Проблемы взаимодействия национальных культур Оренбуржья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:34, реферат

Описание работы

Пробуждение национального самосознания у народов, населяющих наш край, выражается в их стремлении возродить национальную культуру, родной язык. Непосредственными организаторами и проводниками этих непростых и сложных процессов становятся национально-культурные центры, объединения, просветительские общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…………3
1. Национально-культурные объединения…………………………………………5
2. Этнокультурное образование…………………………………………………….7
3.Роль СМИ в освещении национальной политики и межэтнических отношений……………………………………………………………………………9
4.Состояние межэтнических отношений…………………………………………11
5.Культура межнационального взаимодействия…………………………………14
6.Развитие толерантности на современном этапе………………………………..17
7.Плюрализм в национальной политике и межнациональное взаимодействие в условиях полиэтнической области………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………………22
Литература………………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Копия контрольная по социологии готовая.docx

— 42.44 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Состояние межэтнических  отношений

Этнокультурное пространство нашей  страны отличается тем, что Россия также, как и СССР, сложилась как государство  полиэтничное и многокультурное. Этническое «небольшинство» - это, прежде всего, народы, живущие на «своей» территории, даже если они проживают на ней совместно  с другими этническими общностями. При этом субъекты РФ выделяются как  по этническому принципу (республики), так и по региональному. Тем самым, несмотря на конституционно закрепленный принцип равенства всех народов, отдельные их представители в  зависимости от территории проживания, сточки зрения этнокультурной самореализации, оказываются в неодинаковом положении: будучи равноправными гражданами государства, они могут жить на положении «титульного» в своей республике, но являться малочисленной группой в масштабах  всей страны. Возможно множество вариантов  интенсивности межкультурного взаимодействия для отдельной личности.

Что касается Оренбуржья, то оно было областью, которая находилась в центре страны, ныне - это территория, граничащая с Казахстаном. Известный публицист  Д. В. Драгунский считает, что Казахстан, его северо-восточные области  способны стать форпостом тюрко-исламской  экспансии в Европейскую Россию. Казахстан от Башкортостана (который  граничит с Татарстаном) отделяет узкий, не более 100 км, коридор Оренбургской области. Этот коридор, считает Драгунский, может стать районом весьма серьезного и масштабного этнотерриториального конфликта. Этнополитические проблемы, связанные с Оренбургским коридором, - это статус русского и тюркских народов в Северном Казахстане, Башкортостане  и Татарстане; распределение этнонациональных ниш; потенциальные зоны этнического  соперничества; миграция, в т.ч. вопрос о тенденциях «репатриации» башкир и татар в свои республики; этнодемографическая  композиция Оренбургской области. Так  или иначе, заключает Драгунский, все отразится на судьбе региона  и возможностях России контролировать Оренбургский коридор, иначе говоря, не допускать слияния Казахстана с волжскими тюркскими республиками, что привело бы к отсечению  России от Востока Драгунский Д. В. Этнонационалистические процессы на постсоветском пространстве и реконструкция Евразии // Материалы заседания проблемно-целевого семинара «Роль средств массовой информации в профилатике и нейтрализации этнического экстремизма». - Оренбург, 2002.

В августе - сентябре 2005 г. в семи городах  и районах Оренбургской области  комитетом администрации области  по делам национальностей и связям с религиозными организациями было организовано и проведено очередное  социологическое исследование о  состоянии этноконфессиональных отношений  в регионе. Было опрошено 700 человек.

Целью исследования было выявление  конфликтогенных факторов в многонациональном  оренбургском социуме. Рассматривались  проблемы этнической идентификации, межнациональные  отношения, состояние толерантности  и нетерпимости, прогноз этнических конфликтов, авторитет и влияние  национально-культурных обществ в  этнических группах, власть и межнациональное  взаимодействие, религиозный экстремизм и еще ряд аспектов, связанных  с этноконфессиональной сферой. Как  свидетельствуют результаты социологических  исследований, состояние межэтнических  отношений в Оренбуржье не относится  к числу наиболее острых региональных проблем. Основные страхи и опасения оренбуржцев связаны с угрозой  терроризма, распространением наркомании, ростом преступности, угрозой безработицы  и т.п. По данным исследования, в процентном выражении этот перечень выглядит следующим  образом:

наркомания -- 63,0, терроризм -- 61,0, рост преступности -- 56,0, угроза безработицы - 41,0, экономический кризис - 38,0, рост тарифов на электроэнергию и теплоснабжение -- 27,0, экологическая и радиационная безопасность - 26,0, увеличение численности нерусского населения в области - 20,0, ситуация, создаваемая в Оренбуржье мигрантами - 12,0.

С целью определения основной тенденции  в состоянии межэтнических отношений (ухудшились -- улучшились) участникам опроса был задан вопрос об изменениях, произошедших в этой сфере жизни  за последние пять лет. В итоге  сложился следующий спектр мнений (в % к опрошенным):

улучшились - 5,0; скорее улучшились - 6,0; не изменились -- 41,0; скорее ухудшились -- 16,0; ухудшились -- 13,0; затрудняюсь ответить - 19,0.

Основная масса респондентов определяет эти отношения как стабильные. Оптимистически оценивают произошедшие изменения 11%. Обратной точки зрения придерживаются 29,0% опрошенных. Таким  образом, в оценках состояния  межэтнических отношений преобладает  позиция «не изменились», при  этом, говоря об общей тенденции, одни (меньшая часть респондентов) говорят  об улучшении, другие (большая) - об ухудшении. Состояние межэтнических отношений  исследовалось и в таких общностях, как трудовой коллектив и поселенческое  образование (городок, поселок, село). В  целом положение с межэтническими отношениями в трудовом коллективе вполне благоприятное. Совместная трудовая деятельность, решение общих задач, организация труда требуют от многонационального коллектива сплоченности, единства, без которых невозможно функционирование коллектива как единого  целого. Поэтому здесь этнические отличия становятся несущественными. . В целом население области  в сфере межнациональных отношений  достаточно толерантно. Об отсутствии проявлений какой-либо неприязни заявляют более половины жителей области. Однако нетерпимость по отношению к  представителям других этнических групп  продолжает оставаться достаточно высокой (41%) респондентов испытывает недоброжелательное отношение к людям иной национальности).

Вероятность возникновения в области  конфликта на национальной почве  считается вряд ли возможной Отчет  «Этноконфессиональные отношения  в приграничном регионе (Оренбургская область)». Итоги социологического исследования, проведенного в августе 2005 г..

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Культура межнационального взаимодействия

Оренбуржье представляет собой  уникальное в этническом плане образование, на бескрайних просторах которого сформировалась одна из наиболее сложных полиэтнических систем, отличающаяся исключительным разнообразием этносоциальных элементов, пространственно-географического расселения, своеобразием этноисторической культуры. Каждый народ является субъектом  собственной культуры, специфика  которой определяется сложившейся  ситуацией, структурой хозяйственно-производственной и духовной деятельности в той  или иной естественно-географической среде.

Культура каждого этноса, независимо от уровня развитости, характеризуется  определённой целостностью, специфической  субсоциальной системой. Каждая национальная и этническая культура, будучи системно-организованным выявлением потребностей народов в  сохранении приобретённого опыта и  знаний, в передаче последующим поколениям сформировавшихся традиций, обычаев, материальных и духовных ценностей, иллюзий, мифов  и т. д., синтезировала в себе социально-историческую уникальность того или иного народа в его непрерывно-историческом воспроизводстве. Каждый человек имеет специфические  национальные, общественные по своей  природе, происхождению и функциям духовно-нравственные устои, так называемые ценностные ориентиры, призванные «задавать» личности программу деятельности и  поведения, в том числе по отношению  к другому человеку, другой народности, нации, другой материальной и духовной культуре.

Атрибут любой сферы межнациональных  отношений - это культура межнационального общения. Данная проблема является одной  из главных проблем всего человечества. Люди, позабыв свое истинное предназначение, теряют человеческое достоинство. Многие стали забывать, что нужно уважать  человека, его традиции, его происхождение.

Теперь коснемся непосредственно  темы межнациональных отношений  в студенческой среде. Как же складываются отношения среди студентов разных наций?

Ни для кого не секрет, что Россия - многонациональная страна, что  менталитет русского народа отличается от менталитета других народов, населяющих нашу Родину, что одна нация должна уважать другую и т.д. Но в последнее  время стала прослеживаться тенденция  национализма. И, что удивительно, она  занимает первенство у молодежи, конкретно, у студентов.

Феномен национализма - это этническое возрождение или этнический парадокс современности. Сущность этого явления  заключается в значительном повышении  роли этничности в общественных процессах, возрождении интереса к этнической культуре, языку, обычаям, традициям, образу жизни на фоне нарастающей интернационализации  экономической и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности. Грань, отделяющая этнический патриотизм от национализма, очень размыта и  подвижна.

Мы замечаем, что происходит обособление  одной нации от другой, что вызревает  благоприятная для конфликта  интеллектуальная и духовная среда. Мы опять замечаем, что следствием этого порока является попытка доказать превосходство одной нации над  другой.

Национальное бытие и национальное самосознание существуют у любого народа лишь постольку, поскольку существуют другие народы и страны. Национально-этническое "мы" проявляет себя благодаря  тому, что есть некоторые "они", отличающиеся от данного "мы" языком, культурой, обычаями и другими характеристиками.

Так и должно быть. Но, увы, не у всех складывается правильное мнение об этом. Не хочется говорить только о негативном, так как есть множество положительных  примеров, касающихся этого вопроса.

У большинства студентов складываются замечательные отношения друг с  другом, несмотря на то, что они разных национальностей. Они дополняют  друг друга, меняют свое мировоззрение, взгляды, больше познают свой внутренний мир, это уже большой плюс. Таким  образом, культура выступает решающим фактором сближения народов, способствует возникновению у них ощущения единства и равенства. Диалог культур  позволяет каждому народу осознать свою уникальность и вместе с тем  выявить общие потребности. В  связи с этим особую актуальность приобретает понятие культура мира. Идеи веротерпимости, всеобщего братства - это неотъемлемые составные части российской культуры, в первую очередь русской культуры и культуры народов, которые взаимно подпитывали и подпитывают друг друга, создавая многополярный мир в многонациональной стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Развитие толерантности  на современном этапе

На настоящем этапе развития наций и межнациональных отношений  социально-психологические проблемы их жизнедеятельности вышли на первый план. Это закономерно обусловлено  как ростом национального самосознания, так и кризисными явлениями в  обществе. Негативную, будоражащую  национальные чувства роль сыграли  разочарование в недавнем прошлом, методичное навязывание своей информационной системой установки на полную ущербность прошлого, социально-политический, экономический  и духовно-нравственный кризис, отсутствие доверия к государственной власти.

Серьезные изменения, произошедшие в  последние десятилетия во всех сферах социальной жизни, затронули широкий  спектр отношений общества и личности. Следствием этого стало то, что  в российском обществе крайне редко  гневное и осуждающее отношение  к другим мнениям сейчас уступает место признанию права на их существование. Политические оппоненты крайне редко  соглашаются с тем, что носители иных взглядов также озабочены судьбой  своей страны, хотя и предлагают другие пути и средства ее развития. Поэтому вне всякого сомнения распространение толерантных принципов, отказ от монополии на истину, готовность к компромиссу и диалогу стали  насущной потребностью современного общественного  бытия. Но как многие широко используемые категории, понятие толерантности  содержит в себе несколько возможных  интерпретаций, по поводу которых разворачиваются  споры не только между противниками принципа терпимости, но и между  его сторонниками.

Согласно Декларации принципов  толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркнуто: «Проявление толерантности, которое  созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих  или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений  и признает такое же право за другими» Зорин В. Ю.От национальной политике к этнокультурной: проблемы становления  доктрины и практики(1990-2002г.г.)/ В.Ю. Зорин // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2003. - №3.

А в федеральной целевой программе  сказано, что «... толерантность определяется как ценность и социальная норма  гражданского общества, проявляющаяся  в праве быть различными всех индивидов  гражданского общества; обеспечении  устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими  и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных  мировых культур, цивилизаций и  народов; готовности к пониманию  и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям  и верованиям» Федеральная целевая  программа «Формирование установок  толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М., 2001. - № 2. - С. 18.. Реальные возможности  реализации толерантности в современной  России, как и в любом обществе, зависят от существующих социальных, культурных и правовых традиций, уровня общей культуры, подготовки и умонастроения  лиц, призванных его реализовывать. Воспитание культуры чувств следует  рассматривать как одну из первооснов формирования толерантной жизненной  позиции, рассматривать в плане  их конкретности и общественной значимости, их богатства и силы выраженности, характера их проявления и в их содержательности, в способности  каждого человека управлять ими  в различных ситуациях, так как  чувства оказывают огромное влияние  на все виды его деятельности.

Информация о работе Проблемы взаимодействия национальных культур Оренбуржья