Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:54, реферат

Описание работы

Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения, и в особенности процесс социализации такой категории детей, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Это требует научного осмысления, необходимого учета новых условий в построении процесса общественного воспитания. В связи с этим проблема социализации детей детских домов становится одной из приоритетных в современных социально-педагогических исследованиях.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности социальной защиты воспитанников детских домов 4
2. Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома 8
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Неуверенность в будущем. Свою взрослость часто выпускники связывают с формальными характеристиками (получение паспорта, профессии, сексуальным опытом, а не с умением отвечать за свои поступки, постоянной работой, хорошим профессионализмом, полной семьей.
  2. Несформированность семейных установок, готовность к созданию семьи. В основном они не могут создать полноценные семьи  из -за слабо развитого чувства ответственности и из-за безразличия к судьбе тех, кто связал  с ними свою жизнь. Мотивация общения- как можно больше получить помощи и услуг.
  3. Недостаточное освоение бытовых навыков и умений.
  4. Отсутствие помощи и поддержки семьи, отсутствие эмоционально-близких отношений со значимыми людьми. Этим определяется в основном страх перед выпуском. У ребят остро стоит проблема выбора значимых лиц, на которых бы они могли положиться.

Исходя из собственных  наблюдений и отслеживания судьбы выпускников ( 62 человека) я сделала вывод: что в основном ребят можно разделить на две группы с «проблемно жизненным сценарием» и «благоприятным жизненным сценарием». Проблемные подразделяются на 2 подгруппы « Неизвестность т.е. незаконченность, непредсказуемость» и «Нарушение закона» Основу проблемного сценария составляют личностные характеристики выпускника, его ярко выраженное нежелание следовать социальным нормам, негативные черты и вредные привычки.

Благоприятные сценарии основаны на незаурядных личных качествах выпускника, который способен повзрослеть без участия семьи  и при этом сохранить внутренний стержень.

Наличие большого числа факторов, затрудняющих процесс социальной адаптации и интеграции в общество вызывает необходимость оказания им в первый период  их самостоятельной жизни всесторонней  помощи и поддержки.

Значительную  роль в решении проблем выпускников  нашего учреждения  играет социально-психологическая служба . При контакте социального педагога с будущими выпускниками выявляются проблемы, определяются способы, последовательность и пути совместного их решения, которые записываются в « Маршрутные листы сопровождения». Анализ этих проблем показывает, что задолго до выхода из детского дома выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии копий, о составлении деловых бумаг, разного рода заявлений. У каждого из них должен быть «пакет необходимых документов». Они должны быть сориентированы в том, в какие учреждения им необходимо обращаться в каждом отдельном случае. Для этого в детском доме выпущено «Пособие выпускника», на страницах которого есть ответы на многочисленные вопросы подростков.

В связи с  тем, что основная направленность взаимодействия человека и социальной среды связана с удовлетворением потребностей, связанных с обеспечением существования человека, т. е. трудом, то можно говорить о социально-трудовой деятельности как ядре адаптационного процесса.

В стратегическом плане важно определить основные направления трудовой подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Одно из направлений  — труд по самообслуживанию, сельскохозяйственный труд.

Другое направление  — достижение оптимальных результатов в своем жизненном становлении как личности, семьянина, гражданина, профессионала.

Еще одно направление  — подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к профессиональной деятельности. Если раньше основными задачами педагогов  в этом направлении являлось — подготовка воспитанников к труду на государственных предприятиях по массовым рабочим профессиям, то сейчас поставлены иные акценты.

Во-первых, создать  условия для развития личности каждого  ребенка путем вовлечения в различные  виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества.

Во-вторых, подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к  трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции  на рынке труда.

В-третьих, развитие у них предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативности, стремления, к разумному риску, честности  и порядочности.

В-четвертых, формирование у выпускников детских домов  и школ-интернатов профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью.

В-пятых, создание условий для овладения современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления, в том числе  и включение их в реальные производственно-экономические отношения.

В-шестых, воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, экономическая экологическая, правовая культура). В соответствии с такой постановкой задач  меняется направление трудовой и профессиональной подготовки.

 Постинтернатная адаптация воспитанников детских домов является очень важной проблемой, т. к. переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающимся с реальностью только отдельными сторонами. 

Необходимо, помочь выпускнику интернатного учреждения перейти  из упрощенного и специфического «мирка» детского дома в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Не случайно в последние годы стали говорить о создании социально- психологической службы сопровождения выпускников , которая служила бы переходной формой из мира интерната во внешний мир, создала среду общения, положительные ценностные представления, помогла бы делать в жизни первые самостоятельные шаги, обеспечивала их успешность и запас положительного опыта, ведет работу по преодолению тяги к негативному образу жизни. В последнее десятилетие в разных регионах России были организованы разные модели таких служб, проанализированы их положительные и отрицательные результаты деятельности. В Московской области двигаться в правильном направлении позволяет «Закон о Патронате»

Программа постинтернатной  адаптации решает следующие задачи:

1) оказание социальной  и психологической помощи бывшим  воспитанникам детских домов  на начальном этапе их самостоятельной жизни;

2) защита прав и интересов выпускников детских домов;

3) сбор статистических  материалов, характеризующих постинтернатную жизнь воспитанников;

4) вскрытие причин  неуспеха их самостоятельного обустройства в жизни;

5) разработка  предложений по социально-педагогической  коррекции опыта воспитанников с целью их подготовки к позитивному жизненному выбору.

Стремление  выпускника к эмоционально значимым отношениям со взрослым, независимо от того,  кто этот человек(работник учреждения, родственник) - один из основных ресурсов выпускника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Значительная  часть воспитанников детских  домов подвержена возникновению  негативных психических состояний, которые приводят к неадекватной самооценке, несамостоятельности в  суждениях и поведении, преобладанию краткосрочных целей, сосредоточенности только на настоящем, отсутствию целостной временной перспективы достижения успеха. Эти и другие причины могут негативно повлиять на их социализацию. Поэтому одним из важных направлений работы социального педагога должно стать изучение социализированности воспитанников детского дома.

Социализация  воспитанников детского дома носит  особенный характер.

Детям – сиротам  и детям, оставшимся без попечения  родителей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности.

У детей сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, проявляются деформация личности, искажение формирования самосознания, спровоцированные нереализованной  потребностью в любви, привязанности и признании. В общении воспитанников детского дома с окружающими проявляется назойливость и неутомимая потребность любви и внимания. В эмоциональном отношении они очень ранимы: даже мелкое замечание может вызвать у них острую эмоциональную реакцию.

Ограничение общения  и деятельности детей – сирот  преимущественно искусственной  социальной средой детского дома приводит к тому, что у них не развиваются  в должной мере навыки жизнедеятельности  в обычной социальной среде сверстников  и взрослых (недостаточно формируется инициативность).

 

 

Список  использованной литературы

1. Бабкин Н.И. Хрестоматия  и комментарий по социальной  педагогике. — М., 2009.

2. Кон И.О. Ребенок  и общество. Историко-этнографическая  перспектива. — М., 2008

3. Куган Б. А. и  др. Социально-психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов. — Курган, 2007.

4. О положении детей  в Российской Федерации: Государственный  доклад 2004–2008, — М., 2005-2009.

5. Петровский В.А. и  др. Построение развивающей среды  в дошкольном учреждении. — М., 2008.

6. Подготовка воспитанников  детских домов и школ-интернатов  к сельскохозяйственному труду  в современных условиях: Сб. науч.-метод.  материалов. — М., 2008.

7. Раттер М. Помощь  трудным детям. — М., 2007.

8. Семейный детский  дом: Реальность, проблемы и перспективы в современной России. — М., 2006.

9. Социальная реабилитация  дезадаптированных детей и подростков  в специализированных учреждениях.  — М., 2008.


Информация о работе Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома