Проблемная ситуация социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:26, реферат

Описание работы

Цель данного реферата: Изучить проблемную ситуацию социологического исследования. Задачи:
Рассмотреть классификацию проблем
Посмотреть, как формулируется и обосновывается проблема исследования
Изучить цели и задачи исследования
Рассмотреть как определяется объект и предмет исследования

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...……3
1. Классификация социальных проблем…………………………………...…..5
2. Формулировка и обоснование проблемы исследования………………...…8
3. Цели и задачи исследования………………………………………..………12
4. Определение объекта и предмета исследования……………………..…...15
Заключение………………………………………………………………………….18
Библиографический список…………………………………………………..….. 19

Файлы: 1 файл

реферат по.docx

— 47.75 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный факультет

Кафедра социальной работы и социологии

 

Реферат по дисциплине «Методы  исследования в социальной работе»

ПРОБЛЕМНАЯ  СИТУАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

 

 

 

Руководитель:

________________

                                                                                                   (подпись)

____________________________

                                                                                                 (оценка, дата)

Разработал: Студент группы

_______________

                                                    (подпись)

____________________________

                                                                (дата)

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...……3

  1. Классификация социальных проблем…………………………………...…..5
  2. Формулировка и обоснование проблемы исследования………………...…8
  3. Цели и задачи исследования………………………………………..………12
  4. Определение объекта и предмета исследования……………………..…...15

Заключение………………………………………………………………………….18

Библиографический список…………………………………………………..….. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Исходным пунктом всякого исследования, в том числе и социологического, является проблемная ситуация, складывающаяся в реальной жизни. Она, как правило, содержит наиболее острое противоречие между какими-либо элементами социального процесса. Например, при изучении профессиональной ориентации учащихся, одним из важнейших характеризующих ее противоречий является противоречие между профессиональными жизненными планами учащихся и возможностью их реализации на практике. При этом профессиональные устремления учащегося могут быть столь нереалистичны или несоизмеримы с его способностями и возможностями общества, что они заведомо никогда не воплотятся. В этом случае выпускник школы либо терпит крах, либо приобретает профессию, которая ему противопоказана, что рано или поздно приводит его к разочарованию, а также к значительным потерям общества в целом, и данного индивида в частности.

Неоправданно большими оказываются  также общественные затраты как на приобретение выпускниками профессии, к которой они непригодны, так и на обучение их новым профессиям.

Такова типичная проблемная ситуация, с которой сталкивается социолог. После ее анализа и аргументации общественной значимости исследователь переводит практический аспект проблемной ситуации в ранг познавательной проблемы, доказывает ее недостаточную исследованность и обоснованность, а также необходимость изучения, т. е. удовлетворения потребности в знании путем разрешения данного противоречия социальной действительности.

Однако далеко не каждое социологическое  исследование является проблемным. Дело в том, что формулировка проблемы требует глубокого анализа общественной жизни, наличия определенных знаний об обществе, о тех или иных его сторонах, а также соответствующей эрудиции социолога.

Поэтому довольно часто приходится сталкиваться либо с беспроблемными исследованиями, либо с исследованиями, в которых проблема формулируется интуитивно. Практика социологических исследований доказывает простую истину: лучше придерживаться какой-либо проблемы, чем проводить исследование беспроблемно. Важно, чтобы проблема не была уже решенной или ложной, а для этого необходима ее серьезная экспертиза.

Определению проблемы предшествуют диагноз  проблемной ситуации, определение квалификации ее масштаба, остроты, а также типа тенденции, стоящей за данной проблемой. Кроме того, немаловажна фиксация скорости развития проблемы. Для определения сути конкретных проблем с целью их исследования большое методологическое значение имеет классификация социальных проблем. 

Цель данного реферата: Изучить проблемную ситуацию социологического исследования

Задачи:

  1. Рассмотреть классификацию проблем
  2. Посмотреть, как формулируется и обосновывается проблема исследования
  3. Изучить цели и задачи исследования
  4. Рассмотреть как определяется объект и предмет исследования

 

 

 

 

 

 

1 Классификация социальных  проблем

 

Проблемные ситуации в  повседневной жизни изучаются в  социологии по меньшей мере с середины XIX столетия, когда предметом обследований (social surveys) стали аномалии общественного развития. Вероятно, почти исчерпывающий перечень "социальных проблем", который мало изменился за истекшие десятилетия, можно найти в классическом труде Ч. Бута. Собственно говоря, задача социологии заключается в классификации и описании проблемных ситуаций как отклонений от стандарта нормальности, и Ч. Райт Миллс имел основания назвать обществоведов "социальными патологами"     [2, С.32] .

Таким образом, проблемность ситуации определяется более или менее напряженным несоответствием индивидуальных или групповых ожиданий среде жизнедеятельности. При этом граница между системой действия и средой полагается "изнутри" и зависит от локуса контроля, например, проблемная ситуация может возникать как несоответствие требований индивида к самому себе. 

Далее рассмотрим классификацию  проблем в социологии.

По масштабу проблемы делятся на:

  1. локальные, или микро - социальные;
  2. региональные, охватывающие отдельные регионы;
  3. национальные, имеющие общенациональные масштабы и влияющие на национальную безопасность страны.                                                                      По остроте проблемы классифицируются на:
  4. неназревшие, которые проявятся в будущем, а ныне нуждаются в профилактике;
  5. актуальные, т. е. уже назревшие, и острые, требующие немедленного разрешения.

По типу тенденций социальных изменений:

  1. деструктивно-деградационные, определяющие негативные разрушительные процессы в обществе;
  2. трансформационные, фиксирующие трансформацию социума, его переход из одного качества в другое;
  3. инновационные, связанные с различными аспектами социальных нововведений.

По скорости развития проблемы делятся на:

  1. пассивные, т. е. развивающиеся медленно;
  2. активные, отличающиеся динамизмом,
  3. суперактивные, нарастающие чрезвычайно быстро.

По сути каждую конкретную проблему можно дифференцировать по каждому из четырех показателей, т. е. по социальному масштабу, остроте, типу тенденции и скорости ее развития. При этом получим 27 разновидностей проблем по каждому из представленных показателей. Например, по показателю "неназревшая" проблему можно описать так: локальная, неназревшая, деструктивно-деградационная, пассивная; локальная, неназревшая, деструктивно-деградационная, активная и т. д. Если же представить все возможные варианты, то их количество составит 27*3=81 [1, С.21] .

Классификация социальных проблем  существенно влияет на определение  методологии и инструментария их исследования, а также на характер практического использования полученных результатов. Проблема представляет собой  некоторую неудовлетворенную потребность в товарах и услугах, ценностях культуры, деятельности, самореализации личности и прочее. Задача социолога заключается в том, чтобы не только классифицировать проблему, т. е. понять тип этой потребности и способы ее удовлетворения, но и в том, чтобы сформулировать ее в удобном для дальнейшего анализа виде. Так, пространственно-временная характеристика проблемы, раскрытие ее социального содержания (определение охватываемых ею общностей, институтов, явлений и т. д.) позволяют правильно определить объект исследования.

Представление же проблемы в виде противоречия (между желаниями  и возможностями; различными структурами, аспектами; между социальными системами и окружающей средой; между их функциями и дисфункциями и т. д.) создает условия для определения целей и задач исследования.

В социологическом исследовании категория "проблема" выполняет несколько важных функций:

  1. Актуализации, что придает исследованию общественную значимость (ведь любое социологическое исследование актуально настолько, насколько масштабно заострена изучаемая им проблема);
  2. Регуляции, поскольку как исходный пункт исследования она существенно влияет на разработку всех разделов программы исследования; методологизации, так как формулирование проблемы изначально задает всему исследованию подходы и принципы, теории и идеи, ориентирующие социолога в определении природы проблемы;
  3. Прагматизации, состоящей в том, что корректная формулировка проблемы обеспечивает практический эффект всего исследования, а также определяет зону внедрения выводов и практических рекомендаций [4, C. 34] .

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Формулировка и обоснование проблемы исследования 
 
          Исходные моменты, с которых начинается долгий путь социолога- эмпирика к составлению программы научного исследования, — это проблемная ситуация и проблема исследования.

            Проблемная ситуация— состояние в развитии социального объекта характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

            Проблема — форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой — указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение  [3,C.38]. 
            Чаще всего социологи не придают особого значения правильному выбору проблемы исследования, полагаясь на интуицию и здравый смысл. Проблема в научном смысле слова не отличается от обыденного ее употребления. Выражение «проблема текучести кадров» или «проблема женского пола» суть не проблемы в принятом выше значении, а темы (греч. thema — вопрос для обсуждения, предмет разговора). К примеру, в маркетинговом исследовании заказчик определяет тему, но не проблему исследования. Умение превращать тему исследования в проблему исследования — особое искусство, требующее квалификации и опыта. 
            В фундаментальном исследовании социальная проблема выступает как своего рода состояние «знания о незнании» определенных сторон (количественных и качественных характеристик) явления или процесса. 
Социальной проблемой называют существующую в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Это может быть незнание причин роста молодежной преступности, увеличения безработицы или снижения жизненного уровня населения, снижения спроса на отечественную бытовую технику, ухудшения политического рейтинга главы государства, превышения эмиграции над иммиграцией   и т.п.

Итак, проблема исследования — это различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления (например, чрезмерно высокий уровень текучести кадров) и желательным положением дел (стабильный, хорошо работающий коллектив).

Неразрешенное противоречие, как и отсутствие знания — это начальная точка научного исследования, разрешенное противоречие и полное знание — конечная.  Между ними должно быть хорошее соответствие [5,C.76]. 
            Четкая формулировка проблемной ситуации на 60—70% предопределяет конечный успех. Исследовательская задача выступает инструментальной записью проблемы исследования.

На стадии формулировки проблемы социолог обращается к изучению научной  и методической литературы, результатам  предшествующих социологических исследований собственной и других социологических служб, анализу экономического, технического и организационного контекста проблемы, опросу экспертов. В роли экспертов могут выступать непосредственные участники проблемной ситуации, включенные в нее на разных      уровнях управления.

В процессе формулировки проблемы исследования социолог стремится точно  выразить проблемную ситуацию (и реальное противоречие, определяющее ее) и в  то же время не давать чрезмерно  широких и абстрактных определений. Первоначальная проблема, которая чаще всего именно абстрактна, по ходу исследования постоянно сужается и к моменту  выхода в «поле» приобретает четкий, завершенный вид. Целесообразно несколько раз возвращаться к формулировке проблемы. Если проблема не «урезана» до необходимых размеров, всегда остается опасность, что социолог будет искать ответ не на одну, а на множество проблем, и стало быть, как следует не решит ни одной.

Браться за изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно, поскольку это  усложняет инструментарий и делает его излишне громоздким, что, в  свою очередь, снижает, во-первых, качество собираемой информации, во-вторых, оперативность  исследования (что ведет к старению социологических данных). В прикладном исследовании, которое проводится по инициативе заказчика, в виде проблемной ситуации формулируется этот самый социальный заказ. Он представляет собой указание на какое-либо социальное противоречие либо на неудовлетворительное положение дел [6, C. 52] .

Социологу нужно «перевести»  проблемную ситуацию в формулировку проблемы.

Это означает, что он должен проделать анализ проблемной ситуации — специальную аналитическую  работу, включающую решение следующих  задач: 
 1. Как можно полнее представить себе структуру проблемной ситуации, вычленить наиболее существенные ее элементы и факторы и определить, к каким научным дисциплинам они относятся. Это поможет четко обозначить именно социологическую проблему, решение которой принадлежит компетенции социологов, а не экономистов, технологов и т.д.  
 2. Вычленить уже известные, явные компоненты проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов.

Информация о работе Проблемная ситуация социологического исследования