Проблемы трудоустройства молодых специалистов в России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 00:32, курсовая работа
Описание работы
Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они – будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда. Молодежная безработица остается одной из острейших проблем в сфере труда. Сегодня, как никогда, актуально оценить ее масштабы и спрогнозировать ее динамику, найти пути оказания эффективной помощи молодым людям, испытывающим затруднения с трудоустройством.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 1. Трудоустройство и занятость молодых специалистов на рынке труда в современных условиях…………………………………..5 1.1 Трудоустройство и занятость: понятия и сущность……………………5 1.2 Особенности трудоустройства и трудовой занятости молодежи в современных условиях……………………………………7 1.3 Современное состояние рынка труда в России……………………….10 2. Проблемы трудоустройства и занятости молодых специалистов в России………………………………………………….15 2.1 Государственная поддержка трудоустройства и занятости молодых специалистов…………………………………………………15 2.2 Адаптация молодежи к трудовой деятельности по выбранной специальности………………………………………………………….19 2.3 Конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда…..22 3. Аналитическая часть…………………………………………………….26 3.1 Анализ современного рынка труда……………………………………26 3.2 Социальная поддержка безработной молодежи………………………28 3.3 Практические рекомендации по оптимизации трудоустройства молодежи в регионе………………………………………………………..32 Заключение…………………………………………………………………..37 Список использованных источников………………………………………39
Следует учесть и тот факт, что
среди высвобождаемых работников по разным
причинам наметилось увеличение незанятости
среди выпускников высших учебных заведений.
- Изменение распределения
рабочей силы по секторам экономики - значительным
потребителем рабочей силы стал частный
сектор экономики. Относительно широкое
распространение получила вторичная занятость,
возникло немало рабочих мест, не требующих
особой квалификации. Но при этом крупные
промышленные предприятия сталкиваются
с большими трудностями на пути поиска
оптимальной численности работников,
повышение эффективности их использования.
- Появление 2 млн. беженцев
и вынужденных переселенцев, нуждающихся
в трудоустройстве.
- Трудовой потенциал общества
используется все менее эффективно: объем
производства сократился в гораздо большей
степени, чем численность занятых, существовавший
и ранее на многих предприятиях избыток
рабочей силы стал еще более очевиден.
- Неполная занятость, обусловленная
не ее гибкостью, а простоями предприятий:
3,7 млн. человек (8,6% работающих) имеют неполный
рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7 %) –находились
в вынужденных отпусках.
- Глубокая территориальная
дифференциация занятости до 10 раз различается
уровень безработицы в экономически активных
и депрессивных регионах. Такая дифференциация
в уровнях безработицы по регионам объясняется
степенью деловой активности в регионах,
сохранившимися у населения навыками
самостоятельного хозяйствования, в частности,
на земле.
- Особенностью занятости постсоциалистических
странах является формирование так называемого
придерживаемого типа (модели) занятости
- рабочая сила не используется в производстве,
но и не высвобождается в другие сферы.
- Низкий уровень пособий по
безработице также выступает отличительной
чертой российского рынка труда.
- Размывание границ между официальной
и теневой занятостью, расширение теневой
занятости. В России сформирован и существует
значительный сектор теневой экономики
(порядка 40% производимого ВВП). Однако
он достаточно криминализирован, нестабилен
и поэтому для законопослушных граждан
мало привлекателен.
- Существенные различия между
общей численностью и официально регистрируемой
численностью безработных.
- Финансово-банковская, торгово-посредническая
сфера, а также сферы государственного
управления имеют уже сложившийся сегмент
рынка труда, который характеризуется
высоким уровнем монополизации, высокими
требованиями к квалификации работников
и высоким уровнем заработной платы. Занятым
в традиционном бюджетном секторе проникнуть
в эти сектора достаточно трудно [7. 36 с.].
В развитии рынка труда переходной
экономики прослеживаются следующие тенденции:
- Для переходной экономики
характерен рост естественной нормы безработицы.
Экономический спад обостряет проблему
безработицы. Для традиционных рыночных
экономик естественна реакция работодателей
на падение объемов производства или чрезмерный
рост заработных плат в виде сужения спроса
на труд и высвобождения. В нашей экономике
реакция оказалась иной - излишняя рабочая
сила преимущественно осталась в трудовых
коллективах.
- Сохранение перегруженности
рабочей силой большинства крупных и средних
предприятий является важной особенностью
российской модели реформ в отличие от
восточноевропейской, где уже в первой
фазе реформ безработица достигла уровня,
количественно соответствовавшего примерно
половине от общего падения производства.
В России эта пропорция была в 3-4 раза ниже.
«Придерживание» избыточной рабочей силы
в первый период реформ, хотя и препятствовало
росту производительности труда и формированию
необходимого рынка труда, но, с другой
стороны, способствовало снижению социальной
напряженности в условиях низкого уровня
дохода.
- Такое удерживание занятости
проявилось в скрытой безработице, что
затрудняет реализацию системы регулирования
отношений на рынке труда.
- Усугубляется несоответствие
между быстро изменяющейся структурой
спроса на рынке труда и сложившейся ранее
профессионально-квалификационной рабочей
силы. В переходный период рынок труда
характеризуется высоким уровнем структурной
безработицы.
- По числу занятых в России
лидировал в первый период реформ государственный
сектор, на него приходилась половина
всех работающих в народном хозяйстве,
17% на предприятиях смешанных форм собственности,
33% - в частном секторе. Кроме того, в производственных
отраслях удельный вес частных предприятий
и занятых на них ниже, чем в торговле и
сфере обслуживания.
- Рынок определяет рациональную
структуру занятости с точки зрения эффективного,
распределения ресурсов. Но его структура
может быть неэффективна с социальной
точки зрения, с позиции удовлетворения
потребностей общества в материальных
благах, создания условия расширенного
воспроизводства [18. 94 с.].
Рынок труда в настоящее время,
несмотря на достаточно жесткое регулирование,
является наименее институциализированным
элементом в структуре современной российской
экономики. Институциональные преобразования
на рынке труда находятся лишь на начальном
этапе, и задача государства состоит в
ускорении целенаправленного процесса
становления формальных институтов рынка
труда.
Проблема трудоустройства
и занятости молодых
специалистов в России
2.1 Государственная
поддержка трудоустройства и
занятости
молодых специалистов
Молодой
специалист в Российской Федерации - это
сотрудник в возрасте до 35 лет, получивший
среднее или высшее профессиональное
очное образование либо учащийся последнего
курса образовательного учреждения высшего
(среднего, начального) профессионального
образования и устроившийся или активно
ищущий работу по специальности. Поскольку
молодым выпускникам без опыта сейчас
сложно найти работу, государство старается
всячески способствовать их трудоустройству.
Государственные послабления призваны
компенсировать затраты работодателя
на содержание убыточной, по сути, категории
молодых сотрудников. [15. 94 с.].
К сожалению, существенная
часть молодежи по окончании ВУЗов и колледжей
на основе бюджетной оплаты образования,
в дальнейшем, не осуществляют трудовую
деятельность в соответствии с полученной
профессией. Одновременно в России наблюдается
значительный дефицит квалифицированных
специалистов в целом общественно значимых
профессий. Причины этого кроются в отсутствии
системы государственного заказа и распределения
трудовых ресурсов, низкие социальные
гарантии и уровень оплаты труда молодых
специалистов.
Принимаются конкретные
меры по поддержке молодых специалистов
на рынке труда. Во-первых, государством
предоставляется возможность принять
участие в общественных работах, временном
трудоустройстве, стажировках в целях
приобретения опыта безработным выпускникам
вузов. В среднем
по России около 30% молодежи до 30 лет, принимают
участие в общественных работах, с целью
получения опыта. В основном это люди,
впервые ищущие работу и не имеющие трудовых
навыков, однако, месячный заработок участника
общественных работ очень мал. Объем вовлечения
граждан в данную форму занятости зависит
не только от финансирования, но и от желания
безработной молодежи в ней участвовать.
Во-вторых,
создается большое количество молодежных
центров, которые оказывают содействие
студентам и молодым специалистам. Например,
для эффективной работы в системе занятости
во многих регионах были открыты молодежные
биржи труда (МБТ), которые оказывают содействие
подросткам и молодежи в постоянном или
временном трудоустройстве. Функционируют
молодежные центры трудоустройства и
информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными
социальными учреждениями, оказывающими
психологическую, юридическую и информационную
помощь. Только в одной Москве подобных
учреждений насчитывается более 100.
В-третьих,
молодым специалистам, которые решили
открыть собственную организацию, предоставляются
льготные условия кредитования, для стартового
капитала собственной фирмы. Особенно
инициатива молодежи открыть собственную
фирму поддерживается в малых городах
и сельской местности, так как малый и
средний бизнес способствует появлению
дополнительных рабочих мест, в первую
очередь рабочих мест для молодежи.
В-четвертых, ежегодно
по всей стране проводятся ярмарки труда,
где приоритеты отдаются трудоустройству
молодежи. Они дают возможность любому
желающему не только ознакомиться с банком
данных свободных рабочих мест, но и самостоятельно
подобрать себе работу. [13. 348 с.].
Также органами
государственной власти была утверждена
государственная программа «Карьера»,
которая приоритетными направлениями
в своей работе ставит самоопределение
молодежи на рынке труда и развитие моделей
и форм вовлечения молодежи в трудовую
и экономическую деятельность, рассчитанную
на решение вопросов самообеспечения
молодежи. Реализация данной программы
осуществляется путем проведения следующих
мероприятий, направленных:
- на вовлечение молодежи в деятельность
трудовых объединений, студенческих отрядов,
молодежных бирж труда и других форм занятости
молодежи;
- на внедрение форм и технологий профессионального
и социально-правового просвещения и ориентирования
молодежи, помощи в планировании и развитии
эффективной карьеры молодежи на рынке
труда;
- на внедрение эффективных программ развития
социальной компетентности молодежи,
необходимой для продвижения на рынке
труда;
- на развитие взаимодействия
субъектов рынка труда в решении вопросов
трудоустройства молодых людей;
- на создание условий для максимально
гибкого включения молодого человека
в новые для себя виды деятельности и обеспечение
его законных прав и интересов;
- на поддержку и популяризацию
инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической
сфере, сфере технологий и научно-промышленных
разработок.
Оказание помощи,
как со стороны государства, так и со стороны
местного самоуправления оказывается
молодым специалистам на селе.
Им предоставляется
ряд льготных условий, таких как:
- обеспечение жильем по месту
работы;
- предоставление высокооплачиваемого
места труда;
- выпускникам, изъявившим желание
работать в селе, полагается единовременное
пособие - 100 тысяч рублей;
- безвозмездная субсидия от
20 тысяч рублей до миллиона.
Особая поддержка
со стороны государства оказывается молодым
ученым. Основные системные меры включают
обеспечение материальной поддержки,
предоставление грантов коллективам,
возглавляемым молодыми учеными, на проведение
исследований, приобретение оборудования,
на доступ к информационным ресурсам,
реализацию инновационных программ. А
так же оказывается содействие развитию
международного научного обмена, созданию
позитивного образа ученого и новых методов
привлечения в науку. Ежегодно проводится
конкурс грантов Президента Российской
Федерации для поддержки научных исследований
молодых российских ученых.
На сегодняшний день, по
статистике, в науке занято около 9 тысяч
исследователей в возрасте до 35 лет, что
составляет примерно 50% всего штата исследователей.
Но одними лишь повышениями заработной
платы и системой грантов не удержать
молодых специалистов, поэтому органы
государственной власти стараются создать
все условия для занятий научной деятельностью,
что без материально-технической, приборной
базы немыслимо. [6. 462 с.].
Для
оказания помощи и поддержки молодым специалистам
реализуются и ещё будут реализованы разработанные
мероприятия, направленные: на вовлечение
молодежи в деятельность трудовых объединений,
студенческих отрядов, молодежных бирж
труда и других форм занятости молодежи;
на внедрение форм и технологий профессионального
и социально-правового просвещения и ориентирования
молодежи, помощи в планировании и развитии
эффективной карьеры молодежи на рынке
труда; на внедрение эффективных программ
развития социальной компетентности молодежи,
необходимой для продвижения на рынке
труда; на развитие взаимодействия субъектов
рынка труда в решении вопросов трудоустройства
молодых людей; на создание условий для
максимально гибкого включения молодого
человека в новые для себя виды деятельности
и на обеспечение его законных прав и интересов;
на поддержку и популяризацию инициатив
и начинаний молодежи в социально-экономической
сфере, сфере технологий и научно-промышленных
разработок. В условиях модернизации общества
и растущих требований к человеческому
капиталу государственная молодежная
политика должна стать инструментом развития
и преобразования страны. Это
требует от всех участников процесса социального
становления молодежи разработки и последовательной
реализации подходов, ориентированных
на прямое вовлечение молодых людей в
решение собственных проблем и общенациональных
задач
2.2 Адаптация
молодежи к трудовой деятельности
по выбранной специальности
Первая ступень по адаптации молодежи
начинается ещё в школе, когда перед учеником
9-11 класса встает выбор либо продолжить
своё обучение в вузе, либо, получив среднее
полное образование, начать работать,
поэтому от проведенной учебно-воспитательной
работы педагогов, родителей, средств
массовой информации и психолога зависит
дальнейшее успешное трудоустройство
молодого человека. Зная только поверхностную
информацию о специальности, они порой
даже не представляют, что под ней может
скрываться. Несовпадение представлений
молодежи с реальными требованиями, сочетается
с далеко не всегда обоснованными представлениями
молодых людей о путях адаптации в сфере
труда и занятости. Это проявляется в выборе
профессии, а в дальнейшем в определении
перспектив собственного трудоустройства.
[8. 170 с.].
Не смотря
на огромное влияние проведенной работы
с учеником в школе, основная задача второй
ступени адаптации молодежи к трудовой
деятельности зависит от вузов и колледжей.
Именно в этих учебных заведениях происходит
обучение студентов как теоретическим,
так и практическим знаниям по выбранной
специальности. Но, к сожалению, существующая
сегодня система подготовки студентов
к профессиональной деятельности не полностью
отвечает современным требованиям работодателей.
Это происходит из-за того, что, во-первых,
снижается роль производственных практик
в подготовке специалистов. Во-вторых,
как правило, обучение студентов происходит
на достаточно устаревшем оборудовании,
которое уже давно не используется на
производстве. В-третьих, получив диплом
об окончании высшего профессионального
образования, выпускник вуза обладает
преимущественно теоретическими знаниями,
при полном или почти полном отсутствии
практических навыков. Отсюда и наблюдается
снижение качества профессионального
образования и как следствие рост дефицита
рабочих кадров.