Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 10:50, реферат
Применительно к явлению лидерства понятие идентификация охватывает три пересекающиеся области психической реальности. Во-первых, идентификация для индивида -это процесс объединения себя с лидером на основании установившейся связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных его норм, ценностей, образцов. Во-вторых, идентификация - это представление, видение индивидом другого человека как продолжение самого себя, наделение его своими чертами, чувствами.
1. Идентификация. Проблемы идентификации……………………………..3
2. Понятие интеллигенция……………………………………………………5
3. Взаимоотношения интеллигенции и власти……………….......................9
4. Интеллигенция и народ…………………………………………………...12
5. Ценностные ориентации и образ жизни интеллигенции……………….15
6. Интеллигенция в современной России…………………………………..19
7. Список литературы…
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
Иркутский государственный технический университет
Институт ИИИ и СГН.
Кафедра социологии и социальной работы
Реферат на тему:
«Проблемы идентификации, ценностные ориентации и образ жизни интеллигенции»
Содержание
Идентификация. Проблемы идентификации.
Идентификация - это следование поведенческим или личностным характеристикам другого лица, их реальное воспроизведение в сходных поведенческих актах либо в символических эквивалентах поведения.
Применительно к явлению
лидерства понятие
Впервые термин ”идентификация” введен З. Фрейдом в психологии, рассматривавшим идентификацию как бессознательный процесс подражания, как самое раннее проявление эмоциональной привязанности ребенка к матери, эмоциональное слияние с ней, а также как способ защиты личности от давления инстинктов, как один из механизмов формирования личностно-моральной инстанции сверх-Я (супер-эго) через отождествление ребенком себя с родителями или иным авторитетом и таким путем интериоризации их моральных норм и запретов, ценностей и соответствующих форм поведения. Субъектами идентификации чаще выступают дети, подростки, взрослые. Объектом (моделью) идентификации являются как реальные люди (родители, сверстники, близкие люди), так и идеальные лица (например, герои художественных произведений) или даже животные. В качестве модели идентификации может быть лицо, по отношению к которому переживаются как позитивные, так и негативные чувства. В социологии и социальной психологии идентификация – один из важнейших механизмов социализации личности, проявляющийся в отождествлении индивидом себя с определенной группой или общностью (номинальной или реальной, большой или малой и др.).
Идентификация способствует активному освоению образцов и стереотипов поведения, присущих членам этой группы, принятию в качестве собственных групповых норм, целей, социальных ролей, установок, идеалов. В инженерной и юридической психологии идентификация – это опознание, распознавание через сличение, сопоставление одного объекта с другим с целью установления их сходства или различия, классификации. В этнической психологии идентификация – механизм формирования и сохранения этнического самосознания и такого его базового феномена, как этническая идентичность. Посредством этнической идентификация в ходе этнизации усваиваются и транслируются этнические нормы и ценности, стереотипы поведения, традиции и обряды народа, осуществляется влияние на формирование этнически обусловленного мировосприятия.
Понятие интеллигенции.
Интеллигенция - сложное,
многогранное и противоречивое
явление российского народа и
его культуры. Дискуссия о сущности
этой социальной группы
Слово "интеллигенция", впервые обретшее
современное значение именно в русском
языке, своим происхождением связано с
латинским существительным intelligentia - понимание,
разумение, способность разъяснить идеи
и предметы; ум, разум. Примечательно, что
в средние века это понятие имело теологический
характер. Оно рассматривалось как Ум
Божий, как высший надмировой Разум, в
самом себе творящий многообразие мира
и отличающий в этом многообразии самое
ценное, приводящее его к самому себе.
В таком смысле это понятие употребляется
и Гегелем в "Философии права" - "Дух
есть... интеллигенция".
В России понятие "интеллигенция"
в качестве термина стало употребляться
более чем 100 лет назад, в 60-е гг. XIX в. и впоследствии
из русского языка перешло в языки других
народов. Авторство этого термина приписывается
русскому писателю П.Д. Боборыкину. В вышедшем
в 1870 г. романе "Солидные добродетели"
русский беллетрист ввел понятие "интеллигенция"
в широкий обиход и так определил его содержание:
"Под интеллигенцией надо разуметь
высший образованный слой общества как
в настоящую минуту, так и ранее, на всем
протяжении XIX в. и даже в последней трети
XVIII в.". Главный герой этого романа считает,
что для русской интеллигенции единственный
нравственно оправданный путь - это путь
в народ, к социальным низам.
Д.С. Мережковский, русский писатель и
религиозный философ, развивая эту мысль,
писал, что "сила русской интеллигенции
... не в уме, а в сердце и совести. Сердце
и совесть ее почти всегда на правом пути;
ум часто блуждает" [1]. Благодаря этим
ярко выраженным социально-этическим
чертам российская интеллигенция стала
примечательным феноменом как в отечественной,
так и в мировой истории. В. Даль в своем
"Толковом словаре" так определял
понятие "интеллигенция": "Интеллигенция,
в значении собирательном, разумная, образованная,
умственно развитая часть жителей".
Такую точку зрения к определению интеллигенции
развивал и В.И. Ленин. Он рассматривал
интеллигенцию, исходя из особенностей
ее деятельности. Поскольку своеобразие
этой деятельности проистекало из ее "интеллектуализма",
интеллигенция интерпретировалась им
как совокупность людей, занимающихся
умственным трудом.
Неоднозначное положение интеллигенции
в социальной структуре общества, противоречивые
взаимоотношения и с властью, и с народом
привели к тому, что некоторые ученые России
в начале XX в. рассматривали интеллигенцию
как новый эксплуататорский класс. Характерным
в этом отношении является следующая точка
зрения: "Интеллигенция, понимаемая
как класс умственных работников, есть
новая, растущая общественная сила, эксплуататорская
по своей природе, хищническая по своим
стремлениям, искусно и методически борющаяся
за свое социальное возвышение и подготавливающая
тем самым в грядущем свое самодержавное
классовое господство. Источниками дохода
интеллигенции является умственный труд,
или реализация знаний, накопленных и
приобретенных ранее. Это дает ей возможность
привилегированного существования и дальнейшей
эксплуатации" [2].
В российской обществоведческой литературе
интеллигенцию долгое время называли
социальной прослойкой. Сегодня это устаревшее
представление. Современное понимание
интеллигенции может быть сконцентрировано
в следующем определении.
Интеллигенция это:
- крупная социально-культурная общность, социальный массив людей с активной общественной позицией, профессионально занимающихся творческим умственным трудом;
- общественная группа, мощный дифференцированный социальный контингент людей, получивших современное научное образование, обладающих системой знаний, что позволяет им творить в мире знаний в наиболее сложных формах культуры - науке, искусстве, образовании, религии; заниматься развитием и распространением культуры.
Признаки интеллигенции. Интеллигенция по своему составу весьма неоднородна. Представителями интеллигенции являются люди с разным образованием, духовным миром, находящиеся на самых различных уровнях социальной иерархии. Вместе с тем история интеллигенции показывает, что всех их объединяет ряд неизменных сущностных признаков.
К ним, прежде всего, относятся:
- ориентация на общечеловеческие качества, приверженность идее справедливости, критическое отношение к существующим социальным формам правления общества, далеким от идеалов гуманизма и демократии;
- единство духовной природы человека-интеллигента и людей, чьи интересы и потребности он выражает;
- верность народу, патриотизм, активное подвижничество, творческая одержимость;
- глубоко развитое понимание своего "Я", независимость, достаточная самостоятельность, обостренная любовь к свободе, к свободе самовыражения. Личностное начало осознается интеллигентом как высшая ценность;
- мужество, стойкость в отстаивании своих, продиктованных совестью и убеждением позиций;
- противоречивость, социально-нравственная напряженность между различными отрядами интеллигенции;
- своеобразное, двойственное осознание действительности, приводящее нередко к серьезным политическим колебаниям, проявлению консерватизма, некоторой импульсивности на события в жизни;
- нередкое сочетание одухотворенности с меркантилизмом, высокой степени самосознания с эгоцентризмом.
Российскому интеллигенту всегда
была свойственна двойственность характера:
свобода духа у него скорее черта
индивидуальная, чем социальная. Отсюда
порой его больше волновало личное,
индивидуальное видение, чем социальное
движение народа. У многих интеллигентов,
с одной стороны, просматривается
независимость идеи, а с другой,
неприспособленность и неумение
реализовать ее.
Многие неоднозначные черты интеллигенции
проявляются под воздействием обстоятельств,
зависят от режима власти, духовной атмосферы
в обществе, которую она во многом создает
сама [3].
Интеллигентность характеризуется определенной
степенью нравственной зрелости личности
независимо от социально-классовой принадлежности.
Это качество мышления, безупречность
в поступках, ощущение себя человеком
по отношению к любому другому человеку,
способность поставить себя на место другого
человека. Интеллигентность есть ни что
иное, как сплав умственной и нравственной
культуры. В свое время академик Д.С. Лихачев
говорил: "...нельзя притвориться интеллигентным.
Можно притвориться добрым, щедрым, даже
глубокомысленным, мудрым, наконец,... но
интеллигентным - никогда".
Взаимоотношения интеллигенции и власти.
Со времен Грибоедовского,
Чацкого интеллигенция испытывается формулой,
действующей по сегодняшний день: "Служить
бы рад, прислуживаться тошно". Она всегда
понимала, что решение проблем, которые
ставит в своей общественной деятельности,
творчестве, выходит на власть, политику,
политиков. И ее отношение к власти было
и остается весьма неоднозначным. Порой
она не принимает власти, ненавидит, отталкивается
от нее, с другой стороны, между ними симбиоз;
интеллигенция питает ее, сотрудничает
с ней. Происходит совмещение несовместимого.
И все же в большей степени ее характеризует
отчаянная оппозиционность к власти. Вспомним,
как еще дворянская интеллигенция, которой,
казалось бы, не на что было жаловаться
и было что терять, пошла по пути борьбы
с самодержавием.
Подлинный интеллигент тот, кто, отстаивая
свое право не идти на конфликт с совестью
ни при каких обстоятельствах, следует
пушкинской заповеди:
"Для власти, для
ливреи не гнуть ни помыслов, ни совести,
ни шеи".
М. Горький в "Несвоевременных мыслях..."
указывал: "В чьих бы руках ни была власть,
за мной остается мое человеческое право
отнестись к ней критически".
Такое отношение интеллигенции к власти
во многом обусловлено ее страстным, негодующим
протестом против зла, деспотии, несчастий
и страданий народа, экзальтированным
чувством человечности, извечным стремлением
к свободе, к независимым суждениям, к
инакомыслию, которые коренятся в самой
природе интеллигенции и плохо согласуются
с авторитарными формами правления.
Конечно, свобода, инакомыслие, самостоятельность
суждений и действий интеллигенции не
абсолютны, не на анархический манер -
это не "вседозволенность" своих
желаний и намерений. Рамки творческой
свободы интеллигента ограничены нормами
и ценностями общества, в котором он живет,творит.
Власть и интеллигенция.
Власть очень часто с подозрением и недоброжелательностью
относилась к интеллигенции, к инакомыслию,
поскольку ей всегда дорого достигнутое,
ее идеал - порядок, равновесие, покой.
Критику со стороны интеллигенции власть
воспринимает неоднозначно. Это определяется
сущностью власти и степенью остроты критики.
Авторитарная, тоталитарная, бюрократическая
власть не приемлет любую критику. Она
стремится уничтожить критиков: Екатерина
II ссылает Радищева в Сибирь, Николай I
приказывает повесить руководителей декабрьского
восстания, Гитлер и Сталин, уничтожая
интеллигенцию, сжигают ее творения - книги.
Проблемы интеллигенции у всех на устах,
и в то же время они заслуживают более
вдумчивого отношения, так как подход
к ним несколько облегченный и поверхностный.
Культура и интеллигенция органично взаимосвязаны,
они не могут существовать друг без друга.
Не требует специальных объяснений мысль,
что оценивать культурную политику можно
только с учетом отношения власти к интеллигенции.
Глубоко опасна культурная политика, направленная
на конфронтацию с интеллигенцией, политика,
поддерживающая методы физических и моральных
репрессий по отношению к ней. Нельзя держать
интеллигенцию на коротком поводке. Жизнь
показала, что это чревато большой опасностью.
Без интеллигенции построить демократическое
общество не удастся. Только она способна,
генерируя прогрессивные идеи, провести
общество через духовное и моральное очищение,
обогатить его общественное сознание.
Проблема отношений
интеллигенции и власти в современном
мире. Интеллигент несет величайшую
ответственность за судьбу своего Отечества,
человека, за то, какие мысли и чувства
внушает, какие нравы поддерживает, укореняет.
Он, конечно же, ограничен в своей свободе,
но сама ограниченность должна быть результатом
его свободного выбора. В этом драматизм проблемы
взаимоотношений интеллигенции и власти.
Интеллигент всегда политизирован. Сегодня
интеллигенция как никогда ранее проявляет
заинтересованное, требовательно-критическое
отношение к политике, освобождается от
страха перед властью.
Власть призвана создать условия и гарантировать
возможность независимого существования
и волеизъявления интеллигенции. Ведь
прогресс современного, цивилизованного
общества просто невозможен без полета
мысли, консолидации творческих сил общества,
с которыми ей, власти, не обязательно
конфликтовать даже тогда, когда она с
чем-то не согласна. Умная власть стремится
найти себя в интеллектуальном процессе,
объединяясь с его участниками на почве
культуры, деятельности общественного
разума, а не голого властвования, отношений
господства и подчинения. Прислушиваясь
к художнику или философу и ученому-обществоведу,
власть получает возможность увидеть
мир во всей его пестроте, многообразии,
перспективе развития.
Власть, настаивающая на своем и обладающая
материальной силой, чтобы навязать свою
линию всему обществу, часто глуха к голосу
интеллигенции, жизни, практики. Интеллигенция
России не раз убеждалась на собственном
опыте, к каким плачевным результатам
приводит безгласие или восторженно-крикливое
согласие, иллюзорное единство власти
и интеллигенции.
В переломные этапы развития истории интеллигенция
не имеет права быть только посторонним
наблюдателем действий властных структур.
Она должна стать критиком не столько
словом, сколько делом, привнося в политику
гуманистический потенциал, необходимый
для освобождения от возможной диктатуры.
Информация о работе Проблемы идентификации, ценностные ориентации и образ жизни интеллигенции