Профессиональная квалификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 17:54, реферат

Описание работы

Понятие “квалификация” используется как в нормативном смысле, так и для характеристики отдельного человека. Обычно квалификацию определяют как уровень профессионального мастерства. В случае нормативного понимания квалификация означает требования к работнику в качественном и количественном выражении (что должен знать и уметь работник той или иной категории). Квалификация в нормативном смысле - это требования профессии к разным уровням выполнения труда. В случае характеристики отдельного человека квалификация понимается как круг профессиональных задач, которые должен решать специалист, его знания и умения, которые должен иметь специалист той или иной категории.

Содержание работы

Ведение
Профессиональная квалификация
Профессиональная квалификация педагога
Повышение квалификации
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Введение в профессионально - педагогическую специальность

На тему: Профессиональная квалификация

 

Содержание

Ведение

Профессиональная квалификация

Профессиональная квалификация педагога

Повышение квалификации

Список использованной литературы

 

Введение

Понятие “квалификация” используется как в нормативном смысле, так  и для характеристики отдельного человека. Обычно квалификацию определяют как уровень профессионального  мастерства. В случае нормативного понимания квалификация означает требования к работнику в качественном и количественном выражении (что должен знать и уметь работник той или иной категории). Квалификация в нормативном смысле - это требования профессии к разным уровням выполнения труда. В случае характеристики отдельного человека квалификация понимается как круг профессиональных задач, которые должен решать специалист, его знания и умения, которые должен иметь специалист той или иной категории.

Другими словами, квалификация определяется не числом имеющихся у специалиста  дипломов об образовании, не сроком обучения, а характеристикой уровня его компетентности в решении профессиональных задач и проблем. Т.е. квалифицированным можно назвать специалиста, не только умеющего решать задачи определенного уровня сложности, но и способного увидеть и понять тенденции развития мышления и деятельности, а затем внести рефлексивные изменения в собственную профессиональную деятельность в связи с этими тенденциями.

В связи с необходимостью определения  квалификации работника вводятся квалификационные разряды, каждый из которых соответствует определенному уровню профессионального мастерства.

Получив профессиональную подготовку и соединяясь со средствами производства на рабочем месте, рабочая сила из потенциальной превращается в реально  функционирующую. В этой форме в течение определенного промежутка времени она проходит стадии адаптации (освоения) и стабильного функционирования. Затем в связи с завершением цикла жизни изделия и подготовкой к новому рабочая сила, с тем чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к ее трудовому потенциалу, проходит переподготовку. На качественно новой основе и с более богатыми потенциями к труду она через систему профессионально-квалификационного продвижения готовится к новому циклу.

 

Профессиональная квалификация

Специфика профессиональной деятельности в настоящее время определяется парадоксальностью требований, предъявляемых  со стороны общества к функционированию профессионалов и профессиональных объединений. С одной стороны, необходимыми и первостепенными признаются задачи комплексного сбалансированного обеспечения нормальных условий существования общества, сохранения стабильности, то есть требуется определенная степень устойчивости к изменениям. С другой стороны, происходящие в обществе перемены и осуществляемые реформы предлагают необходимость быстрого реагирования профессионалов на изменяющиеся условия, порождение нестандартных решений [4].

Еще одной важной особенностью является то, что, в силу стремительных экономических, социально - политических и культурных перемен, резко изменились условия продуктивности профессиональной деятельности. С одной стороны, общество и социальная практика предъявляют к субъекту абсолютно новые, не подкрепленные культурными корнями, требования для обеспечения жизнедеятельности, личного роста и профессиональной деятельности, а с другой стороны субъект лишен какого бы то ни было личного и социального опыта и ориентиров по обеспечению новых условий.

Таким образом, в реальной профессиональной деятельности имеют место противоречия: между основными целями профессиональной деятельности, направленными на повышение качества труда и его продукта, организационное решение, получении прибыли и т.д. и нынешней ситуации неопределенности, непрерывных изменений, комплексного, глубокого кризиса, отсутствие четкого нормативно - правового обеспечения, социальной защиты граждан; между унаследованными малопродуктивными стереотипами профессиональной деятельности и новыми задачами, стоящими перед профессионалами; между необходимость целостного осмысления профессионального опыта и отсутствием методических средств его организации.

Это противоречия, наряду с аналогичными, делают значимой проблему подготовки к профессиональной деятельности будущих  специалистов. Для моделирования  данного процесса необходимо четко представлять сущность и структуру профессиональной деятельности.

Рассматривая профессиональную деятельность специалиста, можно выделить такие  компоненты, как подготовленность (готовность специалиста создавать продукт  профессиональной деятельности) и продуктивность (оценивание качеств созданных продуктов профессиональной деятельности) [2, 3]. При таком подходе основополагающими являются уровни подготовленности специалиста (его знания, умения и навыки) и продуктивность описывающая через профессионально- и социально - значимые продукты, созданные субъектом профессиональной деятельности. В данном случае не учитывается социальная направленность профессиональной деятельности и соблюдение субъектами правовых и моральных норм. Кроме того, осуществляя на практике профессиональную деятельность, приходится искать такие способы реализации данной деятельности, которые бы обеспечивали успех и личный, и соответствующей организации. Для этого не достаточно иметь определенный багаж знаний и достигнутых способностей. Необходимо проявлять инициативу, предприимчивость, пользоваться собственной креативностью.

Перечисленный выше состав элементов  можно обнаружить в характеристике профессиональной квалификации специалиста. Квалификация специалиста является целостным внутренним свойством человека, благодаря которым он может осуществлять профессиональную деятельность на некотором уровне качества [9]. В состав профессиональной квалификации специалиста входят: компетентность, нравственность, инициативность, профессиональное мастерство. Компетентность специалиста основывается на знаниях, владении информации об особенностях тех условий в которых происходит исполнение функционала. Нравственность предполагает соблюдение правовых и моральных норм, которые наиболее присуще данной профессиональной деятельности. Нравственность является социальной характеристикой. Инициативность специалиста проявляется в процессе поиска перспективных вариантов, служит залогом совершенствования предоставляемых народу услуг, побуждает человека к совершенствованию собственной профессиональной квалификации. Профессиональное мастерство представляет интегративную способность специалиста устойчиво обеспечивать исполнение функционала социально востребованными результатами.

Перечисленные элементы состава профессиональной квалификации специалиста характеризуют личные качества специалиста, значимые непосредственно в профессиональной деятельности. Просматривается достаточность этих элементов для характеристики профессиональной деятельности специалиста. Действительно, компетентность является гарантией исполнения специалистами своих функций, опираясь на знания. Нравственность предполагает правовую и моральную направленность специалиста в процессе профессиональной деятельности. Инициативность служит залогом проявления творчества в профессиональной деятельности. Мастерство, базируется на предыдущих элементах, предоставляет качество результатов деятельности специалиста.

Рассматривая иерархическую соподчиненность  перечисленных элементов, очевидно, что компетентность и нравственность лежат в основе профессиональной квалификации специалиста. На этих элементах базируется инициативность. Инициативность без компетентности не может быть продуктивной, а без нравственности не является социально ориентированной. Профессиональное же мастерство предполагает опору не только на компетентность и нравственность, но и на инициативность специалиста. Профессиональное мастерство является главным элементом профессиональной квалификации специалиста. Это означает, что профессиональная квалификация специалиста проявляется через профессиональное мастерство [9].

Таким образом. Профессиональная квалификация функционально призвана обеспечивать изнутри качество результатов профессиональной деятельности специалиста. Исходя из сказанного при характеристике профессиональной деятельности специалистов целесообразно учитывать перечисленные компоненты профессиональной квалификации.

С другой стороны, профессиональная квалификация является результатом состоявшегося  профессионального образования  человека. По сути, профессиональная квалификация любого специалиста в ее «стартовом» состоянии представляет собой уровень общей и профессиональной подготовленности выпускника высшего образовательного учреждения, официально признанный достаточным основание для выполнения профессиональных компетенций в той или иной отрасли социального производства. Естественно, что в процессе исполнения специалистом тех или иных профессиональных компетенций его профессиональная квалификация претерпевает качественные изменения. Профессиональная квалификация рождается в результате развития образованности. Происходит это путем перехода общей образованности, важным элементом которой является профессиональное самоопределение человека, к специальной образованности. Достигая этого состояния, при котором «просыпается» профессиональное самосознание специалиста, специальная образованность составляет сущностное основание для признания соответствующей профессиональной квалификации специалиста.

Таким образом, профессиональная квалификация зарождается вместе с развитием образованности людей. Главная особенность этого процесс состоит в том, что любой человек с детства становится «свидетелем» реализации некоторой профессиональной деятельности. Постепенно осознавая факт зависимости своего мироощущения от результатов данной деятельности.

Факт  присвоения профессиональной квалификации является лишь актом признания права  данного специалиста на профессиональную деятельность. Это означает, что  достигнутый им уровень образованности является достаточным для того, чтобы  начать осуществление профессиональной деятельности. Профессиональную же квалификацию специалиста нецелесообразно сводить к какому бы то ни было уровню его специальной образованности. Придерживаясь позиции Г.Н. Серикова, можно констатировать, что профессиональная квалификация как внутренне свойство его личности возникает и развивается результате синтеза определенного уровня образованности с практикой профессиональной деятельности [8].

Развитие  профессиональной квалификации специалистов происходит по-разному. Различия наблюдаются в тенденциях развития профессиональной квалификации, в разных темпах ее развития.

профессиональный  квалификация педагог обучение

Профессиональная  квалификация педагога

Нормативы и сферы деятельности педагога в  принципе неизменяемы, а вот его становление -- движение от возможного к действительному, начинаясь с предпрофессионального поиска себя, затем профессионального образования и продолжаясь в ходе работы по специальности, -- во всех его аспектах индивидуально, т.е. всегда включает историю и течение жизни, особенности мышления и характера, социального статуса, манеры общения, знания и опыт, присущие только данному человеку, для которого профессиональная принадлежность оказывается одной из приоритетных жизненных ценностей.

Все это значимо для педагога, и в наиболее общем, целостном виде его квалификация выражается реализуемым отношением к жизни вообще, к педагогической деятельности особенно и к ее конкретному, данному виду в частности. Без наполненности таким отношением квалификация становится механическим выполнением заданных функций, разрушающим индивидуальность педагога в целом и, следовательно, тех, кому «посчастливилось» с ним встретиться [1].

Вновь повторю: квалификация -- обобщенный качественный признак представителя той или иной профессии, а его (признака) индивидуальное воплощение -- в реальном отношении данного специалиста к делу и к себе в деле. Речь идет об отношении не «хорошем», «плохом» или, что хуже всего, «никаком», но содержательном, отвечающем особенностям профессиональной жизнедеятельности, индивидуально выражаемом в повседневном школьном или институтском быте, во взаимодействии с коллегами, с детьми и юношеством.

Квалификация педагога -- школьного  и институтского -- проявляется и  возрастает через его индивидуальность: достигается воспитывающий характер обучения, т.е. осуществляется и его воспитательная функция, и «научающий» характер воспитания. То и другое очевидно стимулируют разностороннее развитие, собственные усилия и педагога, и того, кого он учит и потому -- воспитывает.

В то же время квалификация помогает предвидеть и вовремя увидеть  конфликтную ситуацию, искать и находить варианты и возможности предупреждения и разрешения конфликта, его ближние  и отдаленные последствия. Когда конфликт, если можно так выразиться, положительный, продуктивный, квалифицированный специалист помогает разрешить противоречие, преодолеть враждебность, двигаться в направлении взаимной корректности, иначе говоря -- стимулирует обогащение положительного социального опыта участников. Больше того, конфликт может быть и необходим, и полезен, особенно если стимулирует позитивную «развязку» давних напряжений и враждебности в отношениях между коллегами, между преподавателем и студентом [11].

В связи с постоянными изменениями в сфере образования и внедрением в учебный процесс компьютерных информационных технологий возникает необходимость в повышении квалификации педагога.

Повышение квалификации как явление -- это самообучение и организованное обучение специалиста с целью его индивидуального совершенствования в конкретной сфере деятельности на основе интеграции новой информации и имеющегося и пополняемого практического опыта.

Повышение квалификации как процесс  выступает одной из составляющих непрерывного образования: значимого для специалиста самообразования, наложения обретаемых теоретико-методических знаний на повседневную профессиональную практику, когда в ней явно воплощается реализуемое отношение к деятельности. Поэтому не менее важно соотнесение педагогом возможного и собственного опыта, выводящее на поиск и нахождение необходимых действий -- с целью изменений в специалисте и его работе, а главное, в тех, с кем он работает.

Единица педагогического процесса, а потому и процесса повышения  квалификации -- ситуация. Однако все ситуации не предусмотреть, поэтому важно обращаться к бесконечному ряду типичных. Отношение к делу нельзя «преподать» даже в самых ярких лекциях или увлекательных беседах, но можно и нужно помочь ему сложиться и реализоваться. Для этого и необходима квалификация педагога -- его человеческий капитал -- то, чем специалист как индивидуальность в той или иной мере владеет, посредством чего реализует себя в деле, которым занят, воспитывая и обучая других, что получает от этого, пополняя казну своего ума и сердца для новых обретений во имя развития учеников и, что немаловажно, своего развития. [1, 11].

Информация о работе Профессиональная квалификация