Профилактика беспризорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:01, контрольная работа

Описание работы

Задачи исследования:
· Изучение и анализ публикаций в СМИ, результатов социологических исследований, посвященных проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
· Оценка социально-экономических причин, оказывающих наиболее существенное влияние на динамику и уровень детской безнадзорности и беспризорности;
· Иерархизация основных проблем, связанных с высоким уровнем детской безнадзорности и беспризорности;
· Характеристика системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних…………….6
1.1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление:
семантика и соотношение со смежными понятиями………………………….6
1.2. Причины беспризорности несовершеннолетних…………………………...8
1.3. Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантного поведения…………………………………………………11
2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних……………………...16
2.1. Профилактика беспризорности несовершеннолетних……………………16
2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиографический список……………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Bogdanova_srs_sotsiologia.docx

— 45.74 Кб (Скачать файл)

6.   Побег детей из интернатных учреждений. Большую часть юных путешественников составляют «государственные» дети. Более половины из них не проводят в казенном учреждении и трех месяцев. Почему? Причин   несколько.

-  Невозможность ребенка адаптироваться к интернатской жизни.   

- Недостаточность и задержки  финансирования системы интернатных учреждений. В государственных детских домах, которых в России 2 тысячи, находится 67 тысяч детей, еще 27 тысяч живут в 150 школах-интернатах. Однако и у большинства этих детей, вроде бы как-то устроенных, жизнь далека от благополучия. 10% детских домов и школ-интернатов не имеют нормальных санитарных условий, 48% требуют капитального ремонта, 5% находятся в аварийном состоянии. Под более-менее регулярное государственное внимание попадают только три статьи бюджета: коммунальные услуги, зарплата сотрудникам и питание детей, которое к тому же резко ухудшилось. Сокращается строительство детских учреждений, обострился вопрос обеспечения детей-сирот одеждой, обувью, постельными и школьно-письменными принадлежностями.   Массовый характер имеют случаи воровства и нецелевого использования бюджетных средств администрациями детских домов. 

- Уходы детей часто вызваны побоями и жестоким обращением, в том числе со стороны педагогических работников.  

Не секрет, что и в  советские времена интернатские дети были «пехотой любого фронта». После  перестройки усилилась тенденция  использовать «казенных» детей как  бесплатную рабочую силу. Девочки, живущие  в интернатах, нередко подвергались сексуальному насилию, как со стороны  воспитателей, так и со стороны  «заказчиков». Прообразом первых российских контор «по вызову» стали именно детские дома и интернаты. 

Многие сиротские учреждения не подавали сведения об «исчезнувших», убежавших воспитанниках. В прессе были упоминания и о случаях, когда  администрация детских домов  и интернатов оформляла убежавших  детей как заболевших и помещенных в больницы, в том числе и  в психиатрические, или вообще как… умерших. 

Как правило, подростки выходят  из детского дома совершенно неподготовленными  к жизни, им не оказывается ни практическая, ни психологическая поддержка в  дальнейшем устройстве своей судьбы. В итоге еще одна страшная статистика: 40% выпускников детских домов  и школ-интернатов для сирот становятся алкоголиками или наркоманами, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь  самоубийством. Только 10% более или  менее успешно устраиваются в  самостоятельной жизни. 

1.3 Связь беспризорности  несовершеннолетних с преступностью  и иными видами девиантного поведения.

По данным Генеральной  прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается  более двух миллионов беспризорников. У кого-то из этих детей нет родителей. У других родители потеряли жилье, и  сами являются бездомными. Многие дети жили в семьях родителей-алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены  были уйти из дома. Причины детской  бездомности могут быть разными, но результат общий – дети вынуждены  месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального  питания, не получая образования. Зачастую они попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам.

По данным двухлетней давности, в России действовала 41 тысяча групп  малолетних преступников (это в два  раза больше, чем скаутских организаций).

В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия  «правонарушения», «противоправные  действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение».

В психологическом словаре  понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

В.В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. Им было выделено 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:

1. Уклонение от учебной и трудовой деятельности.  

2. Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах.

3. Антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях.

4. Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.

5. Антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола.

6. Злоупотребление алкоголем.

7. Употребление наркотических и токсических веществ.

8. Уходы из дома, бродяжничество.

9. Азартные игры.  

Среди факторов, влияющих на формирование девиантного поведения, ряд исследователей выделяют  и социально-педагогические  факторы:

· недостаточное взаимодействие семьи и школы;

· формальное исполнение учебно-воспитательной работы, недостатки в её организации;

· отсутствие преемственности  и непрерывности воспитания учащихся;

· слабое вовлечение учеников в творческую и социально-значимую деятельность, нежелание администрации  школы реально, а не на бумаге передать ряд полномочий и ответственности  школьному самоуправлению;

· запущенность и принижение значимости внешкольной и внеклассной  работы;

· неумение, а часто и  нежелание учителей работать с «трудными  детьми», осуществлять их социальную реабилитацию и ресоциализацию;

· слабое или одностороннее  взаимодействие школьных специалистов с органами и ведомствами, осуществляющими  профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 

Результаты проводимых социологических  опросов свидетельствуют, что  среди негативных социальных явлений, связанных с детской безнадзорностью наиболее остро выделяются: наркомания – 67 %; преступность  – 61 %; проституция   – 54 %.

Ведущая роль в становлении  и «жизнеустройстве»  безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних  зачастую переходит к асоциальным, криминальным субкультурам. Все это оказывает существенное влияние на состояние преступности несовершеннолетних, которые продолжают оставаться наиболее криминально активной категорией населения. В 2005 году количество детей, доставленных в органы внутренних дел, составило 1,175 млн. человек (в 1993 году - 656,3 тыс. человек). 

Духовно-нравственный и социально-экономический  ущерб, наносимый обществу злоупотреблением наркотиками, придает особую актуальность изучению распространенности наркотиков и других психоактивных веществ среди беспризорных и безнадзорных детей.  

Распространенность употребления наркотиков и психоактивных веществ  среди беспризорных и безнадзорных детей характеризуется рядом тенденций: расширением спектра потребляемых наркотиков; ростом числа несовершеннолетних младших возрастных групп среди наркоманов, числа наркоманов, впервые обратившихся за лечением; распространением вирусоносителей СПИДа среди наркоманов. Озабоченность употреблением наркотиков среди детей и молодежи актуализируется угрозами и вызовам общественному здоровью, антиобщественным поведением и преступностью. 

Дети, особенно из числа беспризорных, все более активно вовлекаются  в занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках порно-фильмов.

Совершенно очевидно, что  беспризорники – это дети, отданные «демократическим обществом» на «попечение»  уголовному миру. Они – распространители и потребители наркотиков, носители социально опасных заболеваний, будущие активисты преступных сообществ. У них формируется стойкое отвращение к нормам цивилизованного общежития, презрение к учебе и производительному труду, к людям, не имеющим богатства, не «крутым». Они ценят грубую силу, коварство и жестокость, анархическую свободу и деньги.Современные нищие - это государство в государстве. У них свой устав, свои правила, нормы и законы. Можно быть уверенным, что ни один беспризорный ребенок сегодня не останется все внимания асоциальной «системы». Власть не смогла справиться - ей нашлась замена. 

Президент Российского фонда  образования профессор С. Комков сообщил, что в 2005 году предполагается снизить ассигнования на борьбу с  детской безнадзорностью на 1,7 млн. рублей. На взгляд С.Комкова, «милиция сегодня не заинтересована в сокращении числа беспризорных детей, поскольку на них вешается масса нераскрытых преступлений».

Между тем, если проблему не решить в ближайшие два-три года, количество бездомных и безнадзорных детей в России может стать  критическим. «Огромная неуправляемая, деклассированная, криминализированная  масса людей способна смести любой  государственный строй», – отметил  С.Комков.

 

 

 

 

 

 

2. Профилактика беспризорности  несовершеннолетних

2.1.Профилактика беспризорности  несовершеннолетних

В целях усиления профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних федеральными и региональными органами исполнительной власти Российской Федерации  осуществляются следующие меры:

Разрабатываются нормативные  акты, регулирующие деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, изменения в законодательство, направленные на усиление ответственности  родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  миссия и задачи образовательного учреждения определены следующим образом:

- оказание  социально-психологической  и  педагогической  помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении, а также не посещающих  или систематически пропускающих  по неуважительным причинам школу,  принятие мер по их воспитанию  и получению ими основного  общего образования;

- выявление семей, находящихся  в социально опасном положении,  и оказание им помощи в обучении  и воспитании детей;

-  обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

- осуществление мер по  реализации программ и методик,  направленных на развитие законопослушного  поведения несовершеннолетних.

Федеральный Закон «Об  основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации» рассматривает  образовательное учреждение в качестве ведущего социального института  детского правопользования и правоприменения.

Обеспечивается организация  работы по подготовке проектов федеральных  законов «О внесении изменений и  дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной  ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних)», «О внесении изменений  и дополнений в Федеральный конституционный  закон «О судебной системе Российской Федерации» (в части создания ювенальных судов)».

МВД России обеспечивает координацию  деятельности органов внутренних дел  по оперативному выявлению на вокзалах, улицах и других общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, а также несовершеннолетних, находящихся  в социально опасном положении, установлению личности, обеспечению  перевозки в учреждения системы  профилактики безнадзорности и правонарушений по месту выявления и по месту  постоянного проживания несовершеннолетних; усилена работа по выявлению лиц  и преступных группировок, вовлекающих  несовершеннолетних в совершение преступлений или совершающих в отношении  несовершеннолетних другие противоправные деяния.

Минтруд России создает дополнительные места для приема и размещения беспризорных детей, оказанию помощи в  организации и оборудовании вновь  создающихся в субъектах Российской Федерации специализированных учреждений для несовершеннолетних, в том  числе осуществляющих прием и  перевозку несовершеннолетних к  месту их постоянного проживания.

Министерство образования  и науки РФ обеспечивает координацию  органов управления образованием по оказанию помощи во временном устройстве безнадзорных детей в образовательные  учреждения (в том числе детские  дома, школы-интернаты, образовательные  учреждения для детей, нуждающихся  в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и др.), по выявлению и учету  необучающихся несовершеннолетних и принимает меры по их возвращению в образовательные учреждения, организации воспитательной работы с этими детьми, в том числе по месту жительства.

Минздрав России обеспечивает координацию деятельности органов  управления здравоохранением по приему в медицинские учреждения беспризорных и безнадзорных детей с острыми  заболеваниями, в том числе инфекционными, находящихся в состоянии одурманивания  психоактивными веществами по медицинским показаниям, с психическими и наркологическими заболеваниями.

Решение проблемы беспризорности и безнадзорности детей как проблемы социальной, в значительной мере порожденной  общественными условиями, предполагает принятие мер специальной профилактики.

Информация о работе Профилактика беспризорности несовершеннолетних