Профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:24, доклад

Описание работы

В современных условиях происходят качественные изменения и в самом человеке, в его потребностях, запросах; они приобретают более индивидуально-личностную окраску социокультурного, экономического, национально-этнического материально-бытового характера. Это также подтверждает острую необходимость развития института социальной работы и подготовку профессиональных кадров, специалистов социально сферы.

Содержание работы

1) Введение……………………………………………………………….стр 2

2) Профессиональные качества социального работника……………....стр 4-9

3) Духовно-нравственные качества социального работника…………..стр 9-12

4) Заключение…………………………………………………………......стр 13

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

      Личностные  качества социальных работников  подразделяют на три группы: 
К первой группе относятся требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.

Ко второй группе относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе относят  коммуникативность ( умение быстро устанавливать  контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление  их установок и ожиданий, сопереживание  их нуждам); внешние данные; красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и т.д.

      Реализация  указанных качеств может быть  определена названием «профессиональная», «трудовая этика» социального  работника. Ее содержание определяется  отношением людей к труду, интегрированным в комплекс моральных ценностей и норм, находящих свое выражение в поведении человека в сфере трудовой деятельности.

      Зарубежные  и отечественные специалисты  ныне руководствуются в понимании  профессиональной этики социального  работника «Кодексом этики Национальной  Ассоциации социальных работников (НАСР)», принятым в США в 1979 г.  Этические принципы в нем представлены в шести основных разделах, которые определяют поведение социального работника и исполнение им своих обязанностей, моральные обязательства социального работника перед клиентами, коллегами, организациями, работодателями, профессией, перед обществом.

     Первый  раздел «Поведение и облик  социального работника» включает  в себя пять принципов. В  соответствии с ними социальный  работник должен поддерживать  высокие стандарты своего персонального поведения, быть компетентным и совершенствовать профессионального мастерство. Профессиональные обязанности рассматривать как свои прямые обязанности, быть честным и беспристрастным, соблюдать международные конвенции. 
       Во втором разделе излагаются «Этические обязательства социального работника к своим клиентам». В нем указывается на первостепенность интересов клиента, на необходимость воспитания у него максимума самостоятельности, на необходимость конфиденциальности и сохранения тайны в работе с клиентом, установления справедливых, разумных, соизмеримых с оказанной помощью гонораров.

     Третий  раздел « Этические обязательства  социального работника по отношению  к своим коллегам» включает  свои положения. Согласно одному  из них общение социального работника со своими коллегами должно строиться на принципах уважения и вежливости, доверия и справедливости. Согласно второму положению социальный работник обязан вести дела с клиентами коллег с полной профессиональной отдачей.  
      В четвертом разделе «Этические обязательства социального работника по отношению к работодателям и организациям, нанявшим его» указывается на необходимость твердо выполнять обязательства, взятые на себя социальным работником.

      Пятый  раздел «Этические обязанности  социального работника по отношению к своей профессии» включает три положения. Во-первых, социальный работник должен поддерживать и развивать значимость, этику, знания и миссию профессии, во-вторых, содействовать профессии, делая социальные службы доступные широким слоям населения, и , в- третьих, нести ответственность за развитие и всестороннее применение знаний в профессиональной практике.

     Согласно  шестому раздела «Этические обязательства  социального работника по отношению  к обществу» социальный работник  должен способствовать всеобщему благосостоянию общества. В этот раздел вошли вопросы, связанные  с обязанностью социального работника предотвращать и устранять дискриминацию, стремиться к тому, чтобы все лица (особенно нуждающиеся) имели свободу выбора и равные возможности, а также доступ к средствам и услугам, которые им необходимые.

      Ясно, что  эти сформулированные принципы  кодекса этики социального работника  отражают только основные требования  к деятельности социального работника.  Кроме того, они должны учитывать традиции российского общества, а также накопленный теоретический и практический опыт социальной работы в нашей стране.

     

 Заключение.

 
 Социальный работник должен владеть  немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в  области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному  выполнению профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Социальная работа: Словарь-справочник/ Под ред. В.И. Филоненко. Сост. :Е.П.Агапов, В.И. Акопов, В.Д. Альперович и др. – М: Контур – 1998. – 480с.
  2. Основы социальной работы. Учебник./ отв. Ред. П.Д.Павленок. – 3-е изд. – М: ИНФРА – М, 2007. – 560 с.

      3)Технология  социальной работы: учебник для  бакалавров/ под ред. Е.И.Холостовой, Л.И.Кононовой. – М: Юрайт, 2011. – 503 с.

 




Информация о работе Профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника