Проблемы взаимодействия национальных культур Оренбуржья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:34, реферат

Описание работы

Пробуждение национального самосознания у народов, населяющих наш край, выражается в их стремлении возродить национальную культуру, родной язык. Непосредственными организаторами и проводниками этих непростых и сложных процессов становятся национально-культурные центры, объединения, просветительские общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…………3
1. Национально-культурные объединения…………………………………………5
2. Этнокультурное образование…………………………………………………….7
3.Роль СМИ в освещении национальной политики и межэтнических отношений……………………………………………………………………………9
4.Состояние межэтнических отношений…………………………………………11
5.Культура межнационального взаимодействия…………………………………14
6.Развитие толерантности на современном этапе………………………………..17
7.Плюрализм в национальной политике и межнациональное взаимодействие в условиях полиэтнической области………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………………22
Литература………………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Копия контрольная по социологии готовая.docx

— 42.44 Кб (Скачать файл)

К сожалению, в последние годы мы все чаще слышим о проявлении чувства  национальной розни, расистских, экстремистских настроениях в обществе. Проблемы этнической толерантности в России - стране многонациональной, многоконфессиональной, поликультурной - особо актуальны.

Как показывают результаты социологических  исследований, наблюдается снижение уровня толерантности у населения. Как правило, снижение к толерантности  к представителям некоторых этнических групп наблюдается после террористических актов.

Несмотря на то, что 72,5% не испытывают неприязнь к людям другой национальности, возможность возникновения конфликтной  ситуации налицо. Можно предположить, что неприязнь к представителям других национальностей вызвана предрассудками, низким уровнем общей культуры (но ведь это элита, руководители). Возможно, это реакция на имеющиеся факты негативного отношения к себе, к людям своей национальности. Так, постоянно или часто приходилось сталкиваться в повседневной жизни с неприязненным, враждебным отношением к людям своей нации -- 49,0% опрошенных. Правда 41,7% отметили, что редко; не приходилось и никогда не сталкивались с неприязненным отношением -- 3,9% Материалы круглого стола « Национальные организации в многонациональном регионе». - Оренбург, 1996. - 106 с..

Таким образом, толерантность как  ценностное отношение человека к  другим людям можно отнести к  сущностным, свойственным природе человека качествам. Феномен толерантности  неразрывно связан с внутренним ощущением  человеком собственной свободы, позволяющим ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию  в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям  толпы, массовой ксенофобии и предрассудкам, как отклонениям от нормы, как  к проявлениям чуждости и враждебности по отношению к себе. Для постепенного распространения в российском обществе духа и принципов толерантности  важное значение имеет утверждение  в нем свободы совести, отношения  к последователям любого религиозного или светского течения, мировоззренческих  систем без их дискриминации, ущемления  прав по вероисповедному, мировоззренческому признаку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Плюрализм в национальной  политике и межнациональное взаимодействие  в условиях полиэтнической области

После распада СССР в современной  России, в первые годы перестройки, отсутствовали какие-либо механизмы  регулирования межнациональных  отношений. Однако резкое обострение межнациональных  противоречий в обществе продиктовало необходимость выработки органами государственной власти эффективной, перспективной, ситуационной национальной политики в целом как по стране, так и на местах.

Сегодня в России формируется правовая база межнациональных отношений: Указом Президента утверждена Концепция национальной политики Российской Федерации, принят ряд законов, в частности, «О национально-культурной автономии».

Оренбуржье в отличие от регионов России с элементами политической или  военной конфронтации является регионом с устойчивой политической системой. Оренбургская область имеет политически  влиятельных лидеров, обладает достаточно развитым экономическим потенциалом, не втянута в политические и межнациональные  конфликты. Это в большей степени  связано с тем, что первые руководители региона (глава областной администрации, председатель областного Законодательного собрания) уже длительное время находятся  у власти и пользуются поддержкой населения.

В Оренбуржье органы государственной  власти проводят национальную политику с учетом геополитического, социально-экономического, политического положения региона. Исторически сложилось так, что  в Оренбуржье основными и доминирующими  являются славянские, тюркские, финно-угорские народы. Заселение и хозяйственное  освоение обширного края крестьянами  разных национальностей, с одной  стороны, соседство с районами традиционного  проживания татар, башкир, казахов, чувашей, с другой стороны, это и наложило своеобразный отпечаток на национальный состав населения области. Татары и  русские за многие столетия совместного  проживания сумели найти формы толерантного существования. Поэтому отношения  православия и ислама в целом  носят терпимый характер. Татарский  вариант ислама сегодня называют «евроисламом», т.к. он очень прагматичен. Наблюдается политизация ислама. Представители общества «Hyp», «Союза мусульман России» в период выборных кампаний активно используют священнослужителей, мечети, паству для достижения своих целей. В свою очередь, это вызывает неадекватную реакцию у определенной части русского населения.

Восприятие одних этнических групп  и выражение антипатий к другим является качественным показателем  социальной и этнической толерантности. Сравнивая изучаемые нами национальные группы, следует отметить, что ксенофобия более свойственна русской молодежи, среди которой 36% выразили нежелание  явное нежелание контактировать с представителями некоторых  народностей. Ксенофобию по отношению  к другим можно отметить и у  татар (выразили 22% опрошенных).

Полное неприятие наблюдается  у татар и к проблеме возрождения  казачества.

Оренбург - казачий край. Существовавшее ранее Оренбургское казачье войско было многонациональным, где служили  также и татары. Сегодня казачество возрождается. Однако отношение к  данной этнической общности неоднозначное, особенно у татар. Только 7% татар, проживающих  в области, считает возрождение  казачества в целом положительным  явлением, 43% ответили отрицательно, 50% затруднились с ответом28. Причина неадекватного восприятия казачества в том, что созданные казачьи организации, как правило, за редким исключением, мононациональны. Организуются казачьи сходы в большинстве русских бывших казачьих станиц. Да и порой непродуманные программы, заявления казачьих лидеров настораживают представителей татарского населения, а порой встречают полное непонимание у татарского населения.

Таким образом, процессы, происходящие в обществе, оказывают существенное влияние на межнациональные контакты в регионах с полиэтническим составом населения, коим и является Оренбуржье. И поэтому проблема совместимости  культур приобретает сегодня  важное значение приобретает как  фактор стабильности и межкультурного сотрудничества.

Заключение

Таким образом, в условиях трансформирования  российского общества, изменений  политической и социально-экономической  структуры государства необходимо сохранить и творчески развивать  исторически сложившиеся традиции межнационального и межконфессионального мирного сосуществования и взаимодействия народов России.

Оренбуржье - многонациональный край. История распорядилась так, что  наш край оказался на стыке двух культур - азиатской и европейской, двух мировых религий - христианской и мусульманской, тюркских, славянских и финно-угорских языков. На протяжении многовекового совместного проживания между славянскими, тюркскими, финно-угорскими  народами сложилось уникальное взаимопонимание, уважение друг к другу, веротерпимость, что и сегодня способствует их бесконфликтному существованию. Наиболее многочисленными этническими группами являются русские, татары, казахи, украинцы, мордва, башкиры, чуваши, белорусы, немцы, евреи, чеченцы, азербайджанцы, армяне, поляки и другие. Поэтому и один из приоритетов в деятельности региональной власти - национальная политика, удовлетворяющая  интересы и потребности всех национальных и этнических групп, проживающих  в регионе. Исполнительная и законодательная  власть стремится демократично решать национальные проблемы, с учетом истории, традиций, образа жизни, культуры народов  Оренбуржья. Разработана концепция  региональной национальной политики, программа поддержки, возрождения  и развития культуры народов области. Возрождение национального самосознания идет через возрождение национальных культур. В области взят курс на действенную  реализацию прав граждан на получение  образования на родном языке, удовлетворение национально-культурных запросов общества посредством национальной системы  образования. Многообразная деятельность национально-культурных объединений  области способствует сохранению и  развитию национальных культур, гармонизации межнациональных отношений в  области и направлена на обеспечение  национально-культурных прав и свобод граждан России.

Литература

1. Амелин В. В. Этнокультурная  мозаика Оренбуржья. - Оренбург, 1999

2. Амелин В.В ., Горшенин С.Г  ., Чибилев А.А Край оренбургский. - Оренбург, 2003

3. Габдулгофарова И. М., Моргунов  К. А., Наточий В. В. История  и культура народов Оренбуржья. - Оренбург, 2005

4. Дорофеев В. В. Над Уралом - рекой. Челябинск, - «ДиМур» 1998

5. Лепехин И. И. Д Записки  путешествий по провинциям Российского  государства. СПб., 1995

6. Монастырский. С Иллюстрированный  Спутник по Волге. - М., 1989.

7. Моргунов К.А .,Панина Л.С  ., Смирнова Н.А Этнополитические  процессы в трансформирующемся  российском обществе. - Оренбург,2005

8. Федоровская Л.Е., Амелин В.В  Национальные организации в многонациональном  регионе. - Оренбург,1996

9. Черешманский В. М. Описание  Оренбургской губернии в этнографическом  и промышленных отношениях. - Уфа, 1985.

10. Региональная этнокультурная  политика, межэтнические и этнокофессиональные  отношения в Оренбуржье. Ежегодный  доклад, 2005 год. - Оренбург, 2005

11. Региональная этнокультурная  политика, межэтнические и этнокофессиональные  отношения в Оренбуржье. Ежегодный  доклад, 2006 год. - Оренбург, 2006

 


Информация о работе Проблемы взаимодействия национальных культур Оренбуржья