Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:41, курсовая работа
Одни авторы склонны рассматривать социологию культуры как "отраслевую социологию" более или менее широкого охвата, изучающую "сферу культуры", "культурные процессы". В этом качестве социология культуры трактуется то, как существующая наряду с такими отраслевыми дисциплинами, как социология искусства, науки, образования, то как включающая их в себя в качестве субдисциплин. Но если рассматривать социологию культуры как отраслевую дисциплину более или менее широкую по охвату изучаемых явлений, то неизбежно встает вопрос об определении границ "культуры". Почему мы относим к "культуре" религию, науку, искусство, но не относим политику и экономику? Разве эти сферы социальной жизни в меньшей степени регулируются культурными значениями и нормами?
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Понятие и сущность культуры…………………………………………………..5
2. Социальные функции культуры………………………………………………...8
3.Взаимосвязь экономики социальных отношений и культуры в обществе…..9
4.Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития.10
5.Тенденции развития культуры в современном мире ………………………...13
6. Проблемы культуры в современной России………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………...17
Список использованной литературы…………………………………………….18
После Второй мировой войны разрыв, противостояние, отчуждение экономики и настоящей культуры еще более усилились. Возникшая "культурная индустрия" фактически становится одним из секторов экономики. Она породила массовую культуру, которая выходит на господствующие позиции, теснит и подавляет высокую культуру, игнорирует подлинное творчество и художественные поиски. Экономика использует, поощряет, эксплуатирует прежде всего рекламу и моду, которые стимулируют потребление, и всячески открещивается от высокой культуры, считая ее ненужной роскошью, которая требует много денег, но ничего не дает для реальной жизни. На этой почве возникла и быстро распространилась культура постмодернизма, по сути продолжающая массовую культуру.
Вместе с тем в конце
80-х гг. в отношениях культуры и
экономики возникают новые, положительные
моменты. Во многих странах пробуждается
и усиливается интерес к
Раньше считалось, что наука решит все проблемы. Сегодня ясно, что для устойчивого развития требуется не только наука, не только технологии, но и подлинная культура. Отсюда острая необходимость сближения экономики и культуры. Экономика обеспечивает жизненные условия, она дает человеку богатство. Культура наполняет жизнь человека смыслом и определяет цели, она приносит ему счастье.
Отношения между культурой
и экономикой переживают в наши дни
переломный момент. Их сближение находится
на начальной стадии, но от его успеха
во многом зависит выживание
и закономерность ее развития
Неоднозначность трактовки понятия «культура» обусловливает разнообразие подходов при ее социологическом изучении. Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой1. В настоящее время в отечественной и европейской социологической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся социология кино, музыки, театра, т.е. социология различных видов искусства, проблемы межкультурного понимания, диалога и конфликта различных культур, воздействия культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политические движения.
В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании и т.д. В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере.
При социологическом изучении культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей. При социологических исследованиях культуры необходимо решить следующие задачи: а) определить репрезентативные идеи; б) установить их производителя; в) выяснить каналы и средства их распространения; г) оценить влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движении1.
В социологии существуют несколько традиционных плоскостей деления и эмпирического анализа культурных явлений.
Жестко
установленных, четко фиксированных
границ между общей и профессиональной
культурами нет. Актуальная культура всегда
вариативна, но ее модель задается программой
общего среднего образования (общеобразовательные
средние школы). Профессиональную культуру,
в свою очередь, нельзя отождествлять
только с уровнем квалификации. Она
требует осознания
Деление на материальную и духовную культуру, несомненно, в высшей степени условно, тем более что существует целый ряд как бы «сквозных» культур: экологическая, физическая и др.
Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.
Большое
значение для развития и функционирования
культуры имеют качественные изменения
в науке и технологии, открывающие
новые возможности для
Техническое
оснащение поначалу рождало самые
радужные надежды. Казалось, благодаря
мощным техническим средствам культура
может гораздо раньше, глубже и
эффективнее социализировать
Современное состояние культуры вызывает обоснованное беспокойство. Одной из глобальных проблем развития общества является эрозия духовной культуры, возникающая в результате тотального распространения однообразной информации, изолирующей ее потребителей от работы по развитию представлений о смысле существования в социо-культурном процессе, усугубляющей ситуацию "смыслоутраты" в культуре.
Преодоление
кризиса, сохранение культуры опираются
на основные тенденции ее саморазвития,
эволюции.
Культура - открытая система, т. е. она
не завершена, продолжает развиваться
и взаимодействовать с не культурой. Поэтому
для начала обратим внимание на внешнюю
тенденцию развития культуры.
Культура
- это "не природа", она возникла
и развивается во взаимодействии
с природой. Их отношения складывались
непросто. Постепенно выходя из-под
власти природных сил, человек - творец
культуры - сделал из своего творения инструмент,
орудие для завоевания, подчинения
себе природы. Однако как только власть
над земной природой стала сосредоточиваться
в руках людей, так самые прозорливые
из них пришли к выводу, что вместе
с природой в рабство к силе
человеческого труда попала и
культура, внутри которой возникли
негативные процессы. Сменив отношение
к себе как к части природы
на отношение к природе как
к "чужому", человек оказался в
сложной ситуации. Ведь он со своим
организмом неотделим от природы, ставшей
"чужой" для культуры. Поэтому
человек сам вынуждал себя сделать
выбор между природой и культурой.
Начатая в XVIII в. Ж.- Ж. Руссо критика
культуры в некоторых концепциях
доводилась до полного ее отрицания,
выдвигалась идея "природной антикультурности"
человека, а сама культура трактовалась
как средство его подавления и
порабощения (Ф. Ницше). 3.Фрейд рассматривал
культуру как механизм социального
подавления и сублимации бессознательных
психических процессов. И все
это в то время, когда человечество
активно создавало способы
Противостояние
культуры и природы не исчезло
и сегодня. Однако наметилась тенденция
к его преодолению. Раскрытая
в учении В. И. Вернадского и П.
Тейяра де Шардена идея ноосферы - будущего
царства Разума, Добра, Красоты - находит
все более широкий отклик. Как
один из атрибутов развития культуры
осознается принцип природо-сообразности,
основанный на взаимоопосредуемых идеях
ответственности культуры перед
природой, с одной стороны, и относительной
свободы "второй природы" от "первой",
искусственного от естественного, определенной
неизбежной дистанцированности социокультурного
и биологического процессов - с другой.
Основные закономерности внутреннего
развития культуры тесно переплетаются
с внешней тенденцией развития культуры,
эволюцией ее отношений с природой. Одна
из основных тенденций внутреннего развития
культуры связана с изменением баланса
физических и умственных затрат энергии
человека в пользу последних. Начиная
с середины XX в. благодаря использованию
достижений НТР стала резко сокращаться
потребность в тяжелом физическом труде.
Физические усилия человека играют все
меньшую роль в воспроизводстве социокультурного
процесса. Культура, таким образом, все
больше определяет себя как продукт творчества
человеческого духа, ума, души. Ценность
духовных усилий в связи с этим будет неуклонно
возрастать. И если прежде естественнонаучное
знание нередко рассматривалось как критерий
прогрессивности культуры, то теперь паритет
его с гуманитарным знанием будет постепенно
восстанавливаться.
Другая внутренняя тенденция эволюции
культуры - это переход от конфронтации
"локальных", "групповых", "субъективных"
культур к их диалогу. XX век внес в осмысление
культурного процесса напряженный драматизм,
трагическое ощущение невосполнимых утрат.
Наиболее последовательно идея прерывности
культуры, несопоставимости культур воплощена
в концепции О. Шпенглера. Восприятие культур
отдельных социальных субъектов как "загерметизированных
организмов" основано на убеждении,
что каждая из культур вырастает из своего
собственного уникального "прафеномена"
- способа "переживания жизни". Если
в теории культурно-исторических типов,
культурных кругов такой подход применяется
при анализе отношений культур разных
этносов, то в лево- и праворадикальных
доктринах он используется при сопоставлении
культур разных классов (теория "двух
культур" в классовом обществе), а в
учении "новых левых", а затем и "правых"
- с этих же позиций характеризуются отношения
"новой" контркультуры и "старой"
культуры. Таким образом, в рамках социологии
экономического детерминизма носителями
несоединимых, взаимоисключающих культур
выступают классы, для "новых" - молодежь
и старшее поколение. Конфликт, взаимное
непонимание и неприятие культур рассматриваются
как абсолютная неизбежность. Однако современная
ситуация в социокультурном процессе
демонстрирует бесперспективность и даже
гибельность позиции взаимного игнорирования
культур. Необходимость целостности культуры
постигается "от противного" - через
осознание невозможности в дальнейшем
ее существования в виде конгломерата
культур Еще одна важная тенденция эволюции
культуры может быть выражена как преодоление
конфликта (при сохранении противоречия)
между традиционной культурой и культурой
новаторской. Эта тенденция находит воплощение
в культуре постмодернизма. Как ни условно
обозначение целых эпох в культурной жизни
общества понятиями "классицизм"
или "модернизм", оно позволяет увидеть,
насколько прерывной во времени воспринимается
культура в тот или иной период.
В начале XX в. в культуре утвердился стиль
"модерн". Модернизм - стремление
по-новому отразить действительность
и особенно культуру как "не природу",
как неестественное, искусственное, чистое,
рафинированное явление - пронизал все
сферы духовной жизни и в первую очередь
искусство, гуманитарные науки. Нетривиальность,
нетрадиционность и антитрадиционность
рассматриваются в рамках данного стиля
как тождественные понятия. Постепенно
то, что было модернизмом, частично включилось
в традицию, от которой старательно дистанцировался
авангард культуры. Однако в поиске форм
и значений, не соприкасающихся с тем,
что уже имелось в культуре (и уже потому
старым, ненужным), авангард завел себя
в тупик абсурда - немелодичной музыки,
неизображающей живописи, необъясняющей
науки, идеологии, служащей не самосохранению,
а саморазрушению субъекта идеологии,
порывающей с традицией мифологии. Естественная
потребность творца культуры выразить
абсурдность, дисгармонию мира удовлетворяется
таким образом, что ведет к углублению
абсурда. В культуре, наполненной какафонией,
все отчетливее ощущается потребность
в молчании, которое порой определяется
как то единственное, чего еще не хватает
"для пополнения золотого фонда культурных
ценностей человечества". Постепенно
"молчание" приводит к успокоенности,
восстанавливаются сожженные некогда
мосты к традиционной культуре, вновь
возникают в обогащенном современностью
виде ценности, добытые, развитые культурами
прежних эпох. Распавшаяся связь времен
восстанавливается, и в который уже раз
выявляется, что "рукописи не горят".
Современная постмодернистская культура
- это культуpa, мучительно, но неуклонно
преодолевающая пропасть между старым
и новым, созданным и создаваемым. Ее ткань
насыщена "знаками", символами культуры,
в ней вырабатывается "консенсус"
стремлений сберечь традицию и не отстать
от времени. Наконец, последняя из выделяемых
тенденций эволюции культуры на современном
этапе отражает процесс изменения личности
как субъекта культуры.
Многообразие культуры из внешнего личности
становится внутренним, превращается
в важнейшую характеристику ее внутренней
жизни.
Созидание личностью современной культуры
предполагает удаленность ее как от попыток
отказаться от стремления к целостности,
так и от фальшивой имитации цельности.
Внутреннее противоречие и стремление
его разрешать - естественное состояние
духовной жизни личности как субъекта
культуры. На смену одномерному человеку
приходит личность, воспринимающая противоречие
не как трагедию, но как стимул для разворачивания
творческого процесса.