Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2012 в 22:51, курсовая работа
Проблемы семьи изучаются особой областью социологии – социология семейных отношений. Проблематика исследований этой области весьма обширна и разнообразна: процессы распада и формирования семьи, ее основные функции, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.
Введение ………………………………………………. ………………………… 3
Глава 1. Семья – ячейка общества…………………………………………………5
1.1 Брак основа семейных отношений..………………………..………..5
1.2 Историческое направление в социологии семьи и брака…………. 7
Глава 2. Семья как важнейший социальный институт…………….…………. ...10
2.1 Виды семейных отношений…………………………………………...10
2.2. Распределение ролей в семье ……….........…….……….…………....13
Глава 3. Проблемы семьи и брака в российском обществе……………………...15
3.1Кризис семьи и ее будущее……………………………………………15
3.2 Главная иллюзия современного человека……………………………22
3.3 Меры, принимаемые государством для укрепления семьи………...27
Заключение ………………………………………………….……………….….. . 35
Список использованных источников и литературы ………….……………
37
Пермский филиал РАНХ и ГС
Кафедра _теории и практики_управления_
(наименование кафедры)
Оценка__________________
Подпись преподавателя _______________
«_____» __________ 201__г.
Проблемы семьи и брака в российском обществе.
по _______социологии_____________
(название учебной дисциплины)
____
(фамилия, имя, отчество)
студента курса __II__, группы _ГМУ–32___
(наименование специальности, направления)
Руководитель:
______
(фамилия и. о.)
_______к.с.н.________,
(учёная степень)
_____доцент кафедры__
(учёное звание)
Пермь
2011
Глава 1. Семья – ячейка общества…………………………………………………5
1.1 Брак основа семейных отношений..………………………..………..5
1.2 Историческое направление в социологии семьи и брака…………. 7
Глава 2. Семья как важнейший социальный институт…………….…………. ...10
2.1 Виды семейных отношений…………………………………………...10
2.2. Распределение ролей в семье ……….........…….……….…………....13
Глава 3. Проблемы семьи и брака в российском обществе……………………...15
3.1Кризис семьи и ее будущее……………………………………………15
3.2 Главная иллюзия современного человека……………………………22
3.3 Меры, принимаемые государством для укрепления семьи………...27
Заключение ………………………………………………….……………….….. . 35
Список использованных источников и литературы ………….……………..… 37
ВВЕДЕНИЕ
Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:
Почему люди живут семьями?
Семья – это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?
Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?
Всегда ли существовала семья?
Сохранится ли семья в будущем?
Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?
Проблемы семьи изучаются особой областью социологии – социология семейных отношений. Проблематика исследований этой области весьма обширна и разнообразна: процессы распада и формирования семьи, ее основные функции, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.
Чрезвычайно остра, во многом неожиданна и непонятна вставшая ныне перед российским обществом проблема: как и каким, воспитать молодое поколение, чтобы оно было жизнеспособным. Если еще недавно у нас все делалось для подчинения интересов и качеств личности требованиям общества, то теперь все чаще говорят о необходимости от этой подчиненности отказаться. И кто воспитатель? Не секрет, что множество партий, общественных организаций, политически пристрастных, ставят ориентиры перед молодежью согласно своим целям, с государственными ничего общего не имеющими.
По убеждению исследователей, как и прежде, общенациональные интересы требуют, чтобы общество и государство через свои учреждения и организации обеспечили эффективное воспитание молодого поколения. Однако наряду с государством в деле формирования личности, и это общеизвестная точка зрения, всегда первостепенную роль играла семья, хотя ее влияние в течение последних десятилетий, а особенно в 80-е годы, заметно ослабло. Дело в том, что мораль и опыт старшего поколения во многом пришли в противоречие с изменившейся действительностью. Проблема молодежи, с которой столкнулось общество, на взгляд исследователей, во многом подпитывается проблемами родительской семьи, имеющей к тому же в настоящее время чрезвычайно малые возможности в материальном обеспечении и поддержке своих детей.
Как только общество отказывается от института семьи, оно обречено на вымирание либо от эпидемий, либо оттого, что постепенно уровень смертности начинает превышать уровень рождаемости. Недаром американское общество давно поддерживает идеологию среднего класса, суть которой - семья, дом, достаток.
В то время, когда мир потрясают экономические и экологические катастрофы, когда в любой момент ты можешь оказаться на краю разорения и гибели, когда в глубине души тебя разъедает страх и за свое будущее - только семья дает ощущение надежности, постоянства и защиты, без которого просто не выжить. Только дети, выросшие в семье, дадут ни с чем не сравнимую уверенность в завтрашнем дне, веру в исполнение не сбывшихся в твоей жизни твоих надежд и желаний...
Главное во всей этой проблеме состоит, однако, не в выяснении того, когда мы, в России "потеряли демографию", хотя связь с нынешним кризисом, а точнее экономической и социальной катастрофой, тут очевидна. Главное в том, как нам остановить вымирание и восстановить здоровье и душевное равновесие у россиян. Проблема носит общенациональный характер и в равной мере касается всех, кто в действительности, а не на словах обеспокоен судьбой Родины.
1. Семья – ячейка общества.
1.1 Брак – основа семейных отношений
«Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».
Иными словами, брак – это соглашение, которое заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных соглашений, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата – дата его заключения, но не проставлена дата окончания действия соглашения. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих странах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.
Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.
В любом современном обществе семья формируется, как правило, через брак. Брак – санкционированный обществом сексуальный союз, определенной продолжительности, между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии – инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной, либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными, а дети, рожденные вне брака – незаконнорожденными.
Брак – совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.
Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей и другие.
Согласно российскому законодательству брак – это свободный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, построенный на началах единобрачия (моногамии). Интересно отметить, что такой порядок действует далеко не во всех странах. Например, во Франции законодательно закреплено главенство мужчины в семье, то есть говорить о французском браке, как о равноправном договоре, затруднительно.
Браком признается не всякий союз мужчины и женщины, а лишь тот союз, который получил государственное признание в форме государственной регистрации, его заключения в органах записи актов гражданского состояния или ЗАГСе (п. 2 ст. 1 СК РФ). То есть в данном случае можно сказать, что заключение брака - это заключение своеобразного равноправного договора между мужчиной и женщиной. Факт регистрации брака удостоверяется "Свидетельством о заключении брака" установленной государством формы, которое подтверждает, что данный союз, данный договор получает общественное признание и защиту.
Брак, как основа семьи, считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
1.2. Историческое направление в социологии семьи и брака
Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка и соответственно института брака.
К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.
Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья. Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ…»
Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.
Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:
1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов;
2) путем изучения семьи в различных социальных условиях.
У истоков первого направления стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен, автор работы «Материнское право», где он выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального беспорядочного общения полов («гетеризма») к материнскому, а затем к отцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина – с несколькими мужчинами.
Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую.
Информация о работе Проблемы семьи и брака в российском обществе