Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:35, реферат
Бедность как социально-экономическое явление присуща любому обществу и представляет многогранную проблему. Ограничение распространения бедности, прежде всего в ее наиболее опасной, хронической, форме, важно не только из гуманитарных соображений, но также с точки зрения сохранения и улучшения физического, трудового, интеллектуального потенциала будущих поколений. Поэтому проблемы, связанные с оценкой бедности и ее распространением, находятся сейчас в центре внимания мирового сообщества.
Проблемы измерения и динамика уровня бедности
(мировой опыт и особенности России)
Бедность как социально-
Многовариантность оценок масштабов распространения и глубины бедности в той или иной стране на определенном этапе развития объясняется различными методологическими подходами к ее определению. В мировой практике используется концепция абсолютной бедности, относительной, а также субъективных оценок. В 90-ые годы в рамках ООН-овской Программы развития была предложена концепция бедности, учитывающая не только текущие доходы, соотнесенные с прожиточным минимумом, но и реальную доступность медицинских, образовательных, информационных услуг.
Концептуальные различия в определении распространения бедности не исчерпываются различными подходами к установлению черты бедности. Другим источником значительных расхождений является выбор показателя, соотносимого с чертой бедности. Как правило, используется показатель денежных доходов домашних хозяйств; в отдельных случаях - денежных расходов домашних хозяйств, а иногда и показатель располагаемых материальных ресурсов домохозяйств.
Прожиточный минимум может сопоставляться
с доходами домашнего хозяйства, состоящими
из поступлений текущего характера в денежной
форме и натуральной в течение
заработную плату рабочих и служащих в денежной форме и натурой;
доходы челнов производственных кооперативов;
предпринимательские доходы некорпоративных предприятий;
доходы от собственности;
текущие перечисления и трансфертные выплаты.
Расходы домашних хозяйств можно частично покрывать за счет поступлений, не учтенных в приводимых выше понятиях о доходах. Такие поступления включают вычеты из сбережений, поступления от продажи частной собственности, ссуды, поступления в результате получения наследства.
В мировой практике для оценки
распространения бедности на официальном уровне
обычно используется методика прожиточного
минимума, основанная на относительном понимании
В отличие от концепции абсолютной бедности, предполагающей определение абсолютного уровня средств, обеспечивающих удовлетворение основных биологических потребностей человека, относительное понимание бедности базируется на установлении и периодическом пересмотре прожиточного минимума в зависимости от достигнутого в обществе благосостояния. При таком подходе человек или семья считаются бедными, если средства, которыми они располагают, не позволяют обеспечить уровень жизни, распространенный в обществе, в котором они живут. Черта бедности устанавливается путем определения величины семейного или душевого дохода, необходимого для достижения минимально приемлемого уровня жизни в конкретных условиях данного общества.
В 80-е годы голландскими учеными
из Лейденского университета был предложен еще один
подход к оценке бедности - субъективный.
В его основе - представление о бедности
как о невозможности реализовать свой потенциал.
На основании опросов выявляется зависимость между
Таким образом, среди множества подходов, используемых для определения границ бедности, можно выделить абсолютную, относительную, субъективную черту бедности. В зависимости от принятых критериев меняется картина распространения бедности. В развитых странах, как правило, используется метод определения набора товаров и услуг, гарантирующего минимальный уровень жизни и обеспечивающего удовлетворение как физиологических, так и некоторых социальных потребностей.
Основным инструментом для определения денежного дохода,
необходимого для минимального адекватного уровня
жизни, обычно служит потребительский
бюджет минимального стандарта жизни,
содержащий количественные наборы товаров
и услуг и оцененный в
С 1964 года на официальном уровне
для измерения бедности в США используется
метод, разработанный в Управлении социального обеспечения,
согласно которому уровень дохода, соответствующий черте бедности
для городских жителей, определяется путем умножения стоимости
С конца 60-х годов уровень дохода,
соответствующий черте
за прошедший со времени ее утверждения на
официальном уровне период затраты на продукты
питания в общих потребительских
для определения границы бедности используется величина денежного дохода, в то время как значительная часть, например, государственных трансфертов осуществляется в натуральной форме. Таким образом, государственная помощь в неденежной форме, почти вдвое превышающая по стоимости денежные трансферты, не отражается на величине доходов, учитываемых при определении бедности;
при установлении официальной черты бедности учитываются лишь доходы за текущий год. При таком подходе к числу бедных могут быть отнесены лица, владеющие значительными сбережениями, движимым и недвижимым имуществом, но имеющие скромный текущий доход. Например, среди пожилых женщин одновременно высок уровень личного богатства и процент бедности по текущему доходу.
Наряду с описанным выше методом определения границ
бедности, в мировой практике используется
и гораздо более простой способ - соотношение между прожиточным
минимумом и среднедушевым
Доход, соответствующий черте бедности в Соединенных Штатах, составляет около 30% среднедушевого дохода американцев, а в России - около 50%.
Однако абсолютные размеры прожиточного минимума в России остаются несопоставимыми со странами Запада. Величина прожиточного минимума, определяющего черту бедности (долл. в расчете на год, 1995 г.), составляла: в
США - 7763
Германии - 8840
Португалии - 3000
России - 874 (по данным 1 квартала 1997 г.)
330 (по данным 4 квартала 1998 г.)
252 (по данным за январь 1999 г.)
Столь глубокие различия величины
прожиточного минимума, установленного
официальными органами в России, в сравнении с другими,
даже невысокоразвитыми странами, объясняются как гораздо
более низким уровнем жизни в стране в целом,
так и особенностями принятой в условиях
переходного периода методики расчета прожиточного
минимума, которая может быть сравнима
разве что с аналогичной
Согласно федеральному закону
о прожиточном минимуме в РФ (1997 г.), потребительская корзина для
основных социально-демографических групп населения в целом по
РФ в субъектах РФ определяются не реже
одного раза в пять лет на основе методических
рекомендаций с участием общероссийских
объединений профсоюзов. Потребительская корзина в
Согласно действующим официальным нормативам (1992 г), в сентябре 1998 г. за чертой официального прожиточного минимума (552 руб. в месяц) находились 44 млн. россиян. По новой методике прожиточный минимум составлял в сентябре 663 руб., а за его порогом насчитывалось 79 млн. человек или 54% россиян. При этом в 3 квартале 1998 г. в России насчитывалось 27 регионов, где средний доход не достигал прожиточного минимума. В их числе Читинская, Пензенская, Курганская, Ивановская, Псковская, Тверская, Рязанская, Астраханская области.
Основным источником информации для органов государственной статистики является проводимое Госкомстатом России во всех субъектах Федерации обследование 48,6 тыс. домохозяйств.
Начиная с 1994 г., Госкомстат для оценки дифференциации доходов и численности населения за чертой бедности использует данные не за отдельно взятые месяцы, а усредненные за определенный промежуток времени (квартал, полугодие, год), нивелируя нерегулярность получения доходов в связи с хроническими невыплатами заработной платы и социальных трансфертов.
Однако в условиях массовых и хронических задержек заработной платы и социальных трансфертов растущим источником доходов населения становится личное подсобное хозяйство и занятость в неформальном секторе. И более адекватной оценкой распространения бедности могло бы стать сопоставление прожиточного минимума и текущих располагаемых материальных ресурсов домохозяйств, которые определяются стоимостью потребления продуктов питания, в то числе произведенных в личном подсобном хозяйстве, расходы на непродовольственные товары, услуги, а также прочие потребительские расходы.
Реальная оценка уровня бедности представляется жизненно необходимой для формирования комплексной долгосрочной стратегии ограничения бедности и приведения социальных функций государства в соответствие с его ресурсами. Находясь под воздействием разнообразных экономических, демографических, социально-политических факторов, уровень бедности является индикатором экономической безопасности населения, а его снижение требует многосторонней ответственности и усилий как государственных, так и негосударственных структур, общественных объединений, а также международных организаций.
1. Разработка бюджетов прожиточного минимума в США
В развитых странах, как правило, используется метод определения набора товаров и услуг, гарантирующего минимальный уровень жизни и обеспечивающего удовлетворение как физиологических, так и некоторых социальных потребностей. Основные различия заключаются в большем или меньшем включении социальных благ и услуг в минимально необходимую потребительскую корзину и в степени ее привязки к изменениям в уровне жизни и структуре потребления на данным этапе развития. Основным инструментом для определения денежного дохода, необходимого для минимального адекватного уровня жизни, обычно служит потребительский бюджет минимального стандарта жизни, содержащий количественные наборы товаров и услуг и оцененный в розничных ценах. Такой бюджет был разработан в период подготовки законодательства о минимуме заработной платы. Им стал бюджет одинокой работающей женщины (1907 г.), рассчитанный на восстановление способности к труду самой работницы без иждивенцев. В нем учитывались продукты питания на основании их питательной ценности, а также потребности в одежде, обуви, жилище общедоступного типа, некоторые элементы медицинских и социальных потребностей. Разработке стандартных бюджетов, учитывающих потребности, предшествовал период исследований фактических условий жизни и фактического потребления трудящихся. В период 1870 - 1900 гг. бюро трудовой статистики отдельных штатов выполнили свыше 100 исследований уровня жизни семей, а с 1888 г. аналогичные работы стали проводиться на федеральном уровне. С 1913 г., когда вступил в силу первый закон о минимуме зарплаты, разработку стандартных бюджетов проводили бюро трудовой статистики отдельных штатов. В 1917 г. профессором Вашингтонского университета У. Огберном был подготовлен бюджет для семей работников железных дорог, известный под названием «бюджет минимального комфорта». В 1919 г. федеральное Бюро статистики труда по запросу объединенной комиссии конгресса подготовило количественный и стоимостной бюджеты для одиноких (мужчины и женщины) на государственной службе и для семей государственных служащих. Аналогичные бюджеты разрабатывались для рабочих и служащих в разных регионах страны. Специальные бюджеты, учитывающие основные потребности при чрезвычайных обстоятельствах, были разработаны в период экономического кризиса 30-х годов. Рассчитанные для определения общественной помощи в этот сложнейший период развития, они учитывали лишь основные физиологические потребности человека. Только в 1945 г. в связи с необходимостью унификации размеров подоходного налога конгресс США поручил федеральному Бюро статистики труда разработать методы для выяснения стоимости жизни рабочей семьи на уровне необходимого минимума, включавшего не только физиологические, но и общепринятые социальные потребности. Для расчета семейного бюджета была выбрана рабочая семья из четырех человек (работающий по найму муж 38 лет, неработающая жена 36 лет, сын 13 лет, дочь 8 лет). Состав семьи был определен на том основании, что около половины всех семей проходит в то или иное время через этот жизненный этап. При разработке отдельных компонентов бюджета использовались научные рекомендации в области питания и жилища и данные о фактических расходах репрезентативной совокупности городских семей бюджетного типа. Одновременно с бюджетом Бюро статистики труда, рассчитанным на скромном, адекватном уровне жизненного стандарта, Администрация социального обеспечения разработала бюджет для престарелой пары на том же уровне жизненного стандарта. Стандартные бюджеты исчисляются в целом по стране с использованием специальных коэффициентов для семей разного размера и половозрастного состава, обеспечивающих тот же уровень жизненного стандарта, и подлежат регулярной переоценке в связи с изменением цен. Бюро статистики труда, развивая ранее принятую методику разработки стандартных бюджетов, провело расчеты для семьи из четырех человек и для престарелой пары на высоком, среднем и низком жизненном уровне. Каждый бюджет, в том числе на уровне бедности, составляется в двух формах - в натуральной (количественный бюджет) и денежной (стоимостной бюджет). Если количественный бюджет пересматривается сравнительно редко, то стоимостной переоценивается регулярно в связи с изменением индекса потребительских цен, а также периодически - при очередном пересмотре количественного бюджета. В США стоимостная переоценка происходит ежегодно. При расчете прожиточного минимума в США учитываются особенности половозрастных групп населения, а также семей различного состава и типа. Так, уровень бедности рассчитывается по двум половозрастным группам глав семей (мужчины, женщины, моложе 65 лет, 65 лет и старше).
Информация о работе Проблемы измерения и динамика уровня бедности