Проблемы элиты в сегодняшней России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 09:57, реферат

Описание работы

В современной политической науке одно из центральных мест занимает проблема политической элиты. В современном классово дифференцированном обществе политическая элита является частью социальной структуры, поэтому анализ данной проблемы помогает расширить представления о социальной структуре общества. В современных условиях политическая элита становится одним из факторов, определяющих устойчивое развитие общества. Данная контрольная работа посвящена анализу проблемы политической элиты в сегодняшней России.

Содержание работы

Введение
Возникновение понятия и теории элит……………………………………..5-7
Механизм формирования российской политической элиты…………......8-11
Формирование российской политической элиты регионального
уровня: особенности и тенденции………………………………………..11-12
4. Возможные направления развития российской политической
элиты……………………………………………………………………….12-15
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Проблема элиты в сегодняшней России.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Завершенной, хорошо работающей системы пополнения элиты нет до сих пор, и это говорит о том, что в целом  политическая система России еще не сформирована.

Развитие политической элиты идет от разобщенной к консенсусной, т.е. склонной на основе компромиссов приходить к единому мнению. Это не означает, что элитные группы стремятся к единению (хотя есть и такие тенденции), они не готовы к этому. Впрочем, стране нужно не единство политической элиты, а ее способность решать государственные проблемы.

"...Без государства, - пишут зарубежные ученые Х.Минц  и А. Степан, - никакая современная демократия невозможна... Демократия требует государственного статуса. Без современного государства не может быть прочной демократии". Главный вопрос при использовании государства как института состоит в том, чтобы его формы и методы были адекватными создаваемой системе. Например, при развитой демократии они должны быть максимально либеральными и невидимыми. При авторитаризме или тоталитаризме, напротив, максимально видимыми и ощущаемыми обществом. Укрепление государства и его институтов, которое мы наблюдаем в действиях современной российской политической элиты, является объективным и закономерным процессом, тогда как любое открытое столкновение элитных групп ослабляет государство и все общество.

Однако в России укрепление государства означает укрепление не всей политической элиты, а только правящей. Эта специфика - следствие авторитарной общественной системы. И если взятый курс не будет изменен, то следует ожидать еще большего укрепления находящейся у власти элиты.

У этого процесса есть положительные стороны. Усиление государства и политической элиты приведет к повышению эффективности правовой системы. И в этой связи можно оспорить еще один ложный тезис о России: будто бы усиление роли государства увеличивает могущество чиновников.

Власть государственных  служащих возрастает именно в периоды ослабления государства, когда пропадает контроль над чиновниками со стороны  политической элиты, и они руководствуются не законами, а собственными интересами, что неизбежно ведет к росту коррупции и криминализации власти.

Усиление государства  означает неукоснительное исполнение законов, что способствует повышению  их эффективности. Одной из причин провала  социально-экономической политики страны в 1992 -1999 гг. был негласный  саботаж чиновниками исполнения принимаемых политической элитой нормативно-правовых актов.

Госаппарат нуждается  в контроле. В противном случае особого прогресса в России не будет, тем более что уже некоторые  ученые, опираясь на показатели экономического развития страны за 2003 - 2005 гг., высказывают  пессимистические оценки: в 2007 - 2010 гг. возможна разрушительная девальвация, которая "приведет к формированию более или менее авторитарного государства".

При этом автор данной версии - доктор экономических наук М.Делягин считает, что экономические  проблемы России являются следствием только политических проблем.

Возникает вопрос: сколько  времени есть в наличии у политической элиты для решения таких проблем, как улучшение ее качественного состава, повышение эффективности государственной власти, улучшение социально-экономической ситуации в стране и некоторых других? Это время ограничивается "кредитом доверия", т.е. периодом, пока население готово верить правящей элите, ждать решения данных проблем, не прибегая к массовым акциям протеста и голосуя на выборах за представителей этой элиты.

По замечанию профессора А.Галкина, исторический опыт показывает, что "в России кредит доверия к  власти исчезает так же быстро, как  и возникает".

Ситуация последних 15-17 лет демонстрирует справедливость данного утверждения: в 1985 г., когда М.Горбачев провозгласил курс на перестройку общественной системы, его рейтингу мог позавидовать любой политический деятель. Но уже с 1988 г., не ощущая реальных перемен, общество все больше и больше снижало свой кредит доверия ему: история повторилась и с Б.Ельциным в 1989 - 1992 гг.

Резкая смена настроений в обществе характерна не только для  России. Ведь недаром же в промышленно  развитых странах политическая элита стремится за отведенные ей до следующих выборов 4 - 5 лет претворить в жизнь свои обещания избирателям по улучшению социально-экономической и  политической ситуации.

У современной российской политической элиты для эффективного решения существующих проблем в обществе осталось в запасе 2-3 года, пока еще высок кредит доверия населения.

Если за этот период ситуация не изменится к лучшему, страну ждут два варианта развития: либо возврат  к ситуации 1990-х гг., т.е. резкое ухудшение  положения населения, ослабление государства  и его институтов, еще большая  коррумпированность и криминализация власти, усиление борьбы между отдельными элитными группами, в том числе с применением силы, либо создание авторитарного государства.

Немецкие ученые В.Меркель  и А. Круассан считают, что при  строительстве демократий западного (либерального) образца за последние три десятилетия в мире образовалось немало так называемых "дефектных" демократий: либеральную демократию невозможно создать в любом, каком угодно обществе.

Российское общество из этого ряда: в нем невозможна либеральная демократия. У отечественной  политической элиты для прогрессивного (особенно ускоренного) развития страны, а тем самым упрочнения своего положения, остается один вариант действий - строить авторитарную демократию. То есть ту политическую систему, которая максимально учитывала бы национально-исторические особенности и современную ситуацию в стране.

 

Заключение

 

С приходом к власти В. Путина правящая элита предприняла немало шагов по преобразованию и политической системы, и политической элиты страны в авторитарно-демократическую. Под свой контроль новый глава государства поставил Федеральное собрание, основные политическиепартии, бизнес-элиту, большинство региональных лидеров, основные электронные средства массовой информации.

В настоящее время  правящая элита демонстрирует желание  подчинить себе и такую мощную силу, как Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР). Если последнее удастся осуществить президентско-правительственным структурам, то под их влиянием окажется большая часть "левого" электората, что, в свою очередь, резко ослабит позиции коммунистов и аграриев, оппозиционно настроенных к нынешней правящей элите.

Все это показывает цель современной правящей элиты - расширить  свою социальную базу. Но такая тактика  содержит в себе очень большую  опасность: если проводимый социально-экономический курс провалится, не оправдает ожиданий электората, то реакция последнего будет сравнима с реакцией обманутого человека со всеми вытекающими отсюда последствиями, главным из которых станет переход в разряд ярых противников данной элиты. И чем шире окажется в настоящее время социальная база власти, тем больше, в случае неудачи, будет число ее противников.

У современной политической  элиты есть два очень важных ресурса, которые и сейчас, и в будущем способствуют и будут способствовать ее эффективной деятельности: меньшая разобщенность и конфликтность и наличие определенной степени умеренного консерватизма, что существенно отличает ее от предшественников.

Наличие здорового консерватизма  является необходимым атрибутом  нормального эволюционного развития любого общества, оно позволяет сберечь то ценное, что создали предыдущие поколения. Если учесть, что в 1990-е гг. политическая элита (особенно правящая) разрушила немало положительных элементов, сохранившихся с советских времен, то можно предположить, что в ближайшем будущем мы будем свидетелями возрождения (восстановления) современной элитой некоторых из этих элементов, что, в свою очередь, будет положительно воспринято большинством населения.

И, наконец, еще один важный вопрос, который нельзя обойти вниманием: возможно ли коренное изменение расстановки сил в политической элите в ближайшем будущем? Реален ли приход к власти нынешних оппозиционных элитных групп? Советский период истории страны и сформировавшиеся в 1990-х гг. новые социальные слои служат гарантом против восстановления прежней, коммунистической модели общественной системы. Любая же попытка ее возрождения приведет к расколу политической  элиты и, возможно, гражданской войне. Но такая попытка представляется маловероятной. Более вероятная - повышение роли государства в обществе, усиление авторитарных тенденций в управлении страной.

Какими бы ни были перспективы  развития ситуации в России, они  полностью зависят от политики правящей элиты, и. в первую очередь, ее главы - Президента страны.

 

Список литературы

 

  1. Березовский Е.В. Проблема своеобразия формирования постсоветской политической элиты. – Интернет-журнал "Ломоносов", 2003
  2. Галкин А. У развилки. Ко второй годовщине президентства В. Путина Общественные науки и современность. 2002. № 3.
  3. Делягин М. Год разбитых надежд: истоки оптимизма // Власть. 2002. №3.
  4. Иванова Л. Политическая элита по-российски "Российские вести", 28 октября 1998., № 79(1489)
  5. Коргунюк Ю.Г. Политическая элита современной россии с точки зрения социального представительства. “Полис”, 2001, № 1, с.30-48.
  6. Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях (I) // Полис. 2002. № 1.
  7. Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию, РГИУ, 2000

 

 


Информация о работе Проблемы элиты в сегодняшней России