Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:36, реферат
Современный подход к профессионально-этическим качествам социального работника закреплен в квалификационной характеристике Профессиональные стандарты, требования к социальному работнику основываются на кодексе этики и профессиональных умений, который служит в качестве руководства в каждодневном поведении социальных работников, основываются на фундаментальных общечеловеческих ценностях и учитывают достоинство и уникальность каждой личности, ее права и возможности. В соответствии с кодексом социальный работник рассматривается как работник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей.
Введение
1. Особенности требований к нравственно-этическому кодексу социального работника Республики Беларусь, вытекающие из этнических и социально-экономических условий.
2. Этика. Профессиональная этика специалиста по социальной работе.
3. Профессионально-этическая культура.
4. Этикет социального работника.
5. Этические дилеммы и моральные конфликты в социальной работе.
6. Этический кодекс социального работника.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Профессия специалиста по социальной работе пользуется все большим уважением в стране. Ее престиж возрастает по мере развития территориальных служб, становления новых социальных учреждений. Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работе играют большую роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства страны.
Современный подход к профессионально-этическим
качествам социального
Профессия специалиста по социальной
работе пользуется все большим уважением
в Беларуси. Ее престиж возрастает
по мере развития территориальных служб,
становления новых социальных учреждений.
Обладая обширными знаниями в
социальной сфере и находясь на переднем
плане борьбы с социальным неблагополучием
в стране, специалисты по социальной
работе играют большую роль в системе
социальной защиты населения, создании
государственно-общественного
В соответствии с кодексом социальный работник рассматривается
как работник социальной службы, осознающий
свою моральную ответственность перед
клиентом и обществом, добровольно принявший
на себя ответственность в оказании помощи
людям, в улучшении качества жизни людей.
Беларуси еще предстоит фундаментально
разработать стандарты и нормы профессионально-этического
поведения специалистов по социальной
работе. Общепринятое понимание деятельности
социального работника, которое определяет
направления подготовки специалистов
для различных учреждений социальных
служб, сегодня переосмысливается с учетом
специфических особенностей Беларуси
и ее отдельных территорий.
Для выполнения предписанных социальным
работником функций им необходимо не
только соответствующее
За последнее время было предложено немало
теорий и идей, касающихся моральных противоречий.
Многие из них могут стать основой решений
этических проблем в социальной работе,
учитывая свои особенности в силу специфики
профессии, времени, страны.
Этические ценности социальной работы
и факторы, обуславливающие необходимость
развития этики социальной работы.
В практике социальной работы на протяжении
ее истории происходили значительные
перемены, но социальные работники продолжали
придерживаться определенного комплекса
ценностей, в котором и произошли некоторые
изменения, но ключевые элементы сохранились.
Социальная работа направлена на оказание
помощи, поддержки, защиты всех людей,
особенно "слабых" социальных групп,
испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности.
Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности,
социальная работа ориентируется на ключевые
элементы комплекса ценностей, сохраняющейся
с незначительными изменениями в ходе
всей ее истории - благополучие людей,
социальная справедливость, достоинство
индивида. Это означает, что подход к жизни
каждого индивида как высшему ценностному
измерению дополняется пониманием того
обстоятельства, что сама эта жизнь должна
быть достойной человека. Каждый человек
ценен своей уникальностью, которую следует
учитывать и уважать.
Социальная работа более других профессий
располагается в границах нравственного
выбора и этического поведения. Поэтому
такие факторы регуляции человеческого
поведения как общественная мораль, индивидуальный
нравственный контроль, являются нравственными
регуляторами самой социальной работы.
Помимо единых требований общественной
морали, социальная работа регулируется
также такими принципами профессиональной
этики как конфиденциальность и толерантность.
Основываясь на гуманизме и нравственном
расположении духа, социальная работа
ориентируется на ключевые элементы комплекса
ценностей, сохраняющиеся с незначительными
изменениями в ходе всей ее истории - благополучие
людей, социальная справедливость, достоинство.
Повседневные же этические проблемы социальных
работников подвержены большим трансформациям
(например, этические проблемы конфиденциальности
в условиях компьютеризации).
Можно выделить несколько уровней таких проблем:
а) зависимость ценностной базы социальной работы от миссии, целей и задач;
б) разработка этических стандартов профессии;
в) этические дилеммы
Проблемы ценностной базы социальной
работы напрямую связана с ее гуманистической
сущностью, так как независимо от конкретных
задач той или иной модели социальной
помощи ключевой ценностью социальной
работы выступает любая личность. Это
означает, что подход к жизни каждого индивида
как высшему ценностному измерению дополняется
пониманием того обстоятельства, что сама
эта жизнь должна быть достойна человека.
Правом на помощь со стороны субъектов
социальной работы обладает каждый, кто
обращается к ним, без дискриминации по
каким-либо основаниям.
Гуманистические ориентиры
побуждают субъектов
Социальная работа как профессиональная
деятельность по оказанию помощи отдельным
людям, группам или общностям находится
в стадии становления, формирования и
постоянного развития. И сегодня в условиях
социальной нестабильности, общественных
преобразований проблема становления
и развития этического сознания социального
работника весьма актуальна. Назрела необходимость
осознания важности формирования этических
качеств социальных работников, призванных
к высокой гуманной цели: помогать людям
оказавшимся в неблагоприятных условиях
жизнедеятельности.
2.Этика. Профессиональная этика специалиста по социальной работе.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, её развитие, нормы и роль в обществе. Этика – одна из древнейших теоретических дисциплин, возникшая как часть философии. Термин был введен Аристотелем для обозначения учения о нравственности.
Профессиональная этика – одна из фундаментальных теоретических основ любой деятельности; наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Кроме того, профессиональная этика – это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.
Этика социальной
работы – учение о нравственных основах:
Этика социальной
работы – наука о разных аспектах
нравственной деятельности субъектов
социальной работы, отражающая специфику
функционирования морали в условиях целостного
процесса профессиональной деятельности
социального работника.
Объект
изучения этики
социальной работы – профессиональная
мораль специалистов.
Предмет
этики социальной работы – возникающие
в процессе работы этические отношения,
этическое сознание и этические действия
социальных работников.
Цель этики
социальной работы – обеспечение
и поддержание социально одобряемых содержания
и сущности профессиональной деятельности.
Задачи этики социальной работы:
Содержание этики
социальной работы включает в себя:
Нравственное
сознание специалиста по социальной
работе – центральный компонент нравственной
культуры личности, детерминирующий профессиональные
отношения и деятельность.
Нравственные
отношения – совокупность поступков,
совершенных не по соображениям выгоды,
а по велению совести, по критерию справедливости
и добра. В социальной работе это отношения
между субъектами деятельности, в основе
которых лежат принципы этики социальной
работы.
Нравственная
деятельность – это момент или сторона
других видов человеческой деятельности:
производственной, политической, научной,
художественной. Она составляет нравственный
мотив деятельности – желание совершить
добро, исполнить долг, отстоять личную
честь и достоинство. Нравственная деятельность
в социальной работе является детерминирующей
данной профессиональной деятельности,
системообразующим звеном во всех её видах
(социальная помощь клиенту, профессиональное
развитие и самообразование, научно-исследовательская
работа).
Основные
категории этики социальной работы
– это основные понятия этики, отражающие
наиболее существенные стороны профессиональной морали и составляющие
теоретический аппарат этики социальной
работы. В профессиональной этике социальной
работы основополагающее значение имеют
категории профессиональной чести и совести,
справедливости и достоинства, профессионального
долга, авторитета и самодисциплины.
Профессиональная
честь – понятие морального сознания,
сходное с категорией «достоинство», включает в
себя осознание специалистом себя как
профессионала. Профессиональная честь социального
работника раскрывает отношение человека
к самому себе как профессионалу конкретной
деятельности.
Совесть
– одна из высших форм способности человека
оценивать и контролировать свои поступки
(в том числе и поступки в профессиональной
деятельности) с точки зрения моральных
требований (требований профессиональной
морали). Совесть – это понимание личностью
ответственности перед другим человеком,
социальной группой или обществом. В социальной
работе это выражается в моральной ответственности
специалиста перед клиентом, коллегами,
обществом.
Справедливость
– понятие морального сознания, характеризующее
такое положение вещей, которое рассматривается
как должное, соответствующее определенному
пониманию сущности человека и его прав.
Профессиональная
справедливость – понятие морального
сознания, выражающее должный порядок
человеческих взаимоотношений в социальной
работе. Выступает как благо, идеал или
норма взаимодействия и поведения субъектов
социальной деятельности.
Достижение
социальной справедливости – создание
для всех членов общества условий для
реализации своих возможностей и удовлетворения
жизненных потребностей; вознаграждение,
которое получают люди и их разные объединения
со стороны общества и его институтов,
согласно их делам, поступков, характеру
жизнедеятельности.
Достоинство
– понятие морального сознания, выражающее
представление о ценности всякого человека
как нравственной личности, а также категория
этики, которая означает особое моральное
отношение человека к самому себе и отношение
к нему со стороны общества, в котором
признается ценность личности.
Долг
– понятие, выражающее обязанности и нравственные
задачи человека, социальной группы или
общества. По своему содержанию категория
долга носит конкретно-исторический и
личностный характер. Долг служит выражением
нравственной позиции человека, его убеждений
и ценностных ориентаций. Это не исключает
общественного содержания понятия «долг».
Исполнение д. служит главным критерием
оценки и самооценки человека. Понятие
«долг»выступает как выражение нравственной
задачи, ставшей внутренне принимаемым
обязательством и императивом поведения
человека.
Профессиональный
долг – превращение требований нравственности,
в равной мере относящихся ко всем людям,
в личную задачу конкретного специалиста,
сформулированную применительно к частным
ситуациям, но базирующуюся на общенормативных
требованиях профессиональной деятельности
в области социальной работы.
Авторитет
– неформальное влияние какого-либо лица
или социальной группы, основанное на
знаниях, умениях, опыте или нравственных
достоинствах. Авторитет социального
работника основан на знаниях, умениях
и практическом опыте в области социальной
работы и выражается в способности специалиста
без принуждения влиять на субъектов деятельности.
Конфиденциальность
– этический принцип, в соответствии с
которым социальный работник или другой
представитель этой профессии не имеет
права раскрыть информацию о клиенте без
согласия последнего. В особых случаях
социальные работники могут быть обязаны
юридическим путем раскрыть определенным
представителям власти некоторую информацию
(например, угрозы применить силу, совершение
преступлений, подозрения в жестоком обращении
с ребенком), которые ведут за собой возбуждение
судебного преследования.
3.Профессионально-этическая культура.
Культура поведения
– совокупность форм повседневного
поведения человека (в труде, быту, общении
и др.), в которых находят внешнее выражение
моральные и эстетические нормы этого
поведения. Если нравственные нормы определяют
содержание поступков, предписывают, что
именно люди должны делать, то культура
поведения раскрывает, каким конкретно
образом осуществляются в поведении требования
нравственности.
Профессионально-этическая
культура личности специалиста социальной
работы – система сформированных,
профессионально-значимых качеств личности,
основанных на нормах нравственности
и отражающих готовность к осуществлению
профессиональной деятельности в конкретном
социокультурном пространстве, трансляции
этических ценностей, норм поведения,
существующих в данном регионе. Основными
компонентами профессионально-этической
культуры личности специалиста социальной
работы выступают:
В структуру нравственного
сознания социального работника входят
нравственные взгляды (этические знания
в области социальной работы), убеждения
(идеалы) и чувства, отражающие моральное
отношение в конкретной социальной деятельности.
Все данные компоненты структуры находятся
в тесной взаимосвязи.
Моральная
позиция специалиста по социальной работе
– один из устоев внутреннего мира личности
специалиста, определенное моральное
кредо, которым он руководствуется в конкретной
практической ситуации. В основе моральная
позиция специалиста по социальной работе
лежат принципы этики социальной
работы. Данные принципы являются
детерминантами этических норм и стандартов
поведения.
Нравственное
поведение – совокупность поступков
человека, имеющих нравственное значение,
совершаемых им в относительно продолжительный
период в постоянных или изменяющихся
условиях.
Нравственные
привычки выступают как способ поведения
личности, конкретно выражающий нравственную
сторону её характера, образ поведения.
Нравственные привычки органично связаны
с нравственными чувствами и моральной позицией
личности, в них закрепляются направленность
чувств и моральная позиция человека.
Среди нравственных привычек социального
работника можно выделить такую как привычка
приходить на помощь нуждающимся в ней.
Нравственный
самоконтроль заключается в повседневной
регуляции своего поведения, контроле
своих мотивов и нравственных оценок.
Основные составляющие нравственного
самоконтроля: моральная самооценка, самонаблюдение,
самообладание. Нравственный самоконтроль реализуется
посредством таких субъективных механизмов,
как совесть и профессиональный
долг.
Нравственное
развитие – обретение ценностей, чувств,
мыслей, ведущих к определенным формам
поведения и согласующихся с нравственными
нормами.
Профессионально-этическое
развитие специалиста – закономерные
качественные изменения личности, направленные
на разрешение противоречий между её исходными
параметрами и теми функциями, которые
ей предстоит выполнять в силу своего
профессионально-этического долга.
Профессионально-этические
качества специалиста по социальной работе
– свойства личности, в основе которых
лежит осознание и принятие нравственных
ценностей и норм социальной работы, реализуемых
в профессиональной деятельности. Овладение профессионально-этической
культурой предполагает развитие
следующих личностных качеств специалиста:
Информация о работе Профессиональная этика специалиста по социальной работе