Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:41, курсовая работа
Одни авторы склонны рассматривать социологию культуры как "отраслевую социологию" более или менее широкого охвата, изучающую "сферу культуры", "культурные процессы". В этом качестве социология культуры трактуется то, как существующая наряду с такими отраслевыми дисциплинами, как социология искусства, науки, образования, то как включающая их в себя в качестве субдисциплин. Но если рассматривать социологию культуры как отраслевую дисциплину более или менее широкую по охвату изучаемых явлений, то неизбежно встает вопрос об определении границ "культуры". Почему мы относим к "культуре" религию, науку, искусство, но не относим политику и экономику? Разве эти сферы социальной жизни в меньшей степени регулируются культурными значениями и нормами?
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Понятие и сущность культуры…………………………………………………..5
2. Социальные функции культуры………………………………………………...8
3.Взаимосвязь экономики социальных отношений и культуры в обществе…..9
4.Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития.10
5.Тенденции развития культуры в современном мире ………………………...13
6. Проблемы культуры в современной России………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………...17
Список использованной литературы…………………………………………….18
2. Социальные функции культуры………………………………………………...8
4.Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития.10
6. Проблемы культуры в современной России………………………………….16
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….18
Социология
культуры – одно из самых парадоксальных
направлений социологической
Одни
авторы склонны рассматривать
Существует точка зрения, рассматривающая социологию культуры не в качестве направления, изучающего некий "сегмент" или "сферу" социальной реальности, а в качестве особого подхода к видению социальной реальности вообще. Этот подход исходит из смысловой природы социальных феноменов. В данном случае социология культуры превращается, фактически, в самостоятельный проект социологии, близкий к понимающей социологии.
Различия между подходами к определению предмета социологии культуры во многом обусловлены разным пониманием того, что представляет собой собственно "культура". Как известно, "культура" – это одно из самых многозначных понятий, число определений которого исчисляются сотнями. Возможно, именно в связи с этой неопределенностью, а также ценностной и мировоззренческой нагруженностью термина "культура", многие исследователи вообще стараются его не использовать.
Трудности, возникающие при определении предмета социологии культуры, связаны и с тем, что культура является объектом анализа не только социологии, но и других наук – в частности, культурной антропологии и философии культуры. Относительно недавно возникла наука, для которой "культура" является основным объектом изучения – культурология. Кроме того, существует множество наук, изучающих различные сферы культуры. Перед социологами, таким образом, встает проблема предметного размежевания с другими науками, изучающими культуру. И эта проблема не имеет простого решения. Четкую границу, зачастую, провести невозможно. Исследования культуры – крайне сложного и многообразного феномена, "естественным образом" тяготеют к междисциплинарности.
Социологический анализ культуры никогда не был свободен от влияний со стороны философии, культурной и социальной антропологии, психологии и других гуманитарных наук. Но и эти науки, в свою очередь, испытывали влияние со стороны социологии.
Не только
предмет изучения, но и время возникновения
социологии культуры может трактоваться
по-разному. А. Согомонов, в частности,
утверждает, что "как особое направление
социология культуры в мировой социальной
мысли концептуально и
Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Первым они считают Эдуарда Бернета Тэйлора - выдающегося английского историка культуры. Его книга "Первобытная культура" широко известна в России. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений культуры. А по мнению некоторых это число якобы приближается к тысяче.
Одни
авторы рассматривают культуру как
"специфический способ деятельности,
как специфическую функцию
И хотя до сих пор как в отечественной,
так и зарубежной науке не выработано
единого определения феномена культуры,
все же наметилось некоторое сближение
позиции - многие исследователи подошли
к пониманию культуры как сложного многокомпонентного
явления, связанного со всем многообразием
жизни и деятельности человека.
Само слово "cultura" известно со времени
Цицерона и в переводе с латинского означает
возделывание, обработка, уход, улучшение".
Оно в отличие от другого понятия - то есть
"природа", означает в данном контексте
все созданное, внеприродное. Мир культуры,
любой его предмет или явление воспринимаются
не как следствие действия природных сил,
а как результат усилий самих людей, направленных
на совершенствование, обработку, преобразование
того, что дано непосредственно природой.
Понятие культура означает, по своей сути,
все то, что создано человеческим трудом,
то есть орудия и машины, технические средства
и научные открытия, памятники литературы
и письменности, религиозные системы,
политические теории, правовые и этические
нормы. Произведения искусств и т. д.
Понять сущность культуры можно лишь через
призму деятельности человека, народов,
населяющих планету. Культура не существует
вне человека. Она изначально связана
с человеком и порождена тем, что он постоянно
стремится искать смысл своей жизни и
деятельности, и, наоборот, нет ни общества
ни социальной группы, ни человека без
культуры и вне культуры. Согласно, одного
из основоположников русской и американской
социологических школ Сорокина: "...
Любая организованная группа неизбежно
обладает культурой. Более того, ни социальная
группа, ни индивид (за исключением просто
биологического организма) не могут существовать...
без культуры". Современные культурологи
считают, что все народы имеют культуру,
нет и не может быть "некультурных"
народов, однако каждому народу присуща
своя, уникальная и неповторимая культура,
нетождественная культурам других народов,
но совпадающая с ними по многим значимым
параметрам. Культурные процессы представляют
собой сложные и многоплановые явления.
Так как они могут быть исследованы различными
методами, а значит истолкованы и поняты
по-разному, существует не одна, а множество
концепций культуры, каждая из которых
по-своему объясняет и систематизирует
культурные процессы.
В современной культурологии среди множества
определений культуры, самыми распространенными
являются технологические, деятельностные
и ценностные. С точки зрения технологического
подхода культура есть определенный уровень
производства и воспроизводства общественной
жизни. В деятельностной концепции культуры
она рассматривается как способ жизнедеятельности
человека, который определяет и все общество.
Ценностная (аксиологическая) концепция
культуры подчеркивает роль и значение
идеальной модели, должного в жизни общества
и в ней культура рассматривается как
трансформация должного в сущее, реальное.
Все культурологи справедливо считают,
что культурные процессы исследуются
в главных сферах жизнедеятельности человека.
Культура материальная - это производство,
его технология, орудия труда, жилище,
одежда, вооружение многое другое. Вторая
сфера жизни людей - социальная, и культура
раскрывается в социальных отношениях,
она показывается процессы, происходящие
в обществе, раскрывает его социальную
структуру, организацию политической
власти, существующие правовые и моральные
нормы, типы управления и стили лидерства.
И, наконец, важной сферой жизни человека
является его духовная жизнь, которая
раскрывается в понятии духовной культуры,
включающей в себя все области духовного
производства - науки и искусство, литературу
и религию, миф и философию и основанной
на едином, понятном всем членам данного
сообщества языке.
Сущность культуры, ее подлинный смысл
достаточно убедительно показывается
в новых исследованиях культурологов.
Независимо от общего подхода к проблеме
культуры практически все исследователи
отмечают, что культура характеризует
жизнедеятельность личности, группы, общества
в целом; что культура является специфическим
способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные
границы; раскрывается культура через
особенности поведения, сознание и деятельность
человека равно как и через вещи, предметы,
произведения искусства, орудия труда,
через языковые формы, символы и знаки.
Первоначально
в культурологии сложилась
Такое понимание до сих пор весьма популярно,
и в представлении массового обыденного
сознания "культурный человек" это
тот, кто разбирается в искусстве, понимает
музыку, знает литературу. Культура всегда
внутренне противоречива - вот вывод. Она
несет в себе два начала: "сохраняющее"
(т.е. буквально "консервативное")
и "развивающее" (т.е. буквально же
"прогрессивное", "отменяющее"
многое из выработанного на предыдущих
этапах). Но тем и сильна и жизнеспособна
культура, что обладает способностью отбирать,
возвращаться к прежнему опыту или отказываться
от него. Тут-то и приходится обратиться
к теме "Культура и демократия". Не
"власть толпы", конечно. И не "власть
посредственности", торжествующей "в
стаде". Как раз наоборот: если понимать
демократию как множественность точек
зрения (плюрализм) и поиски (коллективные!)
равнодействующей на основе согласия
(консенсуса), на основе свободных дискуссий
и права на эксперимент. Именно эти принципы
и дают культуре сегодня, всегда будут
давать эту жизнеспособность, основанную
на правильном выборе.
2. Социальные функции культуры
Социологический
анализ культуры как анализ её социальных
функций применяется довольно широко.
Эти функции в свете
1.Адаптация.
Культура
обеспечивает приспособление к
среде - природной, исторической,
психологической (реальность
2.Социализация.
Усваивая
культурные образцы и
3. Смыслополагающая или мировоззренческая функция.
Культура объясняет мир и придает смысл человеческому существованию.
4. Легитимация.
Культура
обосновывает и поддерживает
сложившийся социальный
5. Интеграция.
На базе общих ценностей, норм и представлений культура объединяет человеческую общность.
6. Идентификация.
Опираясь
на выработанные культурой
7. Функция социального изменения.
Изобретения
и новации в культурной сфере,
например, научные открытия, новые
религиозные учения или
8. Регуляция поведения человека.
Культурные
ценности и нормы регулируют
поведение индивидов в
Отношения между культурой и экономикой в течение истории претерпели существенную эволюцию, которую иногда определяют как движение от синергии к аллергии. В эпоху античности и Средневековья культура и экономика находились в состоянии синергии, т. е. органического единства, тесного сотрудничества, взаимного дополнения. Производство и творчество, ценность и стоимость тогда совпадали. Художник и ремесленник часто выступали в одном лице. Средневековый монастырь являлся одновременно религиозным, культурным и экономическим центром. В нем были сосредоточены как храмы, так и разного рода ремесленные мастерские, включая скриптории, в которых писались и переписывались книги, ему принадлежали обширные и лучшие земли.
Начиная с Нового времени культура и экономика постепенно расходятся, становятся самостоятельными. В XVII- XVIII вв. они мирно сосуществуют, не мешая друг другу развиваться. XVII век стал не только временем первой научной революции и началом научно-технического прогресса, но и веком театра. XVIII век часто называют веком театра.
В XIX в., по мере развития промышленности
и утверждения капитализма, ситуация
резко меняется. Между экономикой
и культурой возникает