Профилактика беспризорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:01, контрольная работа

Описание работы

Задачи исследования:
· Изучение и анализ публикаций в СМИ, результатов социологических исследований, посвященных проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
· Оценка социально-экономических причин, оказывающих наиболее существенное влияние на динамику и уровень детской безнадзорности и беспризорности;
· Иерархизация основных проблем, связанных с высоким уровнем детской безнадзорности и беспризорности;
· Характеристика системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних…………….6
1.1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление:
семантика и соотношение со смежными понятиями………………………….6
1.2. Причины беспризорности несовершеннолетних…………………………...8
1.3. Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантного поведения…………………………………………………11
2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних……………………...16
2.1. Профилактика беспризорности несовершеннолетних……………………16
2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиографический список……………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Bogdanova_srs_sotsiologia.docx

— 45.74 Кб (Скачать файл)

- Необходимо повысить  роль и статус семьи как  социального института, укрепить  в общественном сознании представление  о семье как ценности, для чего  необходимо развернуть широкую  информационно-просветительскую кампанию; создавать и внедрять системы  подготовки молодежи к ответственному родительству;

- усилить  ориентацию  всех социальных систем (здравоохранения, образования, социального обслуживания) на семью как объект профессиональной деятельности;

- эффективность действий  органов власти по профилактике  детской беспризорности и безнадзорности  находится в прямой зависимости  от результатов реализации социальной политики государства, заметных изменений в уровне жизнеобеспечения семей, в создании условий для воспитания и развития детей, в укреплении инфраструктуры образования, здравоохранения, культуры, обеспечении их доступности для всех детей и семей.

В основу действующей системы  профилактической и реабилитационной работы по преодолению безнадзорности положена установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых  оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную  форму существования в здоровой социальной среде, на защиту его прав и интересов, незамедлительное оказание социальной помощи.

Несмотря на некоторые  положительные результаты активизации  деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимо признать, что принимаемые  меры остаются недостаточно адекватными  остроте проблемы массовой детской  безнадзорности, наркомании и проституции, характеризующейся широким спектром причин и проявлений.

 
2.2. Проблемы нормативного регулирования  профилактики

беспризорности несовершеннолетних в РФ.

Правовое регулирование  отношений, возникающих в связи  с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установлено Федеральным законом  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г.   

В соответствии с законодательством  субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений являются комиссии по делам несовершеннолетних и их прав, различные органы управления (образования, социальной защиты, опеки  и попечительства по делам молодежи, здравоохранения, занятости, внутренних дел) и создаваемые ими учреждения.

Основными координирующими  органами являются комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав.

В Российской Федерации активно  развивается сеть учреждений для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации. В настоящее  время действуют 793 специальных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации, 187 стационарных отделений для несовершеннолетних, 69 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального  обслуживания семьи и детей. В 2001 году в учреждениях социального  обслуживания семьи и детей прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3,2 млн. несовершеннолетних. В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляют более 550 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 50 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа. В системе органов внутренних дел действует 94 центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.  

Введение в действие нового Федерального закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности. Однако, наряду с позитивным значением положений Закона, он существенно сократил возможности и ответственность органов и учреждений внутренних дел в проведении профилактической работы с безнадзорными и беспризорными детьми.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванные обеспечить на всех уровнях координацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пока не могут  в полной мере реализовать эту  функцию, поскольку не обладают достаточными правовыми, кадровыми и организационными возможностями. На местном уровне комиссии зачастую либо отсутствуют, либо их деятельность организуется на общественных началах.Отсутствие на федеральном уровне современного правового обеспечения деятельности указанных комиссий сдерживает разработку соответствующей правовой базы в субъектах Российской Федерации.

Дополнительного правового  регулирования требуют вопросы, связанные с осуществлением органами внутренних дел, подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел профилактических функций в  отношении беспризорных и безнадзорных детей, расширением их возможностей в оказании экстренной помощи несовершеннолетним, не имеющим места жительства.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Нестабильность жизни  в стране и в мире в целом  наносит удар по обществу, семье, а  в конечном итоге — по ребенку. Периодически возникающий интерес  к проблемам семьи и детства  обусловлен снижением рождаемости, повышением смертности, сокращением  численности несовершеннолетних в  общей совокупности численности  населения России и рядом других причин. В результате падения авторитета норм морали и нравственности происходит дезорганизация социальных отношений, снижается уровень социального  контроля и самоконтроль.

Следствием этого становятся разрушение семейно-брачных отношений, преступность несовершеннолетних, массовая беспризорность, увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, и иные негативные социальные явления. В этих условиях особую тревогу вызывает подрастающее поколение, формирование его жизненных принципов и  создание достойных условий для  его существования и развития.

Растущая из года в год  безнадзорность детей – следствие  социальных и экономических потрясений в обществе. За истекшее десятилетие  появилось множество факторов, подрывающих  стабильность семьи, препятствующих родителям  воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени.  Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе  образовательные учреждения  на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию. 

Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в область платных  услуг,  также требует затрат со стороны семьи.  

  Проблема безнадзорности и беспризорности тесно смыкается в нашем понимании с такими негативными явлениями, распространенными в среде несовершеннолетних, как правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция.

Состояние и динамика детской  безнадзорности и бродяжничества  в РФ можно охарактеризовать как стабильно тяжелое. Подобная медицинская терминология вполне уместна, поскольку речь идет о тяжелом общественном недуге, поражающем людей и общество своими типично негативными свойствами и проявлениями. В отношении к данному социальному явлению начинают преобладать дискомфорт и равнодушие со стороны общественного большинства, помноженные на ситуативные общественные кампании, регулярно проводимые органами власти и управления. «Запущенность» детской безнадзорности, глубина и масштабы десоциализированности, укорененности синдрома безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимости возведения данной проблемы в ранг государственной безопасности, адекватных мер со стороны всех общественных институтов.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список 

 

1.Белов Н.А. Дети-бомжи: как это началось//Правда.- 2009.- №6

2.Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М.: Медицина, 1992

3.Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы//Нескучный Сад.- 2003.- №1

4.Миронов С.О положении  детей в Российской Федерации //Известия.-2005.

5.Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3

6.Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9

7.Садовская Ю. Беспризорников гораздо больше, чем мест для них в детских приютах//Аргументы и факты.- 2004.- №4

8.Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15

9.Закон РФ  №103-ФЗ от 20.07.2000 г.  «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14

 

 


Информация о работе Профилактика беспризорности несовершеннолетних