Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:51, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблема соотношения гражданского общества и правового государства, являющаяся предметом исследования, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. Эта проблема также актуальна и в настоящее время.
Целью данной работы является исследование взаимного функционирования гражданского общества и правового государства, а также выявление препятствий, стоящих на пути построения в Российской Федерации правового государства и гражданского общества.
1.Введение 2
2.Понятие и структура гражданского общества 3
3.Правовое государство: принципы и пути формирования 6
4.Соотношение гражданского общества и правового государства 9
5.Проблемы становления гражданского общества и правового государства в России 13
6.Заключение 18
7.Список использованной литературы 19
Оглавление
1.Введение
2.Понятие и структура гражданского общества
3.Правовое государство: принципы и пути
формирования
4.Соотношение гражданского общества и
правового государства
9
5.Проблемы становления гражданского общества
и правового государства в России
6.Заключение
7.Список использованной литературы
Введение
В настоящее время в условиях
проведения в России экономических
и политических реформ решаются задачи
формирования государственно-
Гражданское общество - это своеобразный
спутник правового государства, то есть
правовое государство появляется в той
стране, в которой существует не просто
общество людей, а гражданское общество.
Актуальность выбранной темы заключается
в том, что проблема соотношения гражданского
общества и правового государства, являющаяся
предметом исследования, принадлежит
к числу фундаментальных научных проблем,
которая появилась с возникновением государства.
С тех пор вопрос о взаимоотношении власти
и общества стоит в центре всеобщего внимания,
что явилось причиной многих социальных
конфликтов, политических переворотов
и революций. Эта проблема также актуальна
и в настоящее время.
Целью данной работы является исследование
взаимного функционирования гражданского
общества и правового государства, а также
выявление препятствий, стоящих на пути
построения в Российской Федерации правового
государства и гражданского общества.
1.Понятие и
структура гражданского
Одна из основополагающих
целей российских реформ - построение
гражданского общества. Актуальность
теоретических и практических аспектов
понятия «гражданское общество»
обусловлена очевидным
Понятие «гражданское общество» исторически
претерпевало изменения. В трудах Аристотеля,
Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье,
Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина
и других гражданское общество анализируется
и описывается достаточно всесторонне.
Например, Макиавелли считал, что сущность
политического организма заключается
в согласовании повиновения государству
и свободы в ассоциации, обществе. Народный
суверенитет является высшим по отношению
к государству, народ имеет право на свержение
абсолютизма.
Особая заслуга в разработке теории гражданского
общества и его взаимосвязей с государством
принадлежит Гегелю, считавшему гражданское
общество системой потребностей, основанной
на частной собственности системой имущественных,
сословных, правовых и др. отношений. [См.:
11, 15]
Карл Маркс понимал под гражданским обществом
организацию семьи, сословий и классов,
отношения собственности и распределения,
вообще формы и способы существования
и функционирования общества, действительной
жизни и деятельности человека, Маркс
подчеркивал их объективный характер
и экономическое основание. [См.: 11, 20]
«Гражданское общество - это система самостоятельных
и независимых от государства общественных:
институтов и отношений, которая призвана
обеспечить условия для самореализации
отдельных индивидов и коллективов, реализации
частных интересов и потребностей». [6,
74]
Сущностное единство гражданского общества
состоит в совокупности общественных
отношений (экономических, социальных,
политических и т.д.), формальных и неформальных
структур, в рамках которых имеет место
удовлетворение многообразных потребностей
и реализация интересов индивидов и групп,
тождественных достигнутому уровню общественного
развития. Критерием отнесения общественных
отношений и институтов к сфере гражданского
общества является удовлетворение потребностей
и реализация интересов личности.
В различных источниках понятие «гражданское
общество» трактуется по-разному, но основная
идея одна. Гражданское общество - это,
прежде всего, наличие развитой многообразной
структуры, отражающей многообразие интересов
различных групп и слоев, развитой и разветвленной
демократии; высокий уровень интеллектуального,
психологического развития членов общества,
их способности к самодеятельности при
включенности в тот или иной институт
гражданского общества; законообеспеченность
населения, то есть функционирование правового
государства. [См.: 2, 35].
Гражданское общество в узком, собственном
значении неразрывно связано с правовым
государством, они не существуют друг
без друга.
Важнейшей предпосылкой формирования
гражданского общества является ликвидация
сословных привилегий и возрастание
значения человеческой личности, человека,
который превращается из подданного
в гражданина с равными юридическими
правами со всеми другими гражданами.
Мы также можем определить понятие гражданского
общества как основанную на самоорганизации
систему социально-экономических и политических
отношений, функционирующих в правовом
режиме социальной справедливости, свободы,
удовлетворения материальных и духовных
потребностей человека как высшей ценности
гражданского общества.
Современное гражданское общество имеет
следующую структуру:
1. Добровольно сформировавшиеся первичные
общности людей
2. Совокупность негосударственных неполитических
отношений в обществе: экономических,
социальных, семейных, духовных, нравственных,
религиозных и других: это производственная
и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.
3. Сфера самопроявления свободных индивидов
и их организаций, огражденная законами
от прямого вмешательства в нее со стороны
государственной власти.
Таким образом, структура гражданского
общества развитых стран представляет
собой широкую сеть общественных отношений,
различных добровольных организаций граждан,
их ассоциаций, лоббистских и иных групп,
муниципальных коммун, благотворительных
фондов, клубов по интересам, творческих,
кооперативных объединений, потребительских,
спортивных обществ, общественно-политических,
религиозных и иных организаций и союзов.
Структуру современного российского гражданского
общества можно представить в виде пяти
основных систем, отражающих соответствующие
сферы его жизнедеятельности. Это социальная
(в узком смысле слова), экономическая,
политическая, духовно-культурная и информационная
системы.
Социальная система охватывает совокупность
объективно сформировавшихся общностей
людей и взаимоотношений между ними. Это
первичный, основополагающий пласт гражданского
общества, оказывающий определяющее влияние
на жизнедеятельность других его подсистем.
Экономическая система представляет
собой совокупность экономических
институтов и отношений, в которые
вступают люди в процессе реализации
отношений собственности, производства,
распределения, обмена и потребления
совокупного общественного
Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними.
Духовно-культурная система
образуется из отношений между людьми,
их объединениями, государством и обществом
в целом по поводу духовно-культурных
благ и соответствующих
Информационная система складывается
в результате общения людей друг с другом
непосредственно и через средства массовой
информации.
2.Правовое государство: принципы и пути формирования
Формально термин «правовое
государство» появился в начале XIX века
в трудах немецких юристов К.Т. Велькера,
Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и других.
Однако зачатки теории правового
государства в виде идей гуманизма,
широкого или ограниченного притязания
господствующего класса принципам
демократизма, установления и сохранения
свободы, господства права и закона
прослеживаются в рассуждениях передовых
для своего времени людей, мыслителей-философов,
историков, писателей и юристов
Древней Греции, Рима, Индии, Китая
и других стран Древнего мира.
Правовое государство - это демократическое
государство, где обеспечивается господство
права, верховенство закона, равенство
всех перед законом и независимым судом,
где признаются и гарантируются права
и свободы человека и где в основу организации
государственной власти положен принцип
разделения властей.
Современное правовое государство
- это демократическое
Основными признаками правового государства
являются:
1)верховенство закона во всех сферах жизни общества;
2)деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
3)взаимная ответственность личности и государства;
4) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
5)политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;
6)наличие различных идеологических
концепций, течений, взглядов; 7)стабильность
законности и правопорядка в обществе.
Принципы правового государства - это
основополагающие идеи (требования), определяющие
в своей совокупности идеальную конструкцию
(модель) государства, которое может называться
правовым.
С учетом исторических данных,
общественной и государственной
практики и с позиций современного
научного знания можно выделить следующие
принципы правового государства:
1. Принцип приоритета права. Принцип приоритета
права заключается в необходимости рассмотрение
всех вопросов общественной и государственной
жизни с позиций права, закона; соединении
общечеловеческих нравственно-правовых
ценностей (разумность, справедливость)
и формально-регулятивных ценностей права
(нормативность, равенство всех перед
законом) с организационно-территориальным
делением общества и легитимной публичной
властной силой
2. Принцип правовой защищенности человека
и гражданина. Данный принцип носит первичный,
комплексный, непреходящий и абсолютный
характер. Комплексность заключается
в том, что названный принцип лежит в основе
всех взаимосвязей гражданина как с государством
и его органами, так и с другими общественными
образованиями, другими гражданами в рамках
правовых отношений по поводу самых различных
объектов. Непреходящий характер указанного
принципа обусловлен естественным происхождением
права, возникшего, по существу, из стремления
человека сохранить, защитить свои жизнь,
свободу, здоровье. Абсолютность этого
принципа состоит в том, что все взаимоотношения
индивида с государством должны строиться
только на правовой основе.
3. Принцип единства права и закона. В правовом
государстве любой нормативно-правовой
акт должен не только по форме и наименованию,
но и по смыслу и содержанию быть правовым.
Это означает, что он должен отражать естественно-правовые
начала, соответствовать международно-правовым
нормам о правах человека и гражданина,
быть принятым легитимным органом государственной
власти, законно избранным или назначенным.
И наконец, при его издании должен быть
использован весь комплекс правовых средств
и приемов, выработанных мировой практикой.
4. Принцип правового разграничения деятельности
различных ветвей государственной власти.
Власть в государстве может олицетворять
один человек или она может принадлежать
группе лиц. В данном случае неважно, каким
путем она приобретена (революция, гражданская
война, переворот, по наследству). Но для
правового государства характерным является
демократический способ приобретения
власти, наделение ею только в соответствии
с правом, законом.
Правовое государство - это такая форма
организации и деятельности государственной
власти, при которой государство и граждане
связаны взаимной ответственностью при
безусловном главенстве Конституции,
демократических законов и равенства
всех перед законом.
Наиболее известные идеи
правовой государственности изложили
прогрессивные мыслители того времени
Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей
теории Макиавелли на основе опыта
существования государств прошлого
и настоящего объяснил принципы политики,
осмыслил движущие политические силы.
Цель государства он видел в возможности
свободного пользования имуществом
и обеспечении безопасности для
каждого. Ж. Боден определяет государство
как правовое управление многими
семействами и тем, что им принадлежит.
Для России путь к правовому государству
не был и никогда не будет простым и быстрым.
Во-первых, гражданское общество в России
только формируется, нестабильность общественных
отношений порождает у населения безразличие
к решению соответствующих проблем. Во-вторых,
экономические проблемы решаются непоследовательно,
в результате чего мы имеем однобокость
процессов разгосударствления и приватизации,
отсутствие среднего класса собственников.
В-третьих, налицо кризисное состояние
российской политической системы, а именно:
нестабильность и неопределенность властных
отношений, политическая неструктурированность
общества, затянувшийся процесс реализации
принципа разделения властей, низкий уровень
политической культуры населения в целом
и власть имущих в частности. В-четвертых,
до сих пор требуют своего разрешения
правовые вопросы.
3.Соотношение гражданского
общества и правового государства.
Гражданское общество в широком смысле и сам термин «гражданское общество» появились, когда сложились представления о гражданстве и гражданине , и возникло понятие общества как совокупности граждан. Это произошло еще в Древней Греции и Риме. Однако тогда различия между гражданским обществом и государством не проводилось. И такой подход, в котором государство и общество рассматривались как единое целое, сохранялся вплоть до XVIII века, то есть до того периода, когда в своих основных чертах стало складываться гражданское общество в его узком, современном понимании.
Также мы можем сказать, что правовое государство – это политическое оформление гражданского общества, сферы общественной жизни, где действуют развитые демократические институты, имеют место самоуправление, инициатива и активность граждан и их организаций. Эта сфера ограждена законами от произвольной регламентации ее со стороны властных органов. То есть, люди, граждане - общество является центральным звеном в правовом государстве. А отсюда и взаимодополняющая и взаимоутверждающая связь правового государства и гражданского общества.
«Взаимоотношения государства
и гражданского общества являются наиболее
серьезным фактором развития социального
организма в целом. Особую важность
такого рода задача приобретает именно
для России, когда и формирование
новой государственности, и становление
полноценного гражданского общества во
многом зависят от успешного функционирования
и взаимодействия этих основных субъектов
социального и политического
процессов». [10, 29]
В настоящее время взаимоотношения структур
гражданского общества и государственных
органов пока далеки от идеала. Основная
причина в том, что в нашей стране еще не
завершился процесс становления как зрелого
гражданского общества, так и сильного,
эффективного демократического государства,
хотя и то и другое уже сложились в своих
основных чертах.
Государство должно быть стороной гражданского
общества, которая обусловливает его демократический
характер.
В паре взаимосвязанных феноменов «общество
- государство» ведущую, определяющую
роль играет общество, следовательно,
в паре «гражданское общество - правовое
государство» определяющим является гражданское
общество, которое на своей основе позволяет
развиваться государству, становясь его
содержанием и отводя ему тем самым место
одной только политической формы. В ХХ
веке во многих странах мира сложилось
государство с особыми признаками, которые
в совокупности характеризуют его как
правовое. Большинство современных европейских
государств принадлежит по-своему государственному
строю к правовым государствам. В социально-политической
жизни это означает верховенство права
в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий
принцип всякого правового государства,
который закрепляется в Конституции.
Гражданское общество и его взаимоотношения
с государством характеризуются, в основном,
следующими моментами:
- становление и развитие гражданского
общества связывается с формированием
буржуазных общественных отношений, утверждением
принципа формального равенства;
- гражданское общество базируется на
частной и иных формах собственности,
рыночной экономике, политическом плюрализме;
- гражданское общество существует наряду
с государством как относительно самостоятельная
и противостоящая ему сила, находящаяся
с ним в противоречивом единстве;
- гражданское общество представляет собой
систему, которая построена на основе
горизонтальных связей между субъектами
и которой свойственны самоорганизация
и самоуправляемость;
- гражданское общество есть сообщество
свободных граждан-собственников, осознающих
себя именно в таком качестве, а следовательно
- готовых взять на себя всю полноту хозяйственной
и политической ответственности за состояние
общества;
- с развитием гражданского общества и
становлением правовой государственности
происходит сближение общества и государства,
их взаимопроникновение: по существу,
правовое государство есть способ организации
гражданского общества, его политическая
форма;
- взаимодействие гражданского общества
и правового государства направлено на
создание демократического социально-правового
государства.
Общество возникло задолго до государства
и длительное время обходилось без него.
Объективная потребность в государстве
появилась по мере усложнения внутреннего
строения общества (социального расслоения),
обострения в нем противоречий из-за несовпадения
интересов социальных групп и увеличения
числа антиобщественных элементов.
С появлением государства начинается
сложная и противоречивая история его
взаимодействия с обществом. Как форма
организации общества и управляющая система
государство выполняет функции в интересах
всего общества, разрешает возникающие
в нем противоречия, преодолевает кризисные
ситуации. Вместе с тем иногда оно может
играть и деструктивную роль - возвышаться
над обществом, огосударствлять его, то
есть проникать во все общественные сферы,
сковывать их, ослаблять и разрушать общественный
организм. Но, в общем и целом государство
движется вместе с обществом вперед, постепенно
становится более современным и цивилизованным,
сохраняя при этом относительную самостоятельность
по отношению к обществу.
Именно в диалектическом единстве определяющего
влияния общества на государство и относительной
самостоятельности последнего заключена
суть противоречивого их взаимодействия,
имеющего принципиальное методологическое
значение. Причем степень такой самостоятельности
государства в силу многих причин может
колебаться от минимальной до чрезмерной.
Информация о работе Проблемы становления гражданского общества и правового государства в России