Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:54, реферат

Описание работы

Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения, и в особенности процесс социализации такой категории детей, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Это требует научного осмысления, необходимого учета новых условий в построении процесса общественного воспитания. В связи с этим проблема социализации детей детских домов становится одной из приоритетных в современных социально-педагогических исследованиях.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности социальной защиты воспитанников детских домов 4
2. Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома 8
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

1. Особенности социальной защиты воспитанников детских домов 4

2. Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома 8

Заключение 16

Список использованной литературы 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения, и в особенности процесс социализации такой категории детей, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Это требует научного осмысления, необходимого учета новых условий в построении процесса общественного воспитания. В связи с этим проблема социализации детей детских домов становится одной из приоритетных в современных социально-педагогических исследованиях.

Социализация – это процесс усвоения человеком социального опыта и включение его в систему социальных отношений для дальнейшей трансляции социального опыта (Л.В. Мардахаев).

Исследованием процесса социализации детей-сирот  занимаются как зарубежные, так и  отечественные педагоги и психологи. Процесс становления ребенка полноправным участником современных ему общественных отношений всегда находил свое отражение в педагогике, а также исследованиях по социальной психологии, социологии воспитания и социальной педагогике. Те или иные аспекты проблемы рассматривались в разное время в работах Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.И. Леонтьева, А.В. Мудрика и др. специалистов.

Современный этап развития нашего общества, происходящие изменения в мировом сообществе требуют расширения и углубления исследований процесса социализации подрастающего поколения, в том числе особой категории детей – детей-сирот, так как его изучение и осмысление необходимо для дальнейшей организации процессом передачи социального опыта, в детском доме.

Образовательное учреждение позволяет ребенку, оставшемуся  без попечения родителей осознать уровень своей значимости в жизни, как много зависит от него самого, как в своей жизни и жизни окружающих людей

1. Особенности  социальной защиты воспитанников детских домов

Современные воспитанники детских домов в большинстве  своем являются жертвами социального  сиротства, к чему ведет ослабление семейных уз и распад семьи. Среди  них все меньше становится детей  хронических алкоголиков, с наследственными заболеваниями. Их родители вполне здоровы психически и физически, но они социально депривированные личности. Воспитанники нового поколения отличаются более широким кругозором, у них имеется опыт потребления материальных благ. Как и в среде, из которой они вышли, для них типично отсутствие интеллектуальных потребностей.

За годы пребывания в  детском доме ребенок осваивает  социальные роли и нравственные нормы  жизнедеятельности в современном  мире. В этом плане особую актуальность приобретают связи с социальной жизнью.

Стержнем социальной защиты воспитанников детских домов  является воспитание у них чувства  дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из виду, что взаимопомощь в группах  детского дома сочетается с конкуренцией. Воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения, лидерства. Социальная работа призвана придать этому естественному соревнованию цивилизованные формы. Подготовка детей и подростков к семейной жизни протекает на сложном нравственном фоне, поскольку они ревнуют к детям, имеющим родителей, родственников, а также к детям, которых выбирают на усыновление.

Жизнедеятельность воспитанников  детских домов организована так, что они постигают функции  членов семьи — мальчики выполняют  доступные им столярные, слесарные работы в спальных, столовых, игровых комнатах, поддерживают чистоту и порядок во дворе; девочки сервируют стол, делают мелкий ремонт одежды, участвуют в создании уютного интерьера. Воспитанникам прививается чувство доброжелательности к членам группы и «чужим» детям.

Социализация воспитанников  детских домов осуществляется в  тесном взаимодействии воспитательной и образовательной работы. Социальную помощь оказывают школьный психолог и школьный социальный работник.

Социализация как накопление начального капитала для выпускников детских домов должна иметь твердую социальную, правовую и экономическую основу. Центром этой работы выступает формирование социальной защищенности. В конечном итоге обеспечивается экономическая самостоятельность воспитанников школ-интернатов, их экономическая независимость. Социализация становится эффективной на основе усвоения ценностей рыночной экономики.

Формирование социальной защищенности выпускников детских  домов имеет свои особенности. На первых этапах социальной самостоятельности дети нуждаются в социальной помощи. Обычно ее оказывает семья. Выпускникам же детского дома выдают такие незначительные пособия, что на них нельзя начать жить самостоятельно. Положение обострилось и в связи с сокращением числа профессиональных училищ и техникумов, способных принять детей, нуждающихся в социальной помощи. Все это требует создания института тьюторов для выпускников детских домов. Сейчас эта работа ведется на общественных началах.

Тьюторы помогают создавать  связи с предприятиями, учреждениями, учебными заведениями, которые способствуют социально-профессиональному самоопределению выпускников детского дома, приему детей социально депривированных.

Социальная защищенность детства во многом определяется качеством  развития учреждений образования и воспитания детей. В частности, в отношении детских домов, школ-интернатов, домов ребенка могут быть приняты следующие основные положения их развития.

Необходимо углублять  демократические отношения внутри коллектива детского дома и в его связях с трудовыми коллективами и общественными организациями. Развивать самоуправление по вопросам, которые доступны детям соответственно их уровню воспитанности. Контакты с внешкольными коллективами направлять не только по линии материальной помощи, но и на формирование у школьников социальной защищенности, на подготовку их к жизни, включение в трудовой процесс, в систему непрерывного образования.

В деятельности школы-интерната  приобретают особую актуальность принципы практической психологии и педагогики, учитывающие индивидуальные особенности детей. В первую очередь целесообразно вовлекать воспитанников в деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их личности, как-то: начальное профессиональное техническое, художественное, музыкальное образование. Эти виды образования необходимо осуществлять во взаимосвязи, поскольку, например, музыкальное образование нередко оказывается не востребованным обществом.

Учебная, трудовая деятельность должна быть нацелена на достижение успеха, что усиливает мотивацию саморазвития личности. Каждый школьник получает представление о сильных сторонах своего развития; опираясь на эти качества, дети достигают высокого уровня общеобразовательной и первоначальной подготовки. Разнообразные виды деятельности позволяют учащимся включиться в учебно-трудовой процесс в соответствии с индивидуальными особенностями.

Основной задачей детского дома является социализация воспитанников. Для этой цели должны быть расширены  мероприятия по моделированию семьи: взрослые дети должны заботиться о младших, проявлять уважение к старшим. Подготовку к семейной жизни целесообразно вести так, чтобы у воспитанников вырабатывались навыки ведения домашнего хозяйства, оказания первой помощи, организации досуга. Для углубления социализации детей следует привлекать к доступному производительному труду, например, такому, как работа по восстановлению церкви, пошив белья и простой верхней одежды.

В учебно-трудовой деятельности следует усилить практические элементы. Школьники должны изучать жизнь, труд, производство в формах, готовых для использования в их жизни (огородничество, ремесла, машинопись, работа на компьютере и т. п.). При этом занятия целесообразно ориентировать на конечный материальный и воспитательный результат.

Социализация личности воспитанников будет проходить с большей эффективностью, если улучшится психологический климат в детском доме. Необходимо стремиться к повышению заботливости, доброжелательности в отношениях с детьми и друг с другом, избегать конфликтов, а при их возникновении гасить их с помощью переговоров и взаимной уступчивости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома

Подготовка воспитанников  к успешной самостоятельной жизни  в современном социуме – основная задача учреждений социальной поддержки детства. Изменение общественных и социокультурных требований к выпускникам образовательных учреждений вызывает необходимость нового подхода к формированию социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитательные системы в учреждениях социальной поддержки детства должны формировать жизнеустойчивую личность на основе субъектного, личностно – рефлексивного, интерактивного и здоровьесберегающего подходов в воспитании и обучении. Жизнеустойчивая личность характеризуется умением сделать правильный выбор в резко меняющемся социуме, ориентируется на саморазвитие, способна вести здоровый образ жизни.

Положение сирот усугубляется тем, что сложившиеся подходы  к воспитанию, обучению и организации  жизнедеятельности сирот в специализированных учреждениях уже не отвечают требованиям современного мира.  
Воспитанники детских домов имеют поверхностное, идеализированное представление о той или иной профессии. Часто их суждения основываются на внешних атрибутах, количестве зарабатываемых денег. Выбирая профессию, неадекватно оценивают свои способности и возможности. Выбор учебных заведений, как правило, ограничен списком, представляемым социальным педагогом, который, в свою очередь, также ограничен количеством учебных заведений, согласных на обучение детей из детского дома. Получая профессиональные знания и навыки, выпускники детских домов характеризуются низкой успеваемостью, не будучи заинтересованы в качестве обучения. Плохо сформированные навыки практической и речевой коммуникации, ситуативность поведения, неспособность к конструктивному решению проблем, неадекватность эмоциональных реакций детей-сирот сказываются на умении работать в коллективе .

Этим определяется необходимость более глубокого изучения проблемы социально-трудовой адаптации детей-сирот. 
Для обеспечения более успешного вхождения выпускников детских домов в систему общественных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, цель которой - помочь ребенку восполнить дефицит  общения, контактов и социальных ролей, естественный для обычных детей . Не случайно методическая тема нашего учреждения «Педагогическая поддержка детей в процессе их социализации» 
Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок сталкивается с определенными объективными проблемами и затруднениями, которые мы называем трудностями социализации.

Трудности социализации детей-сирот  связаны с обеднением основных источников социализации: 
1) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер; 
2) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в обществе; 
3) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства — утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни; 
4) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями.

Система требований, которые общество предъявляет к  психическому и личностному развитию каждого из его членов не соответствует  тому потенциалу, на который способны подростки-выпускники детского дома, что  провоцирует их на не всегда адекватную реакцию и поступки.

Существует  ряд факторов , препятствующих успешной социально-трудовой адаптации выпускников.

  1. Неопределенность социального статуса. Выпускники не принадлежат ни к одной социальной группе , не имеют семьи, а после выпуска лишаются принадлежности к своему учреждению.
  2. Значительное отклонение в состоянии здоровья и в психическом статусе. Отставание  в физическом и интеллектуальном развитии у них часто осложняется нарушениями в эмоционально-волевой сфере.
  3. Особенности психического развития, что проявляется в первую очередь во взаимоотношениях с окружающими. Процесс общения со взрослыми характеризуется напряженностью, неадекватностью форм взаимодействия.
  4. Специфика формирования личности. Большое значение для человека имеют надежды на будущее , желания, стремления. Наши дети живут сегодняшним днем, они редко ставят перед собой цели , ориентиры. Рентные установки означают стремление выпускника получить максимум того, что может дать ему статус сироты.  Вы все можете выделить типичные модели поведения выпускников в постинтепрнатный период . Объединение нескольких человек в одной квартире, чтобы другие сдавались, переход после окончания первого ПУ во второе не для того чтобы получить новую специальность, а для того чтобы находиться на полном государственном обеспечении, вместо устройства на работу, обращение в центр занятости для получения пособия. Свои блага они ищут не в себе и своих силах, а вво внешних источниках.
  5. Специфика усвоения норм и ценностей. Несмотря на то что детские дома ориентируют своих выпускников на позитивные ценности, большинство из них не могут реализовать сформированные установки на практике. Они привыкли нарушать навязанные им извне правила.
  6. Замедленное осознание своего места в социуме в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями включая направленность на овладение профессией. У них сильно занижены притязания на образование, карьерный рост. Свыше 80% детей-сирот детских домов , ориентируясь на реальную ситуацию, ожидают направления в ПУ, на работу и только единицы мечтают о продолжении образования в 11-х классах, а тем более получении средне специального и высшего образования. Старшие воспитанники интернатных учреждений, если и желали бы учиться дальше, не видят в этом необходимости, ссылаясь на отсутствие серьезной материальной поддержки для дальнейшего обучения . Отсюда—ориентация сирот на профессии, дающие хорошо заработать и возможность прокормиться (повар, кондитер, швея, плотник строитель, охраны). Такова ныне целевая установка детей-сирот.

Информация о работе Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома