Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:26, реферат
Цель данного реферата: Изучить проблемную ситуацию социологического исследования. Задачи:
Рассмотреть классификацию проблем
Посмотреть, как формулируется и обосновывается проблема исследования
Изучить цели и задачи исследования
Рассмотреть как определяется объект и предмет исследования
Введение………………………………………………………………………...……3
1. Классификация социальных проблем…………………………………...…..5
2. Формулировка и обоснование проблемы исследования………………...…8
3. Цели и задачи исследования………………………………………..………12
4. Определение объекта и предмета исследования……………………..…...15
Заключение………………………………………………………………………….18
Библиографический список…………………………………………………..….. 19
3. Выделить в проблемной ситуации главные (существенные) и подчиненные (второстепенные) компоненты. Например, в одном из исследований проблемная ситуация обозначалась как недостаточное использование социальных факторов для повышений производительности труда.
Автор установил следующие группы факторов:
а) возможность эффективно работать (трудо- и работоспособность);
б) умение эффективно работать (образование и квалификация);
в) желание эффективно работать (отношение к труду) [6, C. 76] .
Вычленив в качестве главного последний фактор (отношение к труду), автор сформулировал проблему исследования как противоречие между ведущей ролью этого фактора в повышении производительности труда и недостаточным его учетом. Следствием этого являются более конкретные, частные противоречия. Например, противоречие между высоким уровнем квалификации работника (умением) и низкой заинтересованностью (желанием) максимально реализовать это умение.
Формулировка проблемы исследования, основанная на всестороннем анализе проблемной ситуации, предполагает вычленение и четкое описание той части социального противоречия которая не обеспечена необходимой информацией, не имеет готовых решений и доступна исследованию социологическими методами.
Специалисты предлагают подходить к выбору, формулировке, изучению и решению проблемы исследования в прикладной социологии, широко используя научную литературу. Обращаться к литературе надо не сразу при разработке программы, как это делают академические ученые, а позже, после составления программы и уяснения практических задач. Обращение к литературе служит социологу-прикладнику источником типовых решений, а не теоретической модели. Может так случиться, что в литературе уже имеется готовый способ решения проблемы исследования, а прикладнику остается только приспособить его к конкретной ситуации. Полезно завести специальную картотеку с типичными решениями проблем исследования — это избавит oт дублирования и ненужного повторения того, что хорошо изучено другими. [6, C. 84]
3 Цели и задачи исследования
Этот раздел программы регулирует отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, который будет представлен социологом, а также определяет объем затрат времени, людских и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.
Цель — модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования. Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических, организационных процедур [3, C. 44].
Ожидаемым результатом фундаментального или теоретического исследования может быть новое знание о структуре, функциях, формах развития социального объекта. Методически ориентированное исследование направлено на разработку методики, отработку отдельных процедур, инструментария, прикладное — решение практической задачи, улучшение реального положения дел. В прикладном исследовании цель следует согласовать с заказчиком.
Целью исследования может быть получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики: например, социально-демографическая структура увольняющихся и устраивающихся на предприятие; отношение работающих к планируемому нововведению; статистика нарушений трудовой дисциплины до и после специальных административных мероприятий по укреплению дисциплины.
Целью исследования может быть не только подготовка, но и разработка диагноза, т.е. анализ причин формирования проблемной ситуации и разработка прогнозов ее возможного развития, оценка эффективности возможных вариантов управленческих воздействий на проблемную ситуацию. Целью исследования может быть разработка практических рекомендаций по управленческому воздействию на изучаемую ситуацию. В этом случае конечным результатом работы социологической службы будет обоснование и оценка управленческих решений.
Наконец, целью исследовательской работы социолога может быть формирование предложений по созданию специализированных функциональных подразделений. При этом социолог может заниматься разработкой нормативных документов, определяющих права, обязанности и содержание работы этих подразделений, а также осуществлять контроль за постановкой работы на начальных стадиях их функционирования.
Ясно, что каждая из названных целей существенно меняет объем работы социолога, затраты времени, методическое обеспечение исследования. Не менее важно и то, что четкое определение цели исследования является надежной профилактикой, с одной стороны, завышенных ожиданий заказчика и необоснованных претензий к социологу на этапе приема и оценки результатов его труда. А с другой стороны, четкая формулировка цели, определение формы представления результатов исследования предостережет социолога от необоснованных обещаний. Иначе говоря, определение цели исследования обеспечивает нормативную функцию программы как официального документа, утверждающего взаимные обязательства заказчика и социолога по поводу конечного результата исследования.
Задачи — конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели и носят инструментальный характер [3,C.24].
Задачи исследования представляют
собой содержательную, методическую
и организационную
Бывает так, что цель исследования, первоначально сформулированная в общем виде, распадается затем на несколько подцелей, каждая из которых определяет самостоятельный этап работы. Это ведет к переформулировке общей цели или частных задач. Таким образом, определение целей и задач при разработке программы исследования — процесс итерационный [3,C.54] .
4 Определение объекта и предмета
исследования
Объект — носитель проблемной ситуации,
конкретная область социальной реальности,
сфера деятельности субъекта общественной
жизни, включенная в процесс научного
познания. Выделение объекта осуществляется
на основе анализа проблемы. В качестве
объекта вычленяют сферу социальной действительности,
содержащую социальное противоречие проблемной
ситуации.
Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком — люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа — студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п. Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и преподаватели [1, C. 29].
Объектами исследования могут
быть, например, работники, увольняющиеся
по собственному желанию; молодые специалисты
со стажем работы менее пяти лет; первичные
коллективы, работающие в условиях бригадной
организации труда; нормативная документация,
административные распоряжения, материалы
экономической статистики, протоколы
заседаний.
Уточнение объекта в программе осуществляется
через определение генеральной и выборочной
совокупности; тем самым задается масштаб
самого исследования, границы той области
социальной жизни, по отношению к которой
применимы его результаты.
Идеализированный объект — модель исследуемого объекта, вводимая на теоретическом уровне анализа (например, модель творческого отношения к труду). Теоретические выводы строятся относительно идеализированного объекта. Взаимосвязь между идеализированным и эмпирически наблюдаемым объектами реализуется посредством эмпирической интерпретации теоретических понятий [4,C.26].
Развернутое определение
объекта исследования выливается в
построение его эмпирической схемы,
которую мы рассмотрим в дальнейшем.
Предмет исследования включает в себя
те стороны и свойства объекта, которые
в наиболее полном виде выражают исследуемую
проблему (скрывающееся в ней противоречие)
и подлежат изучению. Причины неуспеваемости
в вузе — это предмет исследования. Он
представляет собой концентрированное
выражение взаимосвязи социальной проблемы
и объекта исследования.
Предмет исследования — наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования. Определение предмета зависит как от свойств объекта и характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний, наличных исследовательских средств, которыми располагает социолог. Формируется на основе анализа свойств и признаков объекта исследования, но не совпадает с ним.
Один и тот же объект
может изучаться для решения
различных проблем и
Предмет исследования — это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, на одном и том же эм лирическом объекте могут выделяться различные ее аспекты, которые будут являться предметом исследования. Иначе говоря когда социолог выбирает предмет исследования, он в то же время формулирует (не всегда явно и осознанно) и гипотезу о вoзможном решении проблемы [6,C.28].
Например, проблемная ситуация
состоит в том, что текучесть
кадров на предприятии повысилась по
сравнению с уровнем, существовавшим
ранее и считавшимся
При этом проблема определена как противоречие между существующей системой стабилизации кадров и повышением роли увольняющихся по причинам, доступным управленческому регулированию, а цель — как разработка предложений по оптимизации деятельности системы стабилизации кадров предприятия.
Объектом исследования в этом случае будут работники предприятия, увольняющиеся по вышеназванной группе причин.
Так, в качестве центральной
части проблемы, т.е. предмета исследования,
можно избрать мотивацию
Заключение
В заключении важно отметить, что изучении проблемной ситуации в социологическом исследовании очень важна.
Проблема в социологическом исследовании - отражение проблемной ситуации, возникающей в процессе социального развития, - противоречия между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных теоретических или практических действиях и незнанием путей и средств реализации этих необходимых действий. Последнее, в свою очередь, обусловливается отсутствием или недостаточностью знаний о закономерностях функционирования и развития изучаемых исследователем объектов.
Проблема - выражение необходимости изучения какой-либо области социальной жизни в целях активного влияния на разрешение социальных противоречий, природа особенности которых еще не вполне ясны.
Решить ее - значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желательном направлении.
В своем реферате я рассмотрела классификацию проблем, посмотрела, как формулируется и обосновывается проблема исследования, изучила цели и задачи исследования, рассмотрела как определяется объект и предмет исследования.
Список использованной литературы
Информация о работе Проблемная ситуация социологического исследования