Профессиональная этика специалиста по социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:36, реферат

Описание работы

Современный подход к профессионально-этическим качествам социального работника закреплен в квалификационной характеристике Профессиональные стандарты, требования к социальному работнику основываются на кодексе этики и профессиональных умений, который служит в качестве руководства в каждодневном поведении социальных работников, основываются на фундаментальных общечеловеческих ценностях и учитывают достоинство и уникальность каждой личности, ее права и возможности. В соответствии с кодексом социальный работник рассматривается как работник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей.

Содержание работы

Введение
1. Особенности требований к нравственно-этическому кодексу социального работника Республики Беларусь, вытекающие из этнических и социально-экономических условий.
2. Этика. Профессиональная этика специалиста по социальной работе.
3. Профессионально-этическая культура.
4. Этикет социального работника.
5. Этические дилеммы и моральные конфликты в социальной работе.
6. Этический кодекс социального работника.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Профессиональная этика специалиста по социальной работе.docx

— 44.19 Кб (Скачать файл)
  • гуманистическая направленность;
  • личная и социальная ответственность;
  • доброта и справедливость;
  • чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
  • толерантность, вежливость и способность к эмпатии;
  • готовность понять других и прийти к ним на помощь;
  • эмоциональная устойчивость;
  • личная адекватность и социальная адаптивность.

 
 Ответственность (нравственная) – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом, выражающая степень участия личности и социальных групп в их собственном нравственном совершенствовании и в совершенствовании общественных отношений. 
 
 Ответственность социальная – осознание социальными субъектами (личностью, социальными группами) требований к ним, к их деятельности и поведению со стороны других субъектов, исходя из принятых в обществе социальных норм. 
 
 Толерантность – терпимость к образу жизни, поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, отличным от собственных. Не являясь врожденным свойством личности, толерантность формируется в течение жизни путем воспитания и самовоспитания и относится к важным компонентом готовности социального работника к профессиональной деятельности. 
 
 Уважение – одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни общества) признается достоинство личности. Сложившееся в моральном сознании общества понятие уважения предполагает: справедливость, равенство прав, возможно более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы, доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.  
 
 Эмпатия – сопереживание, способность личности проникнуться душевными переживаниями других людей, сочувствовать им, разделять их переживания и проблемы; постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение «вчувствование», в его внутренний мир. 
 
 Климат морально-психологический – относительно устойчивая характеристика межличностных отношений в группе, от которых во многом зависит эффективность деятельности группы в целом и отдельных ее участников, удовлетворенность членством в группе и результатами совместной деятельности, сплоченность, перспективы развития группы, коллектива.

 

 

 

 

 

4.Этикет социального работника. 
 
 Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет является составной частью внешней культуры личности. В него входят те её требования, которые приобретают характер строгой регламентации и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. 
 
 Этикет в социальной работе – это свод этических правил поведения в профессиональной деятельности, определяющих внешнее проявление отношений субъектов данной деятельности. Соблюдение правил этикет делает общение людей в процессе профессиональной деятельности взаимоприятным. 
 
 Общение – особая форма взаимодействия и межличностных отношений людей, в процессе которых происходит становление основных психических способностей, свойств, качеств и характеристик личности, стиля её поведения и деятельности. 
 
 Гуманистическое общение – межличностная связь, позволяющая удовлетворить человеческую потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. В основе ценностей гуманистической этики общения лежит признание потребностей и интересов другого человека. Ценности и принципы гуманистической этики общения обосновывают сложную ценностно-нормативную структуру этических норм профессиональной коммуникативной культуры специалиста по социальной работе. Основные этические стандарты профессионального общения социального работника заключаются в следующем:

  • планирование предстоящего процесса профессионального взаимодействия;
  • выслушивание других с пониманием;
  • целенаправленное построение процесса профессионального взаимодействия;
  • создание и развитие взаимодействия;
  • наблюдение и интерпретирование вербального и невербального общения;
  • обсуждение острых проблем в позитивном эмоциональном настрое;
  • выступление в роли посредника в улаживании отношений между конфликтующими сторонами.

 
 

Этноэтикет – это результат духовно-нравственной деятельности

этноса в определенных социокультурных условиях, имеющих  специфическую структуру взаимосвязанных  компонентов, отражающих систему характерных  для этноса традиционных норм и правил поведения, стандартизированного общения  в типичных, изо дня в день повторяющихся  ситуациях социального взаимодействия. 
 
 Культура межнационального общения – специальные знания и убеждения, в также адекватные им поступки и действия, проявляющиеся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей, которые в совокупности позволяют быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.

 

Основные элементы культуры межнационального общения:

  • знание теории и практики реально существующих в государстве национальных отношений, психологии национальных общностей её населяющих;
  • непредвзятая позиция при оценке других людей и особенно их этнопсихологических особенностей и форм проявления;
  • умение выбирать по отношению к каждому человеку такой способ контакта, который, не расходясь с собственными представлениями о морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальному и национальному своеобразию восприятия и оценки представителей других этнических общностей;
  • способность эмоционально и участливо откликаться на запросы, интересы и поступки представителей других этнических общностей.

 
 Профессиональная  культура межнационального общения в содержательном плане включает в себя:

  • знание норм и правил, которые регулируют взаимоотношения представителей разных этнических общностей, или выработку их во взаимных интересах;
  • соблюдение сложившихся традиционных или стереотипных форм межнационального общения в конкретном этнокультурном пространстве;
  • профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей;
  • умение использовать в межкультурном общении этноэтикет различных культурных групп;
  • потребность подтверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного воздействия.

 
 5.Этические дилеммы и моральные конфликты в социальной работе 
 
 Дилемма – положение, при котором выбор одной из двух противоположных возможностей затруднителен. Главный источник моральных затруднений – конфликт ценностей и интересов. Дилемма в социальной работе чаще всего обусловлена следующими противоречиями:

  • расхождение личных и профессиональных ценностей социального работника;
  • различие религиозных взглядов социального работника и клиента;
  • несоответствие этнокультурных традиций участников социального действия;
  • несовпедение мнений социального работника и других участников социального процесса.

Моральный конфликт – специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность. В конфликтной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Этический кодекс социального работника

 
 Этический кодекс – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В содержательном плане этот свод состоит из принципов, норм и стандартов поведения, основанных на ценностях конкретной социокультурной среды. 
 
 Профессионально-этический кодекс специалиста по социальной работе включает в себя требования к объему и качеству познаний в области морали, жизненных укладов расовых, этнических и других культурных групп общества, этических основ процесса обсуждения с клиентом деликатных проблем.

 Профессионально-этический кодекс специалиста по социальной работе функционирует как формализованное выражение ответственности:

а) профессии перед обществом, которое санкционирует эту профессию;

б) представителей профессии  перед потребителями услуг;

в) специалистов перед своей  профессией.

 

  Помимо перечисленных профессионально-этический кодекс специалиста по социальной работе имеет следующие функции:

  • охраняет репутацию профессии, представляя четкие критерии, которые регулируют поведение специалистов;
  • способствует компетентной и добросовестной работе специалистов;
  • защищает людей от эксплуатации со стороны невнимательных или некомпетентных специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Еще предстоит фундаментально разработать стандарты и нормы профессионально-этического поведения специалистов по социальной работе. Общепринятое понимание деятельности социального работника, которое определяет направления подготовки специалистов для различных учреждений социальных служб, сегодня переосмысливается с учетом специфических особенностей страны и ее отдельных территорий.  Традиционные нормы, ценности и профессиональные стандарты социального работника, выработанные в Европе и Америке, оцениваются в новом свете. Новая парадигма социальной работы выдвигает систему требований к квалификации и морально-этическому поведению специалиста по социальной работе.

Для выполнения предписанных социальным работникам функций им необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические  нормы. 

За последнее время было предложено немало теорий и идей, касающихся моральных  противоречий. Многие из них могут  стать основой решений этических  проблем в социальной работе, учитывая свои особенности в силу специфики  профессии, времени, страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Медведева Г.П. Этика  социальной работы. - М.: Владос, 1999.

2. Митрошенков О.А. Философия: учебник. Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе. М.: Гардарики, 2002

3. Ример Ф.Г. Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы.- М., 1993-1994.

4. Сараева Д. А. Этика социальной работы.- Томск: Изд-во ТПУ, 2002.

5. Склярова Т.В. Современные  проблемы профессиональной этики  социальной работы. - Саратов: Изд-во  Саратовского ГТУ, 2002.

6. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993.

7. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998.


Информация о работе Профессиональная этика специалиста по социальной работе