направлении. По всей стране открываются новые учреждения: школы-интернаты, детские дома, дома ребенка. Но государственное учреждение не может дать семьи и не может заменить ее при всех великолепных качествах отдельных директоров и воспитателей. Поэтому Российский Детский Фонд выступил с инициативой создания Семейных детских домов, где родители-воспитатели.

Новой формой устройства детей-сирот является патронатная семья. Ребенок помещается на определенное время в обычную семью. Это могут быть дети-сироты из детского дома, неблагоприятные дети, изъятые временно для выяснения ситуации. После того, как ребенок получит необходимую соц-психологическую помощь, он возвращается в свою кровную семью, если в ней изменились условия.

Получают и другие формы семейного устройства жизни детей-сирот – пансионаты семейного воспитания. Каждый ребенок имеет родителей (мама и папа) – воспитателей, братьев и сестер (таких же, как он или родных), живет эта семья в квартире, но в одном здании.

В чем опасность социального сиротства (по анкете):

  • нарушение общественного порядка – 58,3%;

  • рост необразованности населения – 8,3%;

  • детская смертность – 33,3%;

  • деградация общества –17,6%;

  • повторяют путь своих родителей – 12,5%;

Необходимо преодолеть это явление, иначе у России не будет будущего! Роберт Роулз (профессор Гарвардского университета): “Дети, которым не уделять внимания, выступят против того мира, который о них не позаботился”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. М.А. Глазунова. Социальная педагогика. М., 2000.

  1. Ю.В. Василкова, Т.А. Василькова. Социальная педагогика. М., 1999.

  1. А.М. Нечаева. Дети-сироты в России. 1993.

  1. Е. Чепурных. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях. Народное образование. №7, 2001.

  1. К. Скопина. Казенные дети. Круг жизни. №10.

  1. Л. Великанова. Сирота с Казанского. М., Смена. №5.

 


Информация о работе Проблема социального сиротсва в России