Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 06:17, курсовая работа
Насилие над детьми — это жестокое обращение с детьми. Может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального насилия или отсутствия заботы. Согласно ВОЗ, насилие над детьми является глобальной проблемой с серьёзными пожизненными последствиями. В настоящее время насилие в отношении детей в семьях процветает.
1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 3
1.1 Актуальность темы проекта 3
1.2 Цели и задачи проекта. 5
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА 6
2.1 Описание проекта 6
2.2 Ресурсное обеспечение проекта 10
2.2.1 Правовое обеспечение проекта 10
2.2.2 Кадровое обеспечение ресурсами 11
2.2.3 Финансовое обеспечение 13
3. ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 15
4. ПРЕПЯТСТВИЯ И РИСКИ 17
5. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 18
6. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 22
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Обоснование выбора темы проектирования 3
1.1 Актуальность темы проекта 3
1.2 Цели и задачи проекта. 5
2. Общая характеристика проекта 6
2.1 Описание проекта 6
2.2 Ресурсное обеспечение проекта 10
2.2.1 Правовое обеспечение проекта 10
2.2.2 Кадровое обеспечение ресурсами 11
2.2.3 Финансовое обеспечение 13
3. Этап реализации проекта 15
4. Препятствия и риски 17
5. Социальный эффект реализации проекта 18
6. управление проектом 20
Список используемых источников и литературы 22
1. Обоснование выбора темы проектирования
1.1 Актуальность темы проекта
Что же такое насилие? Насилие – это целенаправленное силовое принуждение, действие одного субъекта над другим субъектом, осуществляемое с определенной целью, вопреки согласию, воле и интересам последнего. [17]
Насилие над детьми — это жестокое обращение с детьми. Может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального насилия или отсутствия заботы. Согласно ВОЗ, насилие над детьми является глобальной проблемой с серьёзными пожизненными последствиями. В настоящее время насилие в отношении детей в семьях процветает. [17]
Более 2-х миллионов детей в возрасте до 14 лет постоянно подвергаются физическому насилию в семье, а именно избиению родителей, 50 тысяч таких детей сбегают из дома, а 25 тыс. из них исчезают навсегда.[21]
Согласно многочисленным исследованиям проводимых в России, с которыми работал фонд «Равновесие», по некоторым показателям положение находящихся в тяжелой ситуации детей даже улучшается. Так, в 2010 году от преступных посягательств пострадало 100,2 тыс. несовершеннолетних, а в 2006 - 194,4 тыс. детей. При этом не менее 4 тыс. детей ежегодно погибают в результате насилия или получают тяжкий вред здоровью. Случаев лишения родительских прав также становится меньше: в 2010 году более 64 тыс. детей были разлучены с родителями, а в 2006 году - более 74 тыс. Однако, в 2010 году возросло количество случаев сексуального насилия над несовершеннолетними. По информации Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, на которую ссылается Фонд, количество выявленных преступлений по ст. 133 УК РФ ("принуждение к совершению действий сексуального характера") многократно возросло - на 62,3%. Также возросло количество изнасилований несовершеннолетних - на 14,7%, насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних – 24,8%, малолетних – 17,8%. Всего за 2010 год произошло 9,5 тыс. подобных преступлений, жертвами которых стали почти 7 тыс. несовершеннолетних. [21]
По данным "Хабаровского центра социальной помощи семье и детям" 32% хабаровчан подтверждают, что в их семьях существует домашнее насилие. Более чем в 95% случаев от домашнего насилия страдают не только женщины, но и их дети. Открытое насилие в семье, оставляет тяжелый отпечаток на мировоззрение маленького ребенка. Из-за психических травм, полученных в детстве, ребенок не сможет самостоятельно построить свою полноценную семейную жизнь. Дети, которые вырастают в окружении насилия, у них вырастает вероятность применения насилия над детьми в своей семье.Насилие становится семейной традицией, своего рода наследственным заболеванием.
Посмотрим статистику за период с 2006 по 2012 год и сделаем прогноз с помощью метода экстраполяции на 2013 год. [21]
Таблица 1 – Статистика детей подвергшихся домашнему насилию (%).
Вид насилия |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Психологическое |
45 |
47 |
39 |
42 |
45 |
37 |
40 |
39 |
Сексуальное |
15 |
17 |
10 |
20 |
23 |
25 |
19 |
23 |
Физическое |
26 |
29 |
35 |
20 |
21 |
27 |
31 |
32 |
Не подвергался насилию |
14 |
7 |
16 |
18 |
11 |
11 |
10 |
6 |
И так, по таблице видно, что дети подвергаемые психологическому насилию составит 39%, сексуальному насилию 23%, физиологическому насилию 32% и дети которые не подвергаются насилию 6%.
Наиболее эффективным способом психологической помощи таким детям и предотвращения агрессивного поведения является игровая терапия. С этой целью, разработан проект на базе центра детского творчества "РАДУГА ТАЛАНТОВ" г. Хабаровска создать детскую терапевтическую комнату «Радужный мир».
Центр « Радуга талантов» осуществлять эстетическое и духовное развитие подрастающего поколения, работать с общеобразовательными школами и средними учебными заведениями.
В данном центре разработаны и применяются новые образовательные и воспитательные технологии личностного развития, адаптированные к различным возрастным категориям детей.
В Центре созданы условия для развития творческих потребностей и индивидуальных способностей детей и подростков.
1.2 Цели и задачи проекта.
Целью проекта является снижение детского и насилия в семье на 5% в течение 1 года.
Задачи проекта:
2. Общая характеристика проекта
2.1 Описание проекта
В группу «Радужный мир» будут входить дети, которые подвергались насилию. Для того, что бы определить ребенка в группу, специалист проведет социальную диагностику с ребенком.
Социальная диагностика – это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации. [12]
На первом этапе диагностики группа специалистов (в составе психолог, социальный работник, медицинский работник и педагог) знакомиться с ребенком.
На втором этапе его осмотрит медицинский работник. В случае если ребенку понадобится медицинская помощь, то она ему будет оказана.
На третьем этапе, психолог и социальный работник старается снять у ребенка напряжение, которое возникло у него из-за ожидания неизвестного. Работая с ребенком, специалист проводит методику «Несуществующее животное» или просят его нарисовать то, что он любит, или сложить из бумаги какую-нибудь фигуру. Специалист использует в своей работе тест Люшера. После проведения различных тестов, психолог обрабатывает полученные результаты и делает вывод.
Специалисты стараются дать ребенку представление о его неповторимости, личностной ценности, и схожести его со сверстниками. Это связанно с тем, что у детей переживших насилие, возникает чувство отличия от своих сверстников не подвергавшихся насилию.
На четвертом этапе психолог в течение 20 – 30 мин. обсуждает с ребенком историю с насилием. На этом этапе психолог старается помочь ребенку актуализировать чувства, связанные с насилием и вынести их наружу. Помочь ему преодолеть болезненные чувства непохожести на других детей и восстановить уверенность в обратном.
Психолог готовит описание двух историй о насилии над ребенком. Одна история должна быть о ребенке, который неоднократно подвергался насилию со стороны знакомых людей (отца, отчима, родственников и знакомых). Другая история должна быть про ребенка подвергавшегося насилию незнакомым или малознакомым человеком с применением физической силы. Рассказывать необходимо историю, которая больше подходит к ситуации ребенка. Этот прием применяется, чтобы подготовить почву для начала терапии с ребенком. Так как могут возникнуть трудности, если начать с истории ребенка. Затрагивая похожие истории сверстника, ребенок опосредованно выносит наружу свои переживания, которые беспокоят его.
После социальной диагностики, ребенок переводится в группу, где с ним занимается педагог. Но психолог и социальный работник помогают педагогу и по необходимости оказывают психологическую помощь ребенку.
В группе «Радужный мир» педагог знакомит ребенка с другими детьми, и проводят занятия арттерапии.
Арттерапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик. [19]
В программе используется цветотерапия. Основными инструментами для этой терапии необходимы: вода, кисти, палитра красок, холсты (листы).
Педагог просит детей, нарисовать то, что хочет каждый ребенок. Ребенок с помощью рисунка выражает свои переживания, свои эмоции и страхи, выплескивает свой негатив на лист. В конце занятия, специалист фиксирует поведение ребенка и анализирует его рисунок.
Песочная терапия. Основные материалы: песок, вода, маленькие фигурки. Все происходит на подносе и в конце занятия ребенок рассказывает о своей работе, специалист фиксирует абсолютно все: композиции, особенности поведения, действия и эмоции ребенка.
В песочной терапии существует несколько стадий игры:
Первая стадия – хаос. Стадия, которая отражает эмоциональную тревогу и переживания, занимающее значимое место в жизни ребенка. Происходит заново переживание негативных, болезненных эмоций и освобождение от них. Многократное символическое повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменить отношение к ней. Эта стадия продолжается от одного до нескольких занятий. Все зависит от психологического состояния ребенка.
Вторая стадия – борьба. В песочницу переносятся внутренние конфликты: агрессия, тревога, реальные конфликты и взаимоотношения и пр. В конце этой стадии появляются первые признаки уравновешенности.
Третья стадия – гармония. Ребенок обретает успокоение и возвращается к нормальной жизни. Восстанавливается порядок и равновесие.
Так же в программу входит игровая терапия, она проводится индивидуально с каждым ребенком.
Игровая терапия – это наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Когда им предоставляется такая возможность, дети разыгрывают свои чувства и потребности примерно так же, как это делают взрослые.[19]
Игровой материал: игрушки из реальной жизни (могут быть: куклы, домики, посуда, машины, медицинский набор и т.д), игровой материал для снятия агрессии и страхов (солдатики, монстры, оружие, маски волка или чудовища и т.д) и игровой материал для развития творческого мышления (пластилин или глина, конструкторы, мозаики и т.д).
На первом этапе педагог свободно играет с ребенком и знакомит его с игровой комнатой.
На втором этапе педагог вводит в игру ребенка какую-либо ситуацию, напоминающую психотравмирующее событие с помощью специально подобранных игрушек. В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную, деятельную роль.
На третьем этапе игровой терапии продолжается свободная игра ребенка.
Педагогу необходимо заранее подготовить план игровой терапии с учетом возраста, особенностей эмоционального состояния ребенка и конечной цели терапии.
Помимо этого в план реабилитационной работы входит работа с родителями. Психолог поможет родителям в вопросах воспитания, что бы снизить жестокость по отношению к детям в семье. Для этого будут созданы специальные 4 комнаты. Которые оборудованы специальной аппаратурой и в них будут развешаны плакаты, на которых будут изображены дети подвергшиеся насилию.
В первой комнате – родитель стает в угол и надевает наушники. В наушниках звучит голос «отца», где тот ругает «ребенка».
Во второй комнате аналогичная ситуация, только в наушниках звучит голо «мамы». Она так же как и «отец» в грубой и жестокой форме, недопустимым тоном ругается.
В третьей комнате закрепляется полученный эмоционально-психологический эффект с помощью информации о последствиях физического насилия. В этой комнате, на стенах, развешаны фотографии с детьми, которые подвергались физическому насилию, и различные статьи на эту тему.
В четвертой комнате, родитель прослушает положительную аудиозапись с хорошими словами, это поможет родителю выйти из полученной, в первых трех комнатах, стрессовой ситуации. А так же в комнате будут развешаны фотографии счастливых семей и детей.
2.2 Ресурсное обеспечение проекта
2.2.1 Правовое обеспечение проекта
Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что «Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». Таким образом, признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям. [8]
Декларации прав ребенка 1959 г., в которой провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечается, что «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». [8]
Информация о работе Проект адаптация детей подвергшихся домашнему насилию