Профессиональная квалификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 17:54, реферат

Описание работы

Понятие “квалификация” используется как в нормативном смысле, так и для характеристики отдельного человека. Обычно квалификацию определяют как уровень профессионального мастерства. В случае нормативного понимания квалификация означает требования к работнику в качественном и количественном выражении (что должен знать и уметь работник той или иной категории). Квалификация в нормативном смысле - это требования профессии к разным уровням выполнения труда. В случае характеристики отдельного человека квалификация понимается как круг профессиональных задач, которые должен решать специалист, его знания и умения, которые должен иметь специалист той или иной категории.

Содержание работы

Ведение
Профессиональная квалификация
Профессиональная квалификация педагога
Повышение квалификации
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Повышение квалификации

Вид профессионального обучения работников, имеющий целью повышение уровня их теоретических знаний, совершенствование  практических навыков и умений. Повышение квалификации рабочих -- это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям. Для повышения квалификации рабочих организуются производственно-экономические курсы; курсы целевого назначения; школы передовых приемов и методов труда; курсы бригадиров. Целью повышения квалификации специалистов является обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов [10]. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Повышение квалификации включает в себя виды обучения: краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; теоретические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, организации; длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательных учреждениях повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности. Одним из разделов учебного плана при повышении квалификации может быть стажировка. Она проводится с целью формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка специалистов может проводиться как в РФ, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей, по согласованию с руководителем организации, где она проводится. Повышение квалификации специалистов осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с федеральными органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности, органами по вопросам занятости. Повышение квалификации федеральных государственных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (пост. Правительства РФ от 12 сентября 1994 г. ""Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти""). К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся: академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования); институты повышения квалификации (институты усовершенствования) отраслевые, межотраслевые, региональные, организованные в (при) образовательных учреждениях высшего профессионального образования; курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры органов по вопросам занятости, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и организаций проходят обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности [5].

Образовательные программы повышения  квалификации специалистов могут осуществлять также структурные подразделения  повышения квалификации образовательных  учреждений высшего профессионального  образования (факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры и др.) и образовательных учреждений среднего профессионального образования -- курсы повышения квалификации специалистов организаций. Типовые положения о структурных подразделениях повышения квалификации, образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования. Слушатели образовательного учреждения повышения квалификации имеют право:

1. Участвовать в формировании  содержания образовательных программ  и выбирать по согласованию  с соответствующими учебными  подразделениями учреждения дисциплины для факультативной и индивидуальной форм обучения;

2. Пользоваться имеющейся на  факультетах, кафедрах и в других  структурных подразделениях учреждения  нормативной, инструктивной, учебной  и методической документацией  по вопросам профессиональной деятельности, а также библиотекой, информационным фондом, услугами других подразделений в порядке, определяемом уставом этого учреждения;

3. Принимать участие в конференциях  и семинарах, представлять к  публикации в изданиях учреждения  свои рефераты, аттестационные работы и другие материалы; обжаловать приказы и распоряжения администрации учреждения в порядке, установленном законодательством РФ. Слушатели имеют также другие права, определенные законодательством РФ и уставом образовательного учреждения повышения квалификации.

Государственные образовательные  учреждения повышения квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные  учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим  курс обучения, следующие документы государственного образца: удостоверение о повышении квалификации -- для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов; свидетельство о повышении квалификации -- для лиц, прошедших обучение по программе в объеме 100 часов. Сведения о результатах повышения квалификации специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы [10].

Сегодня повышение квалификации - это вовсе не дань моде. "Непрерывное качественное образование, основанное на постоянной актуализации профессиональных знаний - необходимое условие для карьерного роста современного специалиста. Но совмещать учебу с работой достаточно сложно, - считает Нина Разумовская, ректор Открытого университета бизнеса и технологий. - Поэтому новый век диктует новую форму обучения - дистанционную - максимально гибкую, территориально независимую, настроенную на человека и его индивидуальный ритм жизни и работы".

 

Список использованной литературы

Вульфов Б.З. Квалификация педагога: реализуемое отношение // Мир образования - образование в мире. 2007. №4. - C. 84-96.

Гордеев, Н.Н. Проективная профессиограмма  специалиста как средство управления его профессиональным развитием / Н.Н. Гордеев - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1995. - 146 с.

Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1997. - 203 с.

Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФА-М, 2003. - 598 с.

Пилипенко Н. М. Формирование квалифицированных рабочих кадров. - М.: Экономика, 1991. - 176 с.

Подповетная Ю.В. Профессиональная квалификация как  основа профессиональной деятельности специалиста. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2006. № 9. С. 203-207.

Рахматуллин Т.С. Путь в мир технологий через  профессиональную квалификацию. Изд-во «Научно-техническое предприятие "Вираж-Центр», 2006. - 7-9 с.

Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. - Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. - 425 с.

Сериков, Г.Н. Менеджмент физической культуры и  спорта / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Челябинск: Изд-во «Уральская академия», 2004. - 268 с.

Сенченко  И. Т. Повышение квалификации рабочих  на производстве. - М.: Педагогика, 1992. - 112 с.

Харламов  И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.


Информация о работе Профессиональная квалификация