Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:36, реферат
Современный подход к профессионально-этическим качествам социального работника закреплен в квалификационной характеристике Профессиональные стандарты, требования к социальному работнику основываются на кодексе этики и профессиональных умений, который служит в качестве руководства в каждодневном поведении социальных работников, основываются на фундаментальных общечеловеческих ценностях и учитывают достоинство и уникальность каждой личности, ее права и возможности. В соответствии с кодексом социальный работник рассматривается как работник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей.
Введение
1. Особенности требований к нравственно-этическому кодексу социального работника Республики Беларусь, вытекающие из этнических и социально-экономических условий.
2. Этика. Профессиональная этика специалиста по социальной работе.
3. Профессионально-этическая культура.
4. Этикет социального работника.
5. Этические дилеммы и моральные конфликты в социальной работе.
6. Этический кодекс социального работника.
Заключение
Список используемой литературы
Ответственность
(нравственная) – категория этики,
характеризующая личность с точки зрения
выполнения ею нравственных требований,
предъявляемых обществом, выражающая
степень участия личности и социальных
групп в их собственном нравственном совершенствовании
и в совершенствовании общественных отношений.
Ответственность
социальная – осознание социальными
субъектами (личностью, социальными группами)
требований к ним, к их деятельности и
поведению со стороны других субъектов,
исходя из принятых в обществе социальных
норм.
Толерантность
– терпимость к образу жизни, поведению,
чувствам, мнениям, идеям, верованиям,
отличным от собственных. Не являясь врожденным
свойством личности, толерантность формируется
в течение жизни путем воспитания и самовоспитания
и относится к важным компонентом готовности
социального работника к профессиональной
деятельности.
Уважение – одно
из важнейших требований нравственности,
подразумевающее такое отношение к людям,
в котором практически (в соответствующих
действиях, мотивах, а также в социальных
условиях жизни общества) признается достоинство
личности. Сложившееся в моральном сознании
общества понятие уважения предполагает:
справедливость, равенство прав, возможно
более полное удовлетворение интересов
людей, предоставление им свободы, доверие
к людям, внимательное отношение к их убеждениям,
устремлениям, чуткость, вежливость, деликатность,
скромность.
Эмпатия – сопереживание,
способность личности проникнуться душевными
переживаниями других людей, сочувствовать
им, разделять их переживания и проблемы;
постижение эмоционального состояния
другого человека, проникновение «вчувствование»,
в его внутренний мир.
Климат морально-психологический
– относительно устойчивая характеристика
межличностных отношений в группе, от
которых во многом зависит эффективность
деятельности группы в целом и отдельных
ее участников, удовлетворенность членством
в группе и результатами совместной деятельности,
сплоченность, перспективы развития группы,
коллектива.
4.Этикет социального работника.
Этикет – совокупность
правил поведения, касающихся внешнего
проявления отношения к людям (обхождение
с окружающими, формы обращения и приветствия,
поведение в общественных местах, манеры
и одежда). Этикет является составной частью
внешней культуры личности. В него входят
те её требования, которые приобретают
характер строгой регламентации и в соблюдении
которых имеет особое значение определенная
форма поведения.
Этикет в социальной
работе – это свод этических правил
поведения в профессиональной деятельности,
определяющих внешнее проявление отношений
субъектов данной деятельности. Соблюдение
правил этикет делает общение людей в
процессе профессиональной деятельности
взаимоприятным.
Общение – особая
форма взаимодействия и межличностных
отношений людей, в процессе которых происходит
становление основных психических способностей,
свойств, качеств и характеристик личности,
стиля её поведения и деятельности.
Гуманистическое
общение – межличностная связь, позволяющая
удовлетворить человеческую потребность
в понимании, сочувствии, сопереживании.
В основе ценностей гуманистической этики
общения лежит признание потребностей
и интересов другого человека. Ценности
и принципы гуманистической этики общения
обосновывают сложную ценностно-нормативную
структуру этических норм профессиональной
коммуникативной культуры специалиста
по социальной работе. Основные этические
стандарты профессионального общения
социального работника заключаются в
следующем:
Этноэтикет – это результат духовно-нравственной деятельности
этноса в определенных
социокультурных условиях, имеющих
специфическую структуру
Культура межнационального
общения – специальные знания и убеждения,
в также адекватные им поступки и действия,
проявляющиеся в межличностных контактах
и взаимодействии представителей различных
этнических общностей, которые в совокупности
позволяют быстро и безболезненно достигать
взаимопонимания и согласия в общих интересах.
Основные элементы культуры межнационального общения:
Профессиональная
культура межнационального общения
в содержательном плане включает в себя:
5.Этические дилеммы и моральные
конфликты в социальной работе
Дилемма – положение,
при котором выбор одной из двух противоположных
возможностей затруднителен. Главный
источник моральных затруднений – конфликт ценностей
и интересов. Дилемма в социальной работе
чаще всего обусловлена следующими противоречиями:
Моральный конфликт – специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность. В конфликтной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель.
6.Этический кодекс социального работника
Этический кодекс
– свод нравственных норм, предписываемых
к исполнению. В содержательном плане
этот свод состоит из принципов, норм и
стандартов поведения, основанных на ценностях
конкретной социокультурной среды.
Профессионально-этический
кодекс специалиста по социальной работе
включает в себя требования к объему и
качеству познаний в области морали, жизненных
укладов расовых, этнических и других
культурных групп общества, этических
основ процесса обсуждения с клиентом
деликатных проблем.
Профессионально-этический кодекс специалиста по социальной работе функционирует как формализованное выражение ответственности:
а) профессии перед обществом,
которое санкционирует эту
б) представителей профессии перед потребителями услуг;
в) специалистов перед своей профессией.
Помимо перечисленных профессионально-этический кодекс специалиста по социальной работе имеет следующие функции:
Заключение
Еще предстоит фундаментально разработать стандарты и нормы профессионально-этического поведения специалистов по социальной работе. Общепринятое понимание деятельности социального работника, которое определяет направления подготовки специалистов для различных учреждений социальных служб, сегодня переосмысливается с учетом специфических особенностей страны и ее отдельных территорий. Традиционные нормы, ценности и профессиональные стандарты социального работника, выработанные в Европе и Америке, оцениваются в новом свете. Новая парадигма социальной работы выдвигает систему требований к квалификации и морально-этическому поведению специалиста по социальной работе.
Для выполнения предписанных социальным
работникам функций им необходимо не
только соответствующее
За последнее время было предложено
немало теорий и идей, касающихся моральных
противоречий. Многие из них могут
стать основой решений
Список используемой литературы:
1. Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М.: Владос, 1999.
2. Митрошенков О.А. Философия: учебник. Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе. М.: Гардарики, 2002
3. Ример Ф.Г. Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы.- М., 1993-1994.
4. Сараева Д. А. Этика социальной работы.- Томск: Изд-во ТПУ, 2002.
5. Склярова Т.В. Современные
проблемы профессиональной
6. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993.
7. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998.
Информация о работе Профессиональная этика специалиста по социальной работе