Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2012 в 22:51, курсовая работа
Проблемы семьи изучаются особой областью социологии – социология семейных отношений. Проблематика исследований этой области весьма обширна и разнообразна: процессы распада и формирования семьи, ее основные функции, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.
Введение ………………………………………………. ………………………… 3
Глава 1. Семья – ячейка общества…………………………………………………5
1.1 Брак основа семейных отношений..………………………..………..5
1.2 Историческое направление в социологии семьи и брака…………. 7
Глава 2. Семья как важнейший социальный институт…………….…………. ...10
2.1 Виды семейных отношений…………………………………………...10
2.2. Распределение ролей в семье ……….........…….……….…………....13
Глава 3. Проблемы семьи и брака в российском обществе……………………...15
3.1Кризис семьи и ее будущее……………………………………………15
3.2 Главная иллюзия современного человека……………………………22
3.3 Меры, принимаемые государством для укрепления семьи………...27
Заключение ………………………………………………….……………….….. . 35
Список использованных источников и литературы ………….……………
Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, отсутствие ответственности перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей – трудные дети, трудные подростки, среди которых встречаются юные правонарушители.
Самый сильный удар по русской семье был нанесен, конечно, в XX веке — ни в одной христианской стране на протяжении длительного периода времени у власти не находились люди, считавшие, что семья должна исчезнуть. Но именно с таких позиций выступали большевики в первые годы своего правления. Гражданский брак, введенный ими, по существу представлял собой официально фиксируемую процедуру случайного и временного сожительства.
С конца 20-х — начала 30-х годов постепенно разрабатывается учение о так называемом «новом социалистическом браке», однако население, вкусившее плоды возможности легкого заключения и расторжения брака, получившее государственную санкцию на блуд, уже начинает тяготиться брачными узами. Здесь нужно сказать и о значительном «вкладе» коллективизации, которая предполагала ликвидацию последнего социального слоя - крестьян, сохранявших традиции патриархальной русской семьи.
Уже после войны появляются проблемы, последствия которых мы в полной мере до сих пор не осознали. Когда война закончилась и появилась возможность строить семьи, наше общество оказалось уже глубоко секуляризованным, то есть полностью освобожденным от церковного влияния. Послевоенные семьи создаются преимущественно без всяких ориентиров на какие бы то ни было христианские ценности. Страна оказалась в ситуации, когда основная масса населения (уже в 40-е и 50-е годы) даже не предполагала для себя христианского брака, его просто не было в сознании.
Кроме того, во время войны мы потеряли огромное количество не просто мужского, а наиболее дееспособного, ответственного населения. Теперь нашим женщинам приходилось принимать на себя те общественные, профессиональные, социальные, в том числе и семейные обязанности, которые должны исполнять мужчины.
Количественная диспропорция мужчин и женщин привела к тому, что наше общество начало феминизироваться. И проблема здесь в том, что мальчики с раннего детства попадают в руки женщины. Они не получают полноценного воспитания. Ясли и детские сады, школы и детские поликлиники — все это места, где у мальчиков «женское воспитание». Ситуация особенно осложняется еще и отсутствием или некомпетентностью отцов. В неполных семьях воспитываются мужчины, изначально не получающие опыта созидания семьи и, собственно говоря, не воспринимающие самих себя мужчинами-отцами. Значит, с самого начала воспитывается иждивенец, человек, воспринимающий свою будущую жену одновременно и как мать, которая будет нести основное бремя совместной жизни, и как хозяйку, зарабатывающую средства к существованию.
При прогнозировании семейно-брачных отношений следует иметь в виду, что семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций, затронувших и наше общество. Это переход (будем надеяться, к цивилизованному) к рынку, демократизация общества, информатизация общества, возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной жизни.
Развитие современной российской семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому государству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи – персоналитарную (от лат. persona — особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе.
Серьезным изменениям подвергается и репродуктивная функция семьи. А ведь это важнейшая и ничем не заменимая функция современной семьи. Весь опыт свидетельствует, что по мере развития цивилизации в семье снижается количество детей, ведь дети — это своего рода страховка супругов для обеспечения своей старости. Сейчас, чем выше уровень и качество жизни населения, культура и образованность, тем ниже рождаемость. Идет не расширение, а сокращение популяции, старение населения. Социологи и демографы называют это явление демографической революцией.
Социологи заметили, что в городах детей рождается меньше, чем в сельской местности. На количество детей в семье влияет не только урбанизация и связанная с ней экология, но и уровень образования женщины. Однако наибольшее влияние на преобразование воспроизводящей функции семьи оказывает изменение основы обмена веществ между человеком и природой в связи с информатизацией общества. Развитие информационного производства потребует определенного соответствия между новейшими предметами и средствами труда, новейшими технологиями и способностью работника к труду: его общей культурой, информированностью, интеллектуальными способностями, профессионализмом, состоянием здоровья, интересом к работе, работоспособностью, способностью к быстрой адаптации, умением самостоятельно принимать решения. Человек в информационном обществе будет активно заниматься повышением информированности, сохранением здоровья, хорошей формы.
Если общество будет оставаться ориентированным не на семью, не поддержит ее в соответствии с еще сохраняющимися потребностями в детях, то может произойти, по мнению Л.И.Савинова, такое переосмысление отношения к рождению детей, которое приведет к радикальной трансформации самой жизненной основы рождаемости. Следовательно, очевидна необходимость изменения государственной идеологии, культуры, психологии в таком направлении, при котором ценность детей для родителей повысилась бы до общественно необходимых потребностей.
Депопуляция в России носит, по мнению большинства исследователей, в значительной мере стимулированный, искусственный характер и представляет собой реальную угрозу национальной безопасности в силу того, что обладает следующими чертами:
1) она носит глобальный, общегосударственный характер (при сохранении лишь незначительных колебаний по регионам от «плохого» до «катастрофически плохого»);
2) ею охвачен не только русский этнос, но и подавляющее большинство национальностей России;
3) она имеет долговременный характер (вне зависимости от смягчения или полного прекращения воздействия на демографические процессы конъюнктурных факторов);
4) депопуляция в России, в отличие от других стран, развивается под давлением чрезвычайно низких показателей рождаемости и высоких показателей смертности, не имеющих аналогов среди стран, завершивших демографический переход.
Таким образом, репродуктивная функция семьи будет направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества. Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности. Семейные конфликты в информационном обществе будут происходить в основном из-за неумения и нежелания считаться с индивидуальными личностными особенностями членов семьи. Неуважение к личному достоинству каждого отдельного члена семьи — серьезная причина для конфронтации и отчуждения.
3.2 Главная иллюзия современного человека.
Сегодня человек по большей части оказывается не готовым к браку. «Мы каждый день наблюдаем, как люди не видят своего места в будущей семье, не понимают обязанностей, которые берут на себя, вступая в брак. Вообще очень плохо представляют себе его смысл и цель. В современном мире семья очень часто понимается лишь как средство для удовлетворения своих плотских и душевных потребностей. К сожалению, в нашем обществе сегодня нет ясных представлений о браке. И даже в церковном Предании учение о браке разработано недостаточно. Гораздо полнее представлено учение об аскетике, о монашеском подвиге. А о семье, о браке различными авторами написано много, но все же недостаточно, особенно для настоящего времени. Потому что новое время ставит новые вопросы и проблемы. И адекватных ответов на них сегодня очень немного» - считает ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, профессор протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ.
Молодым людям, создающим семью полезно разобраться, в чем отличие любви от влюбленности, брака от сделки, счастья от удовольствия. Считается, что брак обязательно должен быть основан на любви. Однако представления об этой любви могут быть самыми разнообразными. Какими же критериями руководствоваться человеку, собирающемуся создать семью? Как не ошибиться, приняв за любовь нечто иное, любовью не являющееся?
К сожалению, многие люди перестали понимать, что такое любовь. Под этим словом сегодня подразумевается лишь определенное влечение мужчины и женщины друг к другу, некая взаимная симпатия. Такое представление о любви, конечно же, не может быть надежным основанием для брака. Ведь влечение может ослабеть. Тогда, если жена «подурнела», перестала быть столь же привлекательной, — надо ее бросать и искать другую. Любовь вроде бы прошла, ну, а раз я не люблю ее больше, кто же меня заставит дальше с ней жить? У нас же свобода! В итоге это самое «не люблю» становится главным аргументом для расторжения брака. Подобным образом понимаемая любовь становится для брака не основанием, а миной замедленного действия, которая рано или поздно его разрушит.
Причина этого — в подмене понятий: любовь путают с влюбленностью, а это — принципиально разные вещи. Говоря языком христианской аскетики, влюбленность является страстью, пристрастием, то есть чувственным влечением.
Любовь же в христианском понимании не просто чувство, но устроение человеческого сердца, при котором человек готов забывать себя ради тех, кого он любит. Тогда он живет не своими интересами и желаниями, а интересами любимых людей и готов ради их благополучия пожертвовать всем, что имеет, вплоть до собственной жизни.
Влюбленность, наоборот, как и всякая страсть, стремится к обладанию объектом своего вожделения и направлена исключительно на себя, на свое удовлетворение. Если влюбленность в браке со временем проходит и дает место настоящей любви, то можно считать такой брак счастливым. Именно так мыслилась семья в прежнее время. Сегодня же о любви говорят очень много, но при этом имеют в виду именно влюбленность как вожделение, что приводит к печальным последствиям.
Достаточным и надежным основанием для брака может стать только чувство возникающее после того как влюбленность прошла. И не надо думать, что любовь может проявляться только в браке. Любовь — свойство человеческого сердца. Если человек раскрыл в себе это свойство, то он любит Бога, любит своих близких, окружающий мир. Такие люди, вступая в брак, уже заранее готовы любить своего избранника. Наверное, всем известно, что в прежние века супруги зачастую вообще ни разу не видели друг друга до самого венчания. Тогда невесту или жениха искали родители, сговаривались между собой и таким образом решали судьбу своих детей. В литературе это подавалось как грубое попрание свободы детей, угнетение их, ужасающая родительская жестокость и самодурство, которые нельзя терпеть и с которыми необходимо бороться.
Но задумаемся — несмотря на то, что люди тогда женились, не зная друг друга, семьи были гораздо устойчивее, прочнее и, наверное, счастливее. А сегодня, когда будущие супруги имеют столько времени и возможностей хорошо познакомиться и пообщаться до вступления в брак, счастливых семей оказывается не так-то много.
Действительно, когда в прошлом родители находили своей дочери достойного жениха, она просто не могла в него влюбиться, потому что не знала его и иногда даже не видела. Но она готовилась его любить, готовилась всю свою жизнь посвятить незнакомому пока еще мужу, стать для него надежной спутницей и помощницей. То же самое можно сказать и о женихе. Будущая супружеская любовь заранее созревала в их душах.
И не надо при этом думать, что настоящая любовь не предполагает какого-то избирательного, субъективного отношения, что если человек готов любить, то он способен полюбить кого угодно. Конечно, бывает, что человек просто неприятен или по своему характеру категорически не подходит. При таком подходе нередко случались и ошибки, и намеренные злоупотребления. И никто сегодня в здравом уме не станет пропагандировать подобный способ заключения браков. Безусловно, хотя любовь — это не просто чувство, но чувства личной симпатии, восхищения, душевной близости в ней присутствуют и играют большую роль. Но все-таки хочется подчеркнуть, что прежде речь шла о готовности принять человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, о готовности любить его несмотря на возможные трудности и препятствия. Вот эта готовность к самопожертвованию ради любимого, сама жертвенная природа любви раньше подчеркивалась и была на первом месте.
Сейчас, наоборот, молодые люди, как правило, уверены, что жертвовать своими интересами и удобствами во имя любви они не должны, что брак существует именно для удовлетворения эгоистических потребностей. То есть речь идет лишь о влюбленности, о пристрастии. А на таком шатком фундаменте никакое прочное здание построить невозможно.
Молодой мужчина, вступающий в брак, должен быть готов и к неожиданным специфическим мужским проблемам. Сейчас мы живем в век феминизации. Все чаще можно услышать мнение о том, что мужчины стали какими-то ненастоящими, не такими, какими они были раньше. Раньше считалось, что мужчина — это глава семьи, опора, защитник, кормилец. И женщина воспринимала мужчину в браке именно так, хотела, чтобы у нее был такой защитник, который ограждал бы ее от всех бед и неприятностей. Но сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что среди мужчин появляются и такие – неспособные ни к самостоятельному принятию решений, ни нести ответственность за женщину, за семью, ни вообще к чему-либо путному в этой жизни. Современные молодые люди часто не способны к инициативе и даже к элементарной самостоятельности, они не могут трудиться, зарабатывать на жизнь даже себе, о какой ответственности таких людей за будущую семью может идти речь.
Информация о работе Проблемы семьи и брака в российском обществе