Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 07:09, курсовая работа
Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Интерес к семье связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а значит настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья, в то же время, очень чутко реагирует на социально-экономические и политические перемены в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений. Особенно это касается молодых семей, которые в процессе становления и жизнедеятельности испытывают трудности, качественным образом влияющие на развитие каждой из них.
Семья как социальный институт осуществляет, прежде всего, воспроизводство членов общества и их первичную социализацию. Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере – любви, заботы, уважения, понимания, поддержки.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………3
ГЛАВА 1: МОЛОДАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Функции и стадии развития семьи………………..……….………….5
1.2 Социально-экономические и социально-психологические проблемы молодой семьи…………………………………………………………..…....….13
ГЛАВА 2: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ
2.1. Социальная политика государства в отношении молодых семей на федеральном и региональном уровнях……………………………………….26
2.2. Направления работы с молодыми семьями в г.Димитровграде……………………………………………………………..…..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………..50
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….52
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Димитровградский инженерно-
филиал НИЯУ МИФИ
Кафедра философии и социальных наук
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Выполнила:
студ. гр. СР-31
Сухачева Г.В.
Научный руководитель:
к.пед.н, ст. преподаватель
Акулина Е.Е.
Димитровград
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
ГЛАВА 1: МОЛОДАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Функции и стадии
развития семьи………………..……….…………
1.2 Социально-экономические и
ГЛАВА 2: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ
2.1. Социальная политика
государства в отношении
2.2. Направления работы
с молодыми семьями в г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ..………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Интерес к семье связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а значит настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья, в то же время, очень чутко реагирует на социально-экономические и политические перемены в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений. Особенно это касается молодых семей, которые в процессе становления и жизнедеятельности испытывают трудности, качественным образом влияющие на развитие каждой из них.
Семья как социальный институт осуществляет, прежде всего, воспроизводство членов общества и их первичную социализацию. Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере – любви, заботы, уважения, понимания, поддержки.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
С точки зрения общества благополучная семья – это та, в которой созданы условия для ее нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения ее функций, прежде всего, конечно, репродуктивной и воспитательной.
Молодые семьи – это
динамичная и легко реагирующая
на различные социально-
Показатели благополучия молодой семьи могут выступать в качестве критериев эффективности деятельности региональных органов власти, социальных институтов государства и общества, специализированных служб по работе с молодыми семьями, а также критериями эффективности реализации федеральных и региональных программ (программ субъектов РФ и муниципальных образований), в той или иной мере ориентированных на взаимодействие с молодой семьей. Достижение этих показателей может выступать в качестве отдельных задач в деятельности различных социальных структур по работе с молодыми семьями. Процесс становления благополучной молодой семьи считается завершенным, если она достигла уровня благополучия и дальнейшее развитие этой семьи, с высокой степенью вероятности, будет стабильным.
Цель данного исследования в том, чтобы понять реальные проблемы семьи, определить направления семейной политики, направленной на организацию эффективной поддержки этого социального института.
Объектом курсовой работы являются молодые семьи.
Предмет курсовой работы – проблемы молодых семей.
Цель курсовой работы – изучить проблемы молодых семей и выявить пути их решения на муниципальном уровне.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа (в первой главе рассматривается характеристика и проблемы функционирования молодой семьи, во второй главе описывается государственная политика в отношении молодых семей), заключения, списка используемой при написании курсовой работы литературы, приложения. Общий объем работы – 58 страниц.
ГЛАВА 1: МОЛОДАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Функции и стадии развития семьи
В разделе «Общие положения» постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 №5090-1, «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» дано следующее определение молодой семьи: «Молодая семья – это семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста».[1]
Таким образом, законодательно установленными признаками молодой семьи являются:
Однако для целей формирования эффективной семейной политики в отношении молодых семей и ее реализации посредством разработки и принятия целевой программы такой подход устарел. Необходимо выйти за пределы данной правовой дефиниции для того, чтобы максимально полно учитывать имеющиеся социальные реалии и тенденции, которые обнаруживаются при их исследовании, если ставить во главу угла не формальные критерии (в первую очередь наличие зарегистрированных брачных отношений), а фактически сложившиеся отношения, характеризующиеся совместным проживанием, ведением общего хозяйства, взаимной любовью и заботой, наличием общего ребенка (общих детей).
Молодую семью отличает от остальных типов семьи то, что в ней основная ось отношений определяется не родством и родительством, а супружескими отношениями, которые доминируют по сравнению со всеми остальными [2, с. 43].
Необходимо признание приоритетного значения именно реально существующих семейных отношений, поскольку именно такие союзы мужчин и женщин способны выполнять функции, возлагаемые обществом на семью. Мы никоим образом не хотим умалить роль официального признания брачного союза, осуществляемого путем его государственной регистрации, однако данный юридический факт значим в первую очередь в плане установления правоотношений, устранения неопределенности в сфере юридических прав и обязанностей супругов, их детей и иных родственников.
Таким образом, исследование молодой семьи и её проблем предполагает включение в генеральную совокупность семей, обладающих следующими характеристиками:
Согласно статистике около четверти детей рождаются вне брака. Родители этих детей не состоят в браке, хотя зачастую и проживают совместно, ведут общее хозяйство, то есть являются семьей. Нам представляется, что отказ от регистрации брака в фактически сложившихся молодых семьях продиктован целым рядом причин, важнейшей из которых является желание лучше узнать друг друга (так называемые пробные браки). После возникновения беременности или рождения ребенка браки чаще всего регистрируются по инициативе женщины, желающей упрочить свое положение и обеспечить защиту интересов ребенка. Однако также обнаруживается тенденция отказа от регистрации брачных отношений для получения льгот и преимуществ, право на которые приобретает одинокая мать [2, с. 57].
Социологи А.И. Антонов
и В.М. Медков функции семьи делят
на специфические и
К специфическим функциям А.И. Антонов и В.М. Медков относят рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), которые остаются при всех изменениях общества, хотя характер связей между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
Неспецифические функции семьи связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата в семье духовной атмосферы, способствующей деятельному образу жизни членов семьи. Заметим, такая дифференциация функций в семье отражает «детоцентристские» позиции авторов классификации.
Иную классификацию
функций семьи можно найти
в учебном пособии «Феминология
К совокупности функций семьи отнесены: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, социально-статусная, досуговая, эмоциональная, сексуальная, восстановительная, обучающая, коммуникативная, защитная, функции духовного общения и первичного социального контроля [10, с. 38].
Репродуктивная функция – это воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода. Забота о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения.
Воспитательная функция является формированием личности ребенка. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как "проводником" его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Однако непорядок в воспитании может обернуться взаимной ненавистью, это тоже надо учитывать.
Обучающая функция – это обучение подрастающего поколения. В семье учат говорить, ходить, читать, считать и т.д.
Коммуникативная функция - является посредничеством семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством. Влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия. Организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха, связанного с общением. Взаимное культурное и духовное обогащение. Важно понимать, что русское слово "общение" и латинское "communicatio" происходит от "общее". То есть именно в семье происходит первый опыт деления общим, обретения общим с другим человеком, без чего немыслима дальнейшая социализация человека.
Эмоциональная функция - функция эмоционального удовлетворения. Отсутствие тепла и взаимопонимания, любви может быть причиной эмоциональных и поведенческих трудностей. Эмоциональная функция семьи - это удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Духовно-психотерапевтическая функция – это духовное общение — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение. Психотерапевтическая — позволяет членам семьи устраивать спонтанные психотерапевтические сеансы.
Информация о работе Проблемы молодых семей и пути их решения на муниципальном уровне