Профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:24, доклад

Описание работы

В современных условиях происходят качественные изменения и в самом человеке, в его потребностях, запросах; они приобретают более индивидуально-личностную окраску социокультурного, экономического, национально-этнического материально-бытового характера. Это также подтверждает острую необходимость развития института социальной работы и подготовку профессиональных кадров, специалистов социально сферы.

Содержание работы

1) Введение……………………………………………………………….стр 2

2) Профессиональные качества социального работника……………....стр 4-9

3) Духовно-нравственные качества социального работника…………..стр 9-12

4) Заключение…………………………………………………………......стр 13

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Байкальский государственный  университет экономики и права

Кафедра социологии и социальной работы

 

Дисциплина: Введение в профессию 
 
 
 
 

 

 

 

Доклад: 
Профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили: Намсараева А.Ю, Горщарук С.С. 
Группа: РС-12-1 
Проверила: Марасанова А.А

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2012.

 

Содержание

1) Введение……………………………………………………………….стр  2

 

2) Профессиональные качества  социального работника……………....стр  4-9

 

3) Духовно-нравственные  качества социального работника…………..стр  9-12

 

4) Заключение…………………………………………………………......стр  13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом изменили социальную сферу жизни общества. Растущая быстрыми темпами социальная и имущественная дифференциация населения, безработица, появление беженцев, мигрантов и маргинальных групп, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографическая ситуация - это реалии сегодняшнего дня.

           В этих сложных условиях актуализируются  проблемы, связанные с социальной  помощью, поддержкой, реабилитацией  отдельного человека, различных  групп и сообществ. Человек  сегодня нуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке, что вызывает настоятельную потребность в профессиональных кадрах - специалистах социальной работы.

В современных условиях происходят качественные изменения  и в самом человеке, в его  потребностях, запросах; они приобретают более индивидуально-личностную окраску социокультурного, экономического, национально-этнического материально-бытового характера. Это также подтверждает острую необходимость развития института социальной работы и подготовку профессиональных кадров, специалистов социально сферы.

Социальная работа, имея многовековую традицию в отечественном  и мировом опыте, как специфический  вид профессиональной деятельности, впервые у нас в России узаконена  в 1991 г. Нормативными документами Госкомитета  по труду и социальным вопросам и Госкомитета по народному образованию была открыта специальность "социальная работа".

С этого периода обозначился  активный интерес философов, социологов, педагогов, психологов, правоведов, медиков  и представителей других наук к проблематике социальной педагогики, социальной работы, социальной помощи населению.

Профессиональные качества социального  работника

 

Должность социального  работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена  в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т. ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением.

Выявляет и оказывает  содействие детям и взрослым, нуждающимся  в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде.

Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и  опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских  и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:

1)диагностическая - заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит "социальный диагноз";

2)прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;

3)правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;

4)организационная - способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;

5)предупредительно-профилактическая - приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

6)социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

7)социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

8)психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

9)социально-бытовая - способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

10)коммуникативная - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

 

Социальная работа - это  сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.

Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.

Не каждый человек  пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая  в конечном счете определяет его  профессиональную пригодность и  эффективность практической деятельности.

Социальные работники заняты разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:

воспитательный подход - выступает  в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;

фасилитативный подход - осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;

адвокативный подход применяется  тогда, когда социальный работник выполняет  ролевые функции адвоката от имени  конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех  людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.

Исследования российских ученых, а  также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделим несколько групп.

Когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь:

анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;

анализировать и выявить проблемы и концепции;

применять на практике свои знания и понимание проблем;

применять на практике исследовательские  находки.

Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

создавать и поддерживать рабочую  обстановку и атмосферу;

выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;

выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического  характера;

распознавать и преодолевать в  отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других;

содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;

наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между  людьми;

общаться вербально, невербально  и письменно;

организовывать и брать  интервью при различных обстоятельствах;

вести переговоры, выступать  по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;

ставить себя в роль адвоката своего клиента.

Конструктивные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

 

действовать в алгоритме  выработки решения;

вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.

Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

нести четкие и лаконичные записи;

проводить политику службы относительно конфиденциальности и  надлежащего подхода к делу;

готовить доклады и  докладывать;

организовывать, планировать  и контролировать работу;

добывать информацию с помощью доступной технологии;

исследовать и распознавать потребности в услугах;

расширять сферы своих  услуг;

использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;

оценивать и творчески  использовать ресурсы учреждения и  социальных коммуникаций.

Социальный работник должен владеть немалым арсеналом  профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области  наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.

 

 Духовно-нравственные качества  социального  работника.

 

      Для выполнения предписанных им функций социальным работникам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально – этические нормы и принципы.

      Влиять  на своих клиентов, решать профессиональные  задачи можно только обладая  знаниями и опытом социального  работника, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правами) и репутацией ( мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными и личной привлекательностью.

    Особенно важны  такие личностные качества социального  работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал. Наличие таких качеств позволяет социальному работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действий; уметь контактировать с разными категориями людей ( «трудными» подростками, детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми и т.д. ); быть профессионально тактичным (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента и т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам. Все это требует действительно неординарных личностных качеств.

        В специальной литературе чаще  всего отмечают такие качеств,  как гуманистичная направленность  личности, личная и социальная  ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважения достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

Информация о работе Профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника