Проблемы молодых семей и пути их решения на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Интерес к семье связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а значит настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья, в то же время, очень чутко реагирует на социально-экономические и политические перемены в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений. Особенно это касается молодых семей, которые в процессе становления и жизнедеятельности испытывают трудности, качественным образом влияющие на развитие каждой из них.
Семья как социальный институт осуществляет, прежде всего, воспроизводство членов общества и их первичную социализацию. Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере – любви, заботы, уважения, понимания, поддержки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………3
ГЛАВА 1: МОЛОДАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Функции и стадии развития семьи………………..……….………….5
1.2 Социально-экономические и социально-психологические проблемы молодой семьи…………………………………………………………..…....….13
ГЛАВА 2: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ
2.1. Социальная политика государства в отношении молодых семей на федеральном и региональном уровнях……………………………………….26
2.2. Направления работы с молодыми семьями в г.Димитровграде……………………………………………………………..…..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………..50
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….52

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)
  • законодательное предоставление молодой семье самостоятельного социального статуса объекта государственной семейной политики и практическая реализация потенциала этого статуса во всех сферах ее жизнедеятельности;
  • обеспечение государством соблюдения прав молодой семьи в решении социальных проблем;
  • совершенствование системы государственных социальных гарантий для обеспечения достижения уровня благосостояния молодых семей;
  • укрепление института российской семьи на основе народных традиционных социокультурных ценностей, духовности и национального образа жизни;
  • формирование позитивного "просемейного" общественного мнения, пропаганда семейного образа жизни, повышение престижа социально благополучной семьи;
  • обеспечение сохранения семейной среды как среды личностного саморазвития и самореализации супругов, воспроизводства, воспитания и развития детей - полноценных граждан российского общества;
  • учет интересов молодой семьи в процессе духовно-нравственного, экономического и социокультурного развития общества при разработке и реализации разнообразных федеральных и региональных программ, в деятельности органов власти и управления различных уровней;
  • оказание содействия молодой семье в подготовке и реализации ее воспитательной функции по социализации супругов и детей, в развитии культуры семьи, в том числе родовой культуры;
  • поддержка развития молодой семьи как субъекта собственности и предпринимательства, направленных на формирование новых источников доходов, обеспечивающих достижение экономического благополучия молодой семьи;
  • обеспечение возможности молодой семье самостоятельно достичь уровня доходов, достаточного для ее стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций и репродуктивных установок;
  • оказание молодым семьям необходимой информационной поддержки в ее становлении и стабильной жизнедеятельности;
  • развитие и поддержка общественных организаций молодых семей [15].

Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную  ограниченность ресурсов, эффективная  государственная политика в отношении  молодых семей, как и вся социальная политика XXI века, должна стать политикой приоритетов. Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит молодым семьям возможности для самостоятельного решения возникающих проблем. Только такой подход будет способствовать улучшению качества жизни подавляющей части молодого поколения связанному с развитием страны в целом.

Приоритетами государственной  политики в отношении молодой  семьи являются:

  • создание единой федеральной и региональной инфраструктуры реализации государственной политики в отношении молодой семьи на основе мониторинга ее социально-экономического положения и репродуктивного поведения, а также проблем и ресурсного потенциала молодой семьи (социальная институционализация государственной политики в отношении молодых семей);
  • вовлечение всех субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в разработку и реализацию федеральных, региональных и муниципальных целевых социальных программ поддержки становления и развития молодых семей, приоритетное их участие в разработке и реализации проектов государственной молодежной политики на всех уровнях (социальная интеграция государственной политики в отношении молодых семей);
  • создание условий для превращения ее в самостоятельный субъект реализации государственной семейной политики (социальная адресность государственной политики в отношении молодых семей);
  • оказание помощи молодым семьям в решении социальных (материальных, финансовых, жилищных, демографических, психологических, социально-педагогических и т.п.) проблем с опорой на внутренний потенциал самих семей с учетом действующего законодательства Российской Федерации (социальная ориентация государственной политики в отношении молодых семей);
  • введение института социальной общественной экспертизы государственных решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность молодой семьи (независимость оценки и измеряемость результатов реализации государственной политики в отношении молодых семей).

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации  и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут уплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако такая категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста [22, с. 53].

Для поддержки молодых  семей в решении жилищной проблемы была создана Федеральная Целевая  Программа «Жилище» - подпрограммой которой является «Обеспечение жильем молодых семей».

Возможность решения  жилищной проблемы, в том числе  с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к  повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения.

Необходимость устойчивого функционирования системы улучшения жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:

  • является одной из приоритетных при формировании федеральных целевых программ и ее решение позволит обеспечить улучшение жилищных условий и качества жизни молодых семей;
  • носит межотраслевой и межведомственный характер и не может быть решена без участия федерального центра;
  • не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;
  • носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.
  • Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению поставленных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - подпрограмма) задач сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации подпрограммы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на жилищном рынке.

II. Цель и задачи  подпрограммы

Подпрограмма направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной  поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.

Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки  в решении жилищной проблемы молодым  семьям, признанным в установленном  порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачами подпрограммы являются:

  • обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса (далее - социальные выплаты);
  • создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома [11].

Молодые семьи - участники  подпрограммы могут обратиться в  уполномоченную организацию для  оказания услуг по приобретению жилого помещения экономкласса на первичном  рынке жилья.

Отбор уполномоченных организаций осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации подпрограммы. Критерии отбора уполномоченных организаций, требования к ним и правила оказания ими услуг определяются государственным заказчиком подпрограммы.

Прогнозируемое увеличение объема жилищного строительства  и снижение стоимости 1 кв. метра  жилья создаст сектор доступного жилья, которое смогут приобрести социально  незащищенные группы населения, в том  числе и молодые семьи. Уже отработанные механизмы в рамках ранее реализовывавшихся программ по обеспечению жильем молодых семей обеспечат доступность ипотечного кредитования для молодой семьи.

III. Перечень мероприятий  подпрограммы

Реализация мероприятий  подпрограммы осуществляется по следующим направлениям:

  • методологическое обеспечение реализации подпрограммы;
  • финансовое обеспечение реализации подпрограммы;
  • организационное обеспечение реализации подпрограммы.

Основными мероприятиями  по нормативно-организационному обеспечению  финансирования подпрограммы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям для улучшения жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов федерального бюджета на соответствующий год и плановый период.

На 1 января 2010 г. уровень  обеспеченности населения жильем в  среднем по Российской Федерации  составил 22,4 кв. метра на человека, к  концу 2015 года должен составить 24,2 кв. метра на человека.

На 1 января 2010 г. в среднем  по Российской Федерации доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с  помощью собственных и заемных  средств, равна 12 процентам, к концу 2015 года должна составить 30 процентов.

Количество молодых  семей (нарастающим итогом), улучшивших жилищные условия (в том числе  с использованием ипотечных кредитов или займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов в 2015 году составит 172 тысячи.

Государственная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» в Ульяновске и Ульяновской области  находит сильную поддержку у  местной власти и имеет следующие  особенности:

Приобретая доступное  жилье, молодая семья ставшая участником программы, получает помощь не только в размере, установленном на федеральном уровне, но и большие субсидии из местных бюджетов.

Молодая семья, больше года находящаяся на территории Ульяновской  области, имеет право обратиться за областной помощью, если возраст супругов - до 35 лет, и у них нет в собственности жилья. В браке они должны состоять больше 3х лет и нуждаться в жилье, а также иметь доход выше 23 000 рублей на семью из двух человек.

Органы по делам детства  и семьи обязаны поддержать такую пару, включив ее в очередь на субсидию, если документы поданы до 31 июля текущего года.

Условия программы Молодая  семья в Ульяновске позволяют  получить субсидию на доступное жилье, размер которой составляет 30 процентов  от стоимости квартиры нормативной площади, исходя из индикативной цены 1 квадратного метра жилья на 2012 год 27650 рублей и нормам обеспеченности, которые составляют 42 квадратных метра на молодую пару или 18 квадратных метров на каждого члена семьи, в которой больше двух человек.

Кроме этого, при рождении детей областной бюджет обещает  помочь дополнительной субсидией:

10% - за первого малыша;

30% - за второго малыша;

50% - за третьего ребенка.

По условиям этой программы, помощь семейному бюджету оказывается  при покупке квартиры, открытии ипотеки и строительстве на участке под ИЖС. Также из средств субсидии можно сделать последний платеж по ипотечному кредиту [11].

 

 

 

 

 

 

2.2. Направления  работы с молодыми семьями  в г. Димитровграде

 

Лицами, ответственными за реализацию работы с молодыми семьями в городе Димитровграде являются:

  • Администрация города Димитровграда Ульяновской области
  • Муниципальное казенное учреждение "Управление по реализации социальных программ"
  • Комитет по управлению имуществом города Димитровграда
  • «Комитет по делам молодежи» города Димитровграда
  • Управление «ЗАГС» Администрации муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области

Работа с молодыми семьями в городе Димитровграде  проводится по следующим направлениям:

  1. Реализация Городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы»
  2. Организация консультативной помощи молодым семьям.
  3. Реализация государственной политики в области семейного права в пределах компетенции управления ЗАГС
  4. Разъяснение и пропаганда населению города семейного законодательства через средства массовой информации, в том числе и через Интернет управлением ЗАГС
  5. Открытые уроки Школы молодой семьи «Успешные семейные технологии»
  6. Проведение мероприятий официального и культурно-развлекательного плана

Информация о работе Проблемы молодых семей и пути их решения на муниципальном уровне