Проблемы идентификации, ценностные ориентации и образ жизни интеллигенции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 10:50, реферат

Описание работы

Применительно к явлению лидерства понятие идентификация охватывает три пересекающиеся области психической реальности. Во-первых, идентификация для индивида -это процесс объединения себя с лидером на основании установившейся связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных его норм, ценностей, образцов. Во-вторых, идентификация - это представление, видение индивидом другого человека как продолжение самого себя, наделение его своими чертами, чувствами.

Содержание работы

1. Идентификация. Проблемы идентификации……………………………..3
2. Понятие интеллигенция……………………………………………………5
3. Взаимоотношения интеллигенции и власти……………….......................9
4. Интеллигенция и народ…………………………………………………...12
5. Ценностные ориентации и образ жизни интеллигенции……………….15
6. Интеллигенция в современной России…………………………………..19
7. Список литературы…

Файлы: 1 файл

интеллигенция.docx

— 42.05 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

Иркутский государственный  технический университет

Институт ИИИ и СГН.

Кафедра социологии и социальной работы

 

Реферат на тему:

«Проблемы идентификации, ценностные ориентации и образ жизни интеллигенции»

                           

                                                                                                   

                                                                                                    Выполнила:

                                                                            студентка группы Сцб-11-1

                                                                                        Маевская Анастасия

                                                                                                                Проверила:

                                                                                   доцент, Гаврилова Н.И.

 

 

 

                                              

                                           Иркутск,2012

 

Содержание

  1. Идентификация. Проблемы идентификации……………………………..3
  2. Понятие интеллигенция……………………………………………………5
  3. Взаимоотношения интеллигенции и власти……………….......................9
  4. Интеллигенция и народ…………………………………………………...12
  5. Ценностные ориентации и образ жизни интеллигенции……………….15
  6. Интеллигенция в современной России…………………………………..19
  7. Список литературы……………………………………………………….21

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идентификация. Проблемы идентификации.

Идентификация - это следование поведенческим или личностным характеристикам  другого лица, их реальное воспроизведение  в сходных поведенческих актах  либо в символических эквивалентах поведения.

Применительно к явлению  лидерства понятие идентификация  охватывает три пересекающиеся области  психической реальности. Во-первых, идентификация для индивида -это  процесс объединения себя с лидером  на основании установившейся связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных  его норм, ценностей, образцов. Во-вторых, идентификация - это представление, видение индивидом другого человека как продолжение самого себя, наделение  его своими чертами, чувствами. В-третьих, идентификация - это механизм постановки индивидом себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения себя в поле, пространство другого человека и приводит к  усвоению его личностных смыслов. Этот тип идентификации позволяет  моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает процесс взаимопонимания  и вызывает содействующее поведение.

Впервые термин  ”идентификация” введен З. Фрейдом в психологии, рассматривавшим идентификацию как бессознательный процесс  подражания, как самое раннее проявление  эмоциональной привязанности ребенка к матери, эмоциональное слияние с ней, а также как способ защиты личности от давления инстинктов, как один из механизмов формирования личностно-моральной инстанции сверх-Я  (супер-эго) через отождествление ребенком себя с родителями или иным авторитетом и таким путем интериоризации их моральных норм и запретов, ценностей и соответствующих форм поведения. Субъектами идентификации чаще выступают дети, подростки, взрослые. Объектом (моделью)  идентификации являются как реальные люди (родители, сверстники, близкие люди), так и идеальные лица (например, герои художественных произведений) или даже животные. В качестве модели идентификации может быть лицо, по отношению к которому переживаются как позитивные, так и негативные чувства. В социологии и социальной психологии идентификация – один из важнейших механизмов социализации личности, проявляющийся в отождествлении индивидом себя с определенной группой или общностью  (номинальной или реальной, большой или малой и др.).

Идентификация способствует активному освоению образцов и стереотипов поведения, присущих членам этой группы, принятию в качестве собственных групповых норм, целей, социальных ролей, установок, идеалов. В инженерной и юридической психологии идентификация – это опознание, распознавание через сличение, сопоставление одного объекта с другим с целью  установления их сходства или различия, классификации. В этнической психологии идентификация – механизм формирования и сохранения этнического самосознания и такого его базового феномена, как этническая идентичность.  Посредством этнической идентификация в ходе этнизации усваиваются и транслируются этнические нормы  и ценности,  стереотипы  поведения, традиции  и обряды  народа, осуществляется влияние  на формирование этнически обусловленного мировосприятия.

 

 

 

 

 

 

Понятие интеллигенции.

 Интеллигенция - сложное,  многогранное и противоречивое  явление российского народа и  его культуры. Дискуссия о сущности  этой социальной группы общества  идет с момента ее возникновения. 
     Слово "интеллигенция", впервые обретшее современное значение именно в русском языке, своим происхождением связано с латинским существительным intelligentia - понимание, разумение, способность разъяснить идеи и предметы; ум, разум. Примечательно, что в средние века это понятие имело теологический характер. Оно рассматривалось как Ум Божий, как высший надмировой Разум, в самом себе творящий многообразие мира и отличающий в этом многообразии самое ценное, приводящее его к самому себе. В таком смысле это понятие употребляется и Гегелем в "Философии права" - "Дух есть... интеллигенция". 
     В России понятие "интеллигенция" в качестве термина стало употребляться более чем 100 лет назад, в 60-е гг. XIX в. и впоследствии из русского языка перешло в языки других народов. Авторство этого термина приписывается русскому писателю П.Д. Боборыкину. В вышедшем в 1870 г. романе "Солидные добродетели" русский беллетрист ввел понятие "интеллигенция" в широкий обиход и так определил его содержание: "Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX в. и даже в последней трети XVIII в.". Главный герой этого романа считает, что для русской интеллигенции единственный нравственно оправданный путь - это путь в народ, к социальным низам. 
     Д.С. Мережковский, русский писатель и религиозный философ, развивая эту мысль, писал, что "сила русской интеллигенции ... не в уме, а в сердце и совести. Сердце и совесть ее почти всегда на правом пути; ум часто блуждает" [1]. Благодаря этим ярко выраженным социально-этическим чертам российская интеллигенция стала примечательным феноменом как в отечественной, так и в мировой истории. В. Даль в своем "Толковом словаре" так определял понятие "интеллигенция": "Интеллигенция, в значении собирательном, разумная, образованная, умственно развитая часть жителей". Такую точку зрения к определению интеллигенции развивал и В.И. Ленин. Он рассматривал интеллигенцию, исходя из особенностей ее деятельности. Поскольку своеобразие этой деятельности проистекало из ее "интеллектуализма", интеллигенция интерпретировалась им как совокупность людей, занимающихся умственным трудом. 
     Неоднозначное положение интеллигенции в социальной структуре общества, противоречивые взаимоотношения и с властью, и с народом привели к тому, что некоторые ученые России в начале XX в. рассматривали интеллигенцию как новый эксплуататорский класс. Характерным в этом отношении является следующая точка зрения: "Интеллигенция, понимаемая как класс умственных работников, есть новая, растущая общественная сила, эксплуататорская по своей природе, хищническая по своим стремлениям, искусно и методически борющаяся за свое социальное возвышение и подготавливающая тем самым в грядущем свое самодержавное классовое господство. Источниками дохода интеллигенции является умственный труд, или реализация знаний, накопленных и приобретенных ранее. Это дает ей возможность привилегированного существования и дальнейшей эксплуатации" [2]. 
     В российской обществоведческой литературе интеллигенцию долгое время называли социальной прослойкой. Сегодня это устаревшее представление. Современное понимание интеллигенции может быть сконцентрировано в следующем определении.

Интеллигенция это:

- крупная социально-культурная общность, социальный массив людей с активной общественной позицией, профессионально занимающихся творческим умственным трудом;

- общественная группа, мощный дифференцированный социальный контингент людей, получивших современное научное образование, обладающих системой знаний, что позволяет им творить в мире знаний в наиболее сложных формах культуры - науке, искусстве, образовании, религии; заниматься развитием и распространением культуры.

Признаки интеллигенции. Интеллигенция по своему составу весьма неоднородна. Представителями интеллигенции являются люди с разным образованием, духовным миром, находящиеся на самых различных уровнях социальной иерархии. Вместе с тем история интеллигенции показывает, что всех их объединяет ряд неизменных сущностных признаков.

К ним, прежде всего, относятся:

- ориентация на общечеловеческие качества, приверженность идее справедливости, критическое отношение к существующим социальным формам правления общества, далеким от идеалов гуманизма и демократии;

-  единство духовной природы человека-интеллигента и людей, чьи интересы и потребности он выражает;

-  верность народу, патриотизм, активное подвижничество, творческая одержимость;

- глубоко развитое понимание своего "Я", независимость, достаточная самостоятельность, обостренная любовь к свободе, к свободе самовыражения. Личностное начало осознается интеллигентом как высшая ценность;

-  мужество, стойкость в отстаивании своих, продиктованных совестью и убеждением позиций;

- противоречивость, социально-нравственная напряженность между различными отрядами интеллигенции;

-  своеобразное, двойственное осознание действительности, приводящее нередко к серьезным политическим колебаниям, проявлению консерватизма, некоторой импульсивности на события в жизни;

-  нередкое сочетание одухотворенности с меркантилизмом, высокой степени самосознания с эгоцентризмом.

Российскому интеллигенту всегда была свойственна двойственность характера: свобода духа у него скорее черта  индивидуальная, чем социальная. Отсюда порой его больше волновало личное, индивидуальное видение, чем социальное движение народа. У многих интеллигентов, с одной стороны, просматривается  независимость идеи, а с другой, неприспособленность и неумение реализовать ее. 
     Многие неоднозначные черты интеллигенции проявляются под воздействием обстоятельств, зависят от режима власти, духовной атмосферы в обществе, которую она во многом создает сама [3]. 
     Интеллигентность характеризуется определенной степенью нравственной зрелости личности независимо от социально-классовой принадлежности. Это качество мышления, безупречность в поступках, ощущение себя человеком по отношению к любому другому человеку, способность поставить себя на место другого человека. Интеллигентность есть ни что иное, как сплав умственной и нравственной культуры. В свое время академик Д.С. Лихачев говорил: "...нельзя притвориться интеллигентным. Можно притвориться добрым, щедрым, даже глубокомысленным, мудрым, наконец,... но интеллигентным - никогда".

 

 

Взаимоотношения интеллигенции и  власти.

Со времен Грибоедовского, Чацкого интеллигенция испытывается формулой, действующей по сегодняшний день: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Она всегда понимала, что решение проблем, которые ставит в своей общественной деятельности, творчестве, выходит на власть, политику, политиков. И ее отношение к власти было и остается весьма неоднозначным. Порой она не принимает власти, ненавидит, отталкивается от нее, с другой стороны, между ними симбиоз; интеллигенция питает ее, сотрудничает с ней. Происходит совмещение несовместимого. И все же в большей степени ее характеризует отчаянная оппозиционность к власти. Вспомним, как еще дворянская интеллигенция, которой, казалось бы, не на что было жаловаться и было что терять, пошла по пути борьбы с самодержавием. 
     Подлинный интеллигент тот, кто, отстаивая свое право не идти на конфликт с совестью ни при каких обстоятельствах, следует пушкинской заповеди: 
     "Для власти, для ливреи не гнуть ни помыслов, ни совести, ни шеи". 
     М. Горький в "Несвоевременных мыслях..." указывал: "В чьих бы руках ни была власть, за мной остается мое человеческое право отнестись к ней критически". 
     Такое отношение интеллигенции к власти во многом обусловлено ее страстным, негодующим протестом против зла, деспотии, несчастий и страданий народа, экзальтированным чувством человечности, извечным стремлением к свободе, к независимым суждениям, к инакомыслию, которые коренятся в самой природе интеллигенции и плохо согласуются с авторитарными формами правления. 
      Конечно, свобода, инакомыслие, самостоятельность суждений и действий интеллигенции не абсолютны, не на анархический манер - это не "вседозволенность" своих желаний и намерений. Рамки творческой свободы интеллигента ограничены нормами и ценностями общества, в котором он живет,творит. 
     Власть и интеллигенция. Власть очень часто с подозрением и недоброжелательностью относилась к интеллигенции, к инакомыслию, поскольку ей всегда дорого достигнутое, ее идеал - порядок, равновесие, покой. Критику со стороны интеллигенции власть воспринимает неоднозначно. Это определяется сущностью власти и степенью остроты критики. Авторитарная, тоталитарная, бюрократическая власть не приемлет любую критику. Она стремится уничтожить критиков: Екатерина II ссылает Радищева в Сибирь, Николай I приказывает повесить руководителей декабрьского восстания, Гитлер и Сталин, уничтожая интеллигенцию, сжигают ее творения - книги. 
     Проблемы интеллигенции у всех на устах, и в то же время они заслуживают более вдумчивого отношения, так как подход к ним несколько облегченный и поверхностный. Культура и интеллигенция органично взаимосвязаны, они не могут существовать друг без друга. Не требует специальных объяснений мысль, что оценивать культурную политику можно только с учетом отношения власти к интеллигенции. Глубоко опасна культурная политика, направленная на конфронтацию с интеллигенцией, политика, поддерживающая методы физических и моральных репрессий по отношению к ней. Нельзя держать интеллигенцию на коротком поводке. Жизнь показала, что это чревато большой опасностью. Без интеллигенции построить демократическое общество не удастся. Только она способна, генерируя прогрессивные идеи, провести общество через духовное и моральное очищение, обогатить его общественное сознание. 
     Проблема отношений интеллигенции и власти в современном мире. Интеллигент несет величайшую ответственность за судьбу своего Отечества, человека, за то, какие мысли и чувства внушает, какие нравы поддерживает, укореняет. Он, конечно же, ограничен в своей свободе, но сама ограниченность должна быть результатом его свободного выбора. В этом драматизм проблемы взаимоотношений интеллигенции и власти. 
     Интеллигент всегда политизирован. Сегодня интеллигенция как никогда ранее проявляет заинтересованное, требовательно-критическое отношение к политике, освобождается от страха перед властью. 
     Власть призвана создать условия и гарантировать возможность независимого существования и волеизъявления интеллигенции. Ведь прогресс современного, цивилизованного общества просто невозможен без полета мысли, консолидации творческих сил общества, с которыми ей, власти, не обязательно конфликтовать даже тогда, когда она с чем-то не согласна. Умная власть стремится найти себя в интеллектуальном процессе, объединяясь с его участниками на почве культуры, деятельности общественного разума, а не голого властвования, отношений господства и подчинения. Прислушиваясь к художнику или философу и ученому-обществоведу, власть получает возможность увидеть мир во всей его пестроте, многообразии, перспективе развития. 
     Власть, настаивающая на своем и обладающая материальной силой, чтобы навязать свою линию всему обществу, часто глуха к голосу интеллигенции, жизни, практики. Интеллигенция России не раз убеждалась на собственном опыте, к каким плачевным результатам приводит безгласие или восторженно-крикливое согласие, иллюзорное единство власти и интеллигенции. 
     В переломные этапы развития истории интеллигенция не имеет права быть только посторонним наблюдателем действий властных структур. Она должна стать критиком не столько словом, сколько делом, привнося в политику гуманистический потенциал, необходимый для освобождения от возможной диктатуры.

Информация о работе Проблемы идентификации, ценностные ориентации и образ жизни интеллигенции