Проблемы становления гражданского общества и правового государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблема соотношения гражданского общества и правового государства, являющаяся предметом исследования, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. Эта проблема также актуальна и в настоящее время.

Целью данной работы является исследование взаимного функционирования гражданского общества и правового государства, а также выявление препятствий, стоящих на пути построения в Российской Федерации правового государства и гражданского общества.

Содержание работы

1.Введение 2

2.Понятие и структура гражданского общества 3

3.Правовое государство: принципы и пути формирования 6

4.Соотношение гражданского общества и правового государства 9

5.Проблемы становления гражданского общества и правового государства в России 13

6.Заключение 18

7.Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 46.92 Кб (Скачать файл)

Относительная самостоятельность  государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Она проявляется:

-проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов

-при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач

-при определении стратегии и тактики государственной политики.

 
Гражданское общество и правовое государство  логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.

  
Цивилизованное гражданское общество обеспечивает демократический порядок формирования важнейших государственных органов, осуществляет гибкий контроль за их деятельностью на основе закона и права, а в конечном счете ставит на службу себе и человеку весь созидательный потенциал правового государства. Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество - обратной. Многогранное обратное воздействие развитого государства на общество - ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в которой - соотношение между сознательным государственно-правовым регулированием социально-экономической жизни и стихийным рыночным саморегулированием. 
 
При помощи сознательного государственно-правового регулирования рыночное саморегулирование определенным образом ограничивается. В противном случае оно неизбежно перерастает в рыночную стихию. Существует сложная и важная проблема - найти более или менее оптимальное соотношение между целенаправленным регулированием и рыночным саморегулированием.  
 
4.Проблемы становления гражданского общества и правового государства в России

 
Становление гражданского общества зависит  от степени развитости экономических  и правовых отношений, реальности личной и экономической свободы индивидов, действенности механизма общественного  контроля за государственно-властными  структурами. Качества гражданского общества заложены в любой общественной системе, но могут иметь разную степень  развития.  
 
Современная Россия встала на путь демократических преобразований, которые в силу ряда причин субъективного и объективного характера в значительной степени были инициированы сверху. Ныне эти преобразования осуществляются в стране, которая по Конституции является демократическим, правовым и социальным государством.

 
Роль государства, во-первых, должна проявиться в его последовательной и ответственной политике по созданию условий формирования социальной базы гражданского общества - среднего класса -класса собственников с соответствующей  ему психологией, сознанием, политической культурой и поведением. Во-вторых, эта роль должна проявляться в  строгом соблюдении принципа правового  государства «равенства всех перед  законом», исключающего либо существенно  ограничивающего развитие процессов  коррупции и способствующего  формированию и утверждению в  обществе ценностей демократии. В-третьих, государство должно проявлять особое отношение к молодежи, как к  реальному резерву демократических  преобразований в стране, фундаменту формирования гражданского общества. В-четвертых, системой своих политик - государственного строительства и управления, социальной, экономической и духовной государство должно создавать предпосылки для развития в обществе толерантных процессов - основы стабильного развития общества и создания среды для формирования гражданского общества. 
 
В России формирование гражданского общества началось не с чистого листа. Предшествующая тоталитарная эпоха оставила молодой российской демократии общество с высоким уровнем образования, культуры, систему многих социальных институтов (социального обеспечения, образования, здравоохранения, трудового и социального законодательства, высокотехнологичные производства соответствующие, а в некоторых отраслях и превосходящие мировые стандарты) и многое другое, к чему западные страны в направлении гражданского и социального государства шли не одно столетие. [См.: 8, 56] 
 
Решение этой сложной проблемы в целом ряде субъектов Российской Федерации уже поставлено. Развитие малого и среднего бизнеса есть основа формирования реального среднего класса, у которого формируется своя система ценностей, политических ориентации и поведения. 
 
В настоящее время в России сложились факторы, направленные на становление в стране гражданского общества: 
• наличие зарождающегося среднего класса как социальной базы зрелого гражданского общества; 
• укрепляющееся осознание обществом необходимости опоры на собственные силы; 
• при всех сложностях российской действительности наличие достаточно высокого уровня социального оптимизма; 
• меняющаяся ментальность молодежи, как стратегического ресурса демократических преобразований в стране, субъективно ориентирующаяся на ценности рыночной экономики и открытого общества. 
 
Вместе с тем нельзя не видеть ряд проблем объективного и субъективного характера, которые создают трудности на пути демократизации страны, формирования в России зрелого гражданского общества.

 

К проблемам объективного характера можно отнести: 
• новизну стоящих перед страной проблем и возникающие в этой связи возможные ошибки их решения; 
• разнородность социального, экономического, культурного уровней развития субъектов РФ, отрицательно влияющая на динамику всех процессов российского транзита; 
• отсутствие национальной идеи, которая могла бы интегрировать и консолидировать нацию на решение задач российского транзита, стать идейной основой для разработки новой системы ценностей; 
 
Проблемы субъективного характера несут наиболее негативные последствия. К ним можно отнести: 
• сложившуюся в стране корпоративно-бюрократическую 
коррумпированную государственность; 
• нарушение в стране принципов правового государства «равенства всех перед законом;

• реальное игнорирование  политической элитой страны человека как цели, объекта и конечного  результата проводимых в стране реформ; 
• отсутствие политической воли и профессионализма у верховной власти.  
 
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства можно отнести следующие:

-преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

-выработка высокой политико-правовой грамотности;

-появление действенной способности противостоять произволу;

-разграничение партийных и государственных функций;

-торжество политико-правового плюрализма;

-выработка нового правового мышления и правовых традиций. 
 
На пути формирования гражданского общества в России в настоящее время существует еще ряд трудностей. Прежде всего, это устойчивые стереотипы и система ценностей, сформированные предыдущим государственным режимом. Они отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает форсированный характер процесса гражданской модернизации.  
  
Само же государство должно на практике все больше приобретать признаки правового государства. Для нынешнего состояния формирующегося современного гражданского общества в России характерно следующее: 
- пока не сложилась целостная система гражданских структур, существует большое количество фрагментированных образований, слаба правовая защита граждан и ассоциаций; 
- социум расколот по линиям: бедные и богатые, элиты и народ, чиновники и все остальные, центр - периферия и др.; 
- неадекватна и слаба социальная основа гражданского общества - относительно небольшой средний класс (от 16 до 30% граждан по различным подсчетам); 
- недостаточно выражены и укоренены объединяющие культурные ценности (доверие, солидарность, согласие, социальная ответственность, уважение к жизни, личности, достоинству и др.); 
- слабость структурированных интересов, отсутствие ясно выраженной идентификации индивидов с соответствующими группами препятствуют формированию гражданских объединений, организации групповых действий; 
- пассивность и низкий уровень (как количественно, так и качественно) участия граждан в общественно-политической жизни (не более 10% населения), за исключением принципиально важных событий для страны, региона, города, селения; 
- слабое и не эффективное воздействие организаций гражданского общества на структуры власти; 
- в стадии формирования находится правовая база российского гражданского общества; 
- на облик формирующегося гражданского общества в России оказывают воздействие как его исторические свойства (длительная авторитарная полоса генезиса России, распространенный недемократический менталитет), так и современные особенности развития общества. 
 
Исходя из выше изложенного следует, что в правовом государстве должны создаваться условия для юридической свободы личности, такой механизм правового регулирования, где человек, как автономный субъект, может свободно распоряжаться своими способностями, имуществом. Право, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвигать границы ограничений личного интереса, прежде всего в экономике, в научной и научно-технической деятельности, способствовать формированию многообразия форм собственности, открывать простор для инициативы людей, давать возможность почувствовать себя хозяевами в своей собственной стране.  

 

 

Заключение

В настоящее время понятия  «гражданское общество» и «правовое  государство» содержательно обогатились, существует множество различных  подходов и теорий к определению  гражданского общества, как в отечественной, так и в западной политической литературе. В России происходит становление  гражданского общества, это проявляется  в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов.  
 
Перспективы развития гражданского общества в России существуют, и об этом говорит рост числа и объема деятельности структур гражданского общества формирующихся в России, и создание властью условия для их свободного самостоятельного развития, и формирование гражданственного сознания свободного человека. В настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Но этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Конституцией были формально закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления. Но для воплощения в жизнь всего, что провозглашено в Конституции, необходим высокий уровень правосознания всех граждан. 

 

 

Список использованной литературы

1.  Конституция Российской Федерации принятая на референдуме 12.12.1993 года. М., 2008.

2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. Учебник. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 2009.-178 с.

3. Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник для вузов / Н.И. Матузов, А.В. Малько; Саратовский филиал института государства и права Рос.акад. наук. - М.: Юристъ, 2005. - 540 с.

4. Ромашов Р. А. Теория государства и права / Р. А. Ромашов. - СПб.: Питер, 2006. - 254c. 

5. Спиридонов Л. И. Теория государства и права: Учебник / Л. И. Спиридонов. - М.: Проспект, 2010. - 298 c. 

6. Гаджиев К.С. Политическая наука. - М: 2007. - с.74.

7. Гаджиев, К. С. О перспективах российской государственности: (Территор.-полит. и нац.-территор. аспекты) / К. С. Гаджиев. - М.: Луч, 2007. - 81 с. 

8. Краснов М.А. Перспективы правового государства в России //Общественные науки и современность. 2009. №2. с.56.

9. Соловьев А.И. Три облика государства - три стратегии гражданского общества // Полис.- 2009.-№ 6.- с. 29.

10. Мельникова М.В. Эволюция идей о гражданском обществе и правовом государстве и проблемы их реализации в России. Монография - Издательство Самарского юрид. института ФСИН России, 2006. 

 


Информация о работе Проблемы становления гражданского общества и правового государства в России