Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 10:50, реферат
Применительно к явлению лидерства понятие идентификация охватывает три пересекающиеся области психической реальности. Во-первых, идентификация для индивида -это процесс объединения себя с лидером на основании установившейся связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных его норм, ценностей, образцов. Во-вторых, идентификация - это представление, видение индивидом другого человека как продолжение самого себя, наделение его своими чертами, чувствами.
1. Идентификация. Проблемы идентификации……………………………..3
2. Понятие интеллигенция……………………………………………………5
3. Взаимоотношения интеллигенции и власти……………….......................9
4. Интеллигенция и народ…………………………………………………...12
5. Ценностные ориентации и образ жизни интеллигенции……………….15
6. Интеллигенция в современной России…………………………………..19
7. Список литературы…
Народолюбие как черта
интеллигенции. Отличительной чертой российской интеллигенции
всегда являлось народолюбие, иногда доходящее
до народопоклонства. Она всегда думала
и думает о народе, способна на самоотречение
во имя истины и воплощения поставленных
целей. Сословие дворян, разночинцев "сжигало"
себя ради идей всеобщего равенства, ради
отмены крепостного права, ради свободы,
социальной справедливости.
Обостренная любовь интеллигенции к народу
во многом определяется истоками ее происхождения.
"Эхом русского народа" называл себя
Пушкин. Из недр народа вышел всеобъемлющий
ум Ломоносова, известные писатели, художники,
композиторы. Народный источник позволяет
интеллигенции тонко понимать тайну человеческого
бытия, драму человеческого существования,
которая, по словам Ф. Достоевского, "состоит
не в том, чтобы только жить, а в том, для
чего жить". По-прежнему высоким остается
уровень интеллигенции, вышедшей из народа
в наше время.
Вместе с тем, немалая часть интеллигенции
выражает крайний пессимизм, неверие в
духовные силы русского народа, дает уничижительную
оценку русскому человеку. И это приводит
к противоречиям во взаимоотношениях
интеллигенции и народа.
Интеллигенция и народ: проблемы
взаимоотношений. Взаимоотношения
интеллигенции и народа никогда не были
однозначными, ясными, прямолинейными.
Русскому крестьянину власть царя порой
была ближе и понятнее, чем призывы интеллигенции.
Например, напрасно обольщала себя интеллигенция
60-х гг. XIX в., что ей удастся слиться с народом,
что их идеалы совпадают. Ее "хождение
в народ" провалилось, ее не поняли.
А когда народовольцы убили Александра
II, полагая именно в этом исполнение "народной
воли", крестьянство однозначно осудило
и отвернулось от них.
Взаимоотношения интеллигенции и народа
оставались важнейшей проблемой общественно-культурной
жизни на рубеже XIX - XX вв. Многие из деятелей
культуры осознавали и глубоко переживали
тот факт, что в жизни происходило расхождение,
непонимание этих двух сил русского общества.
Вопрос об отношениях интеллигенции и
народа был "самым больным, самым лихорадочным"
для А. Блока. "Стоит передо мною моя
тема, тема о России (вопрос об интеллигенции
и народе в частности). Этой теме я сознательно
и бесповоротно посвящаю жизнь ... Несмотря
на все мои уклонения, падения, сомнения,
покаяния, - я иду", - писал он в письме
к К.С. Станиславскому в 1908 г. В представлении
Блока интеллигенция и народ всегда противостоят
друг другу. Если интеллигенция выступала
носителем культуры, то народ был выразителем
стихийной, природной силы, в которой поэт
видел положительное начало.
В этом же году А. Блок выступил в Религиозно-философском
обществе с докладом "Народ и интеллигенция",
в котором говорил о необходимости поиска
путей связи интеллигенции с народом.
В.Г. Короленко, участвуя в обсуждении
этого доклада, также признал существование
разрыва между народом и интеллигенцией,
но вместе с тем утверждал, что народ все
дальше уходит от трех китов - православия,
самодержавия, народности.
Исторический опыт показывает, что у народа
России всегда был духовный наставник,
к нему тянулись, ему верили. Он просвещал,
вдохновлял, вселял веру, надежду, любовь,
говорил о таких нравственных чертах,
как честность, добросовестность, правдолюбие,
любовь к Родине. Он выстраивал идеи социального
благосостояния, единения, спасения державы,
определял цель которую нужно достичь.
Российский писатель, поэт, летописец,
художник всегда помнил, что он обречен
на общественную исповедь. И как исповедь
перед народом и для народа он расценивал
свое творение, сделанное, содеянное. Вместе
с тем, этот исторический опыт подсказывает,
что интеллигенции необходимо быть осторожной
в надеждах на народ, быть мудрее, честнее
перед ним, не подделываться под него.
В этом залог честных, гармоничных отношений
между интеллигенцией и народом, которые
отвечают интересам прогрессивного развития
российского общества, интересам дальнейшей
интеграции отечественной культуры в
культуру мировую.
Ценностные ориентации и образ жизни интеллигенции.
Образ жизни выступает определяющим индикатором функционирования и изменения всех сфер жизни общества, достижений и неудач, провалов в развитии страны, регионов, провинциальных городов. В то же время нужно видеть и обратную зависимость: влияние практики жизнедеятельности людей, состояния общества и его институтов на образ жизни – на условия труда и быта, культуру, образование, социальное положение, жизненные условия и т. д. Необходимо отметить, что образ жизни во многом зависит от отношения человека к условиям жизни – активного, творческого или пассивного, созерцательного; осознанного или неосознанного и т. п. Интеллигенция в России всегда характеризовалась активной, творческой позицией, а не созерцательной – поэтому зачастую становилась заложником политической системы государства, гонимая и наказуемая.
Академик Н. Н. Моисеев
говорил: «Интеллигенции от
По мнению историка
В. В. Кожинова, российской интеллигенции
присуща не «беспартийность», а
постоянная тяга к
Говоря об образе
жизни интеллигенции, следует
отметить как коллективный
Уровень жизни –
понятие, которое
Интенсивность и темп
жизни интеллигенции в крупных
городах России
Также необходимо отметить,
что интеллигенция советского
периода и современной России
существенно различаются по
Интеллектуальная элита
советского времени –
Интеллигенция в малых
провинциальных городах России
постепенно возрождает те
Интеллигенция в современной России.
Трудно, с перекосами, но общество
вновь обретает в настоящее время
полифоническую, плюралистическую духовную
сферу. Традиционные человеческие ценности
стремительно утверждаются в общественном
сознании. А поскольку определяющим
признаком интеллигенции как
социального типа является ее отношение
к ценностям, выражающееся в поиске
их альтернативных систем, что связано
с особенностями ее духовного
склада и мировоззрения, то и роль
интеллигенции в современном
социокультурном пространстве неуклонно
возрастает.
Опыт наших дней позволяет говорить об
изменении алгоритма образования социальных
групп и ином типе их групповых признаков.
Представляется, что современные социальные
группы стали бесконечно многообразны,
как бесконечно число интересов, по которым
они объединяются, и в то же время значительно
ослабли межгрупповые связи, а стало быть
и стабильность, и время существования
этих групп.
Представляется также, что это не временное
явление, связанное с динамизмом и нестабильностью
сегодняшней жизни, а долговременное,
ибо его образуют, среди прочих, и такие
стабильные и стабилизирующие факторы,
как научно-технический прогресс, информационный
взрыв, повышение культурного и общеобразовательного
уровня и др.
Поскольку одним из новейших факторов
формирования социальных групп является
повышение культурного уровня, то, с одной
стороны, растет сам отряд интеллигенции,
с другой - количество групп, смежных с
интеллигенцией, близких к ней по характеристикам
и являющихся ближайшим резервом ее пополнения.
Поскольку обратный процесс ("разинтеллигенчивания")
не просматривается, можно, думается, сделать
вывод о необратимом на сегодняшний день
росте этой социальной группы и значения
ее и ее идеологии в обществе.
Своей энергией и активностью ума интеллигенция
призвана способствовать возвышению культуры
народа, оздоровлению нравов, гуманизации
общества. От ее деятельности зависит
прогресс в областях науки, техники, искусства,
образования, медицины и т.д. Она призвана
направлять свою духовную энергию на сохранение
культурных ценностей и нравственного
климата в современной России, вносить
идеи гуманизма в сознание народа, изменять
мышление людей, обогащать нравственную
атмосферу общества.
Можно со всей ответственностью утверждать,
что сегодня интеллигенция - важная созидательная
сила, способная преобразовать общество
и влиять на состояние умов. В периоды
общественных коллизий она подвергается
нападкам, и в то же время значительно
усиливается ее влияние. В переломное
время с наибольшей силой проявляются
характерные и необходимые для интеллигенции
черты: общественная тревога и озабоченность
судьбами Отечества, стремление к нравственному
сопереживанию делам народным.
Сегодня, на рубеже тысячелетий все четче
проявляется объективная закономерность
- возвышение социальной роли интеллигенции,
необходимость ее ведущей роли активного
субъекта духовного производства. А с
этим связана духовная свобода современного
общества. В цивилизованном обществе представители
интеллигенции призваны создавать необходимую
духовную и интеллектуальную атмосферу,
всемерно способствовать развитию духовного
самосознания личности.
Список литературы
Информация о работе Проблемы идентификации, ценностные ориентации и образ жизни интеллигенции